Такой мотив порога очень ярко обозначен в романе «Преступление и наказание». Также этот символ упоминается в легенде о рождении Афины: Гефест разрубил топором голову Затем именно по Евангелию Лизаветы будет читать Соня Раскольникову о воскрешении Лазаря.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Выражение культурологического компонента понятия топор в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

ВВЕДЕНИЕ

Каждый художник имеет свою, персональную мифологию. Это можно
наблюдать во всех произведениях мировой классики. В творчестве Пушкина,
Лермонтова, Толстого, Гончарова встречаются разные мотивы. В
произведениях Достоевского ключевым является мотив порога. Ге
рои этого
писателя то и дело оказываются у границы, делящей жизнь на до и после.
Переступив ее, сделав судьбоносный выбор, герой через некоторое время
снова оказывается у черты, ему снова приходится принимать сложное
решение. Такой мотив порога очень ярко
обозначен в романе «Преступление
и наказание». Причем у черты оказываются не только главные, но и
второстепенные герои. Конечно, одним из самых ярких примеров служит
судьба ключевого персонажа


Родиона Раскольникова. И один из его
порогов оказывается симв
олически выражен в некоторых знаковых
предметах, о чем и пойдет речь.

Ч
АСТЬ

I
.

Целью моей исследовательской работы стало описание языкового
выражения культурологического компонента понятия топор в романе Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание».
Чтоб
ы получить необходимый
результат, пришлось

решить следующие задачи:

1. Найти все упоминания лексемы топор в тексте романа М.Ф.
Достоевского «Преступление и наказание».

2. Рассмотреть минимальный контекст выявления случаев упоминания
лексемы топор в романе
М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Рассмотреть расширенный контекст выявления случаев упоминания
лексемы топор в романе М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

4. Сравнить языковое выражение понятия топор в тексте романа с
понятием
топор в мировой культуре.

Объектом исследования мне служил сам
роман,

а вот предмет я
сформулировала так: «выражение культурологического компонента понятия
топор в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».


ЧАСТЬ
II
.


Впервые топор появляется в сцене подготовки Раскольниковым
убийства. Родион пришивает петлю «под левую мышку», чтобы спрятать
туда топор. Но оружие тут же ускользает из его рук


Настасья не только не
ушла из дому, но и продолжает возиться на кухне. Но на
смену одному
вскоре приходит другой топор


топор из дворницкой. Сама эта сцена
подмены топора занимает важное место не только в моем исследовании, но и
в самом романе. Именно здесь Раскольников впервые запинается о порог


все рухнуло в один миг, он уже о
тступил, но случай снова подтолкнул его к
черте, через которую и перевел его тот самый новый топор из дворницкой.
Вообще, впервые топор упоминается во сне Раскольникова, когда голос из
толпы предлагает зарубить кобылу топором. Эта деталь тоже важна, ведь
с
удьба еще с детства готовила Родиона к совершению преступления.


ЧАСТЬ
III
.


Топор


один из самых частых символов мировой мифологии. Это
широко распространенный символ полновластия, связанный с древними
богами солнца и штормовых ветров, у древних греков
-

с Зевсом, а в
индуистской традиции
-

с богом огня Агни. Топор у народов Океании,
кельтов, северных народов и африканцев
-
символ власти вождя, правителя и
повсеместно
-

атрибут воина. Блеск и глухие удары топора, часто
сопровождающиеся искрами, в значитель
ной мере определили его
символизм, ассоциирующийся с огнем и жизнетворной силой грозы,
например,

в Западной Африке. Топор применяли для раскалывания черепов
жертвенных волов на Среднем Востоке. Также топор (иногда секира)
-

атрибут некоторых христианских с
вятых мучеников,
например,

апостола
Матфея. Чаще всего топор является символом силового решения: например,
в буддийской традиции он прерывает круг бытия. Топор символизирует союз
семей в китайских свадебных обрядах. В греческом мифе Зевса излечили от
голов
ной боли, разрубив ему голову топором; из трещины появилась
причина недомогания
-

богиня Афина.

Двусторонняя секира вырезалась на
минойских кирпичах в надежде получить покровительство Зевса над
строящимся зданием. В других случаях лезвия двусторонней секир
ы,
напоминающие полумесяцы, символизировали луну или обозначали
единство противоположностей.

Солярная эмблема богов Неба. Символ власти, грома, плодородия,
дождя, приносимого небесными богами, исправления ошибок, принесения
жертвы, поддержки, помощи. Двойн
ой топор рассматривался,
предположительно, как священный союз бога Небес и богини Земли, грома и
молнии. У африканских племен йоруба двойной топор несет магическую
функцию: им громыхает бог бури. У буддистов такой топор обрубает круг
рождений и смертей. У
кельтов он означает божество, вождя или воителя. У
китайцев символизирует правосудие, суд, власть, наказание. Священный
топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека. Для
христиан двойной топор означает мучение, разрушение. Эмблема святых
Иоанна Крестителя, Матфея, Матиаса и Прокла. У египтян это солярный
символ. У греков
-

эмблема Зевса; неиконическая форма символики Тенедоса
Диониса. В индуистской мифологии является атрибутом бога огня Агни,
вместе с дровами и мехами. Вишну срубает топоро
м дерево Самсару,
дуалистичное дерево Знания. В Минойской культуре не удается проследить
происхождение символа двойного топора. Предполагