Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк – бельгийский прозаик, драматург, философ и эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Научная библиотека

Южно
-
Уральского

государственного университета

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов


2
9

августа

201
7

г.
1
55
-
летие
Мориса Метерлинка



Метерлинк Морис

(
1
8
6
2



19
49
)


Морис Полидор Мари Бернар Метерлин
к


бельгийский прозаик,
драматург, философ и эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Писал на

французском языке. Родился в Генте.

В 1886 г. была напечатана первая новелла Метерлинка
«Убийство
невинных»
. В 1889 г. он выпускает первую книгу стих
ов «Теплицы», в
1896 г. вышел сборник стихов
«12 песен»
, а в 1900
-
м



«15 песен»
.

В
1891 г. он переводит книгу фламандского мистика XIV в. Яна ван Раусбрука
«Украшение духовного брака»
. Известность Метерлинку приносит
пьеса
-
сказка
«Принцесса Мален»
, сюжет
которой заимствован из сказки
братьев Гримм, но Метерлинк превратил традиционную историю в
напряженную драму о поединке героини и злого рока. В последующие годы
Метерлинк пишет серии символистских пьес, характеризующихся
фатализмом и мистицизмом.
«Непроше
ная»

(1890)


драма, практически
лишенная действия, это первая пьеса драматурга о смерти и одиночестве. В
пьесе
«Слепые»

(1890) метафорой смерти является группа слепых,
потерявшихся в темном лесу.
«Семь принцесс»

(1891)


сказка о принце, который спасает в
сех, кроме
своей возлюбленной. Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало,
короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте.

Имя Метерлинка стало широко известным после выхода драмы
«Пелеас и Мелисанд
а»

(1892),
истории преступной страсти героини к брату мужа с трагическим финалом. Тема идеальных влюбленных,
которые уничтожают сами себя в поисках совершенства, впоследствии стала основой для создания
музыкальных произведений Дебюсси, Сибелиуса, Шенберга.

В 1894 г. Метерлинк пишет пьесы для театра
марионеток:
«Алладина и Паломид»
,
«Там, внутри»

и
«Смерть Тентажиля»
. К театру кукол
драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать
архетип его героев. Герои ра
нних пьес Метерлинка имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в
котором они живут, они жертвы рока. Это драматургия молчания, намеков и недомолвок. Только в пьесе
«Смерть Тентажиля»

намечена тема бунта против рока. В пьесах
-
сказках как
«Аглавена
и Селизетта»
(1896) и
«Ариана и Синяя Борода»

(1901) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Драма
«Сестра
Беатриса»

(1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма
«Монна Ванна»

(1902) утверждает героический подвиг
во имя родины, в ней появляется тема протеста
человека против всевластия рока. Пьеса
«Чудо святого Антония»

(1903)


острая антибуржуазная сатира.
Эти пьесы являются более традиционными, чем пьесы
-
сказки и пьесы для марионеток.

В 1908 г. Метерлинк опублико
вал пьесу
«Синяя птица»
, которая принесла ему всемирную
известность. В этой пьесе он возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890
-
х
гг. Эта сказочная фантазия, веселая и грустная, лирическая и мудрая, преисполненная веры в доброту
и
силу человека, в победу над силами природы, голодом, войной. Синяя птица


символ человеческого
счастья, в поисках которого герои путешествуют по свету, а находят его у себя дома. Феномен
неудовлетворенности человека и поисков счастья продолжает исследов
аться Метерлинком в продолжении
феерии пьесе
«Обручение»

(1918).

Особой известностью также пользовалась военная пьеса Метерлинка
«Бургомистр Стильмонда»

(1919), в которой он призывал к борьбе против немецких захватчиков. В поздних пьесах, таких как
«Мария

Виктория»
и
«Мария Магдалина»

Метерлинк обращался к библейским, сказочным и историческим
сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает
интерес к мистике и оккультизму:
«Соль земли»

(1919),
«Жанна д
’Арк»

(1945).

Идеалистические символистские взгляды раннего Метерлинка изложены в сборнике метафизических
эссе и трактатов
«Сокровище смиренных»

(1896)


реакции протеста против буржуазного позитивизма и
бескрылости натуралистического искусства. Книга
«Мудрость и судьба»

(1898) открывает цикл эссе по
вопросам познания и этики. В работе
«Сокровенный храм»

(1902) Метерлинк призывает к творческой и
социальной активности. В философском трактате
«Жизнь пчел»

(1901) автор в аллегорической форме
рассказал исто
рию человечества, провел аналогию между активностью пчелы и человеческим поведением.
Среди сочинений этого цикла

и

натурфилософские работы
«Разум цветов»

(1907), в котором он выражал
симпатию социалистическим идеям,
«Жизнь термитов»

(1926), иносказательное

осуждение коммунизма и
тоталитаризма, превращающих людей в термитов


хорошо организованных, но тупых существ, и
«Жизнь
муравьев»

(1930). В годы 1
-
й мировой войны Метерлинк
-
публицист клеймил германский милитаризм. В
статьях этих лет писатель выступал прот
ив фатализма в жизни и искусстве. После 1920 г. Метерлинк
продолжил работать в жанре философских эссе, в которых обращается к философии и эстетике символизма.
Его поздние трактаты
«Жизнь пространства»

(1928),
«Большая феерия»

(1929),
«Великий закон»

(1933)
,
«Перед лицом бога»

(1937) и др. исполнены мистицизма. В 1948 г. он издает книгу мемуаров
«Голубые пузырьки (счастливые воспоминания)»
.

Морис Метерлинк считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали
особое влияние на пьесы Бек
кета. Главные темы его творчества



смерть и значение человеческой жизни,
место и роль человека в обществе, в истории. Гуманистические пьесы драматурга периода 1896


1918 гг.
вошли в репертуар мирового театра. В России его драмы известны в первую очередь
в переводах В.Брюсова.


БИБЛИОГРАФИЯ

Метерлинк, М. Жуазель:
п
ьесы: Пер. / М. Метерлинк; Предисл. Н. Минского, с. 5
-
39
.



СПб:
Кристалл, 2000
.



542,[1] с.: портр.


Хран.: И(Бельг) М541.

Метерлинк, М. Пьесы / М. Метерлинк; пер. с фр. под ред. Н.

М. Любимова; вступ. ст.
Е. Эткинда
;
приме
ч.
Е. Эткинда, В. Стольной
.



М.: Искусство, 1958
.



575 с.: 1 л. портр.


Хран.: И(Бельг) М541.

Метерлинк, М. Разум цветов; Жизнь пчел / М. Метерлинк; Пер. с фр.
Л. Н. Вилькиной; Преди
сл.
Х. Л.
Борхеса
.



СПб: Амф
ора, 1999
.



504,[1] с.


Хран.: И(Бельг) М541.

Метерлинк, М. Синяя птица; Обручение: сборник / М. Метерлинк
.



М.; Владимир: АСТ: Астрель: ВКТ,
2011
.



284, [ 1]
c
.


Хран.: И(Бельг) М541.

Метерлинк, М. Синяя птица: сказ. повесть: для мл. и сред. шк. возр
аста: Пер. / М. Метерлинк; Худож.
И. Трефилов
.



М. : Диалог, 2000
.



186,[2] с.


Хран.: Ш9х М541.

Метерлинк, М. Сокровище смиренных; Погребенный храм; Жизнь пчел / М. Метерлинк; Худож. Ш.
Дудле и др.


Самара: АГНИ, 2000
.



436,[1] с.


Хран.: И(Бельг) М
541.

Французский символизм: Драматургия и театр: Пьесы. Ст. Воспоминания. Письма / Сост., вступ. ст.,
с. 5
-
52, коммент. В. Максимова
.



СПб: Гиперион: Гуманитарная академия, 2000
.



473,[3] с.: ил.


Хран.:
И(Фр) Ф845.

О
М. Метерлинке

Шкунаева, И. Д. Бельг
ийская драма от Метерлинка до наших дней: очерки / И. Д. Шкунаева; вступ.
ст. В. Лакшина
.



М.: Искусство, 1973
.



447 с.: 1 л. портр.


Хран.: Ш4/5 Ш678.

Сетевые ресурсы

Морис
Метерлин
к


[Электронный ресурс].



Режим доступа:

http://www.c
-
cafe.ru/days/bio/7/062.php

.


(
08
.0
8
.2017).

Морис
Метерлин
к

[Электронный ресурс].



Режим

доступа:

https://ria.ru/spravka/20120829/731561742.ht
ml

.


(
08
.0
8
.2017).

Морис
Метерлин
к

[Электронный ресурс]
// Википедия: свободная энциклопедия.


(
08
.0
8
.2017).



Составители:

Л. Давыдик
,
З
.
Рахматуллина
.



Приложенные файлы

  • pdf 1238411
    Размер файла: 153 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий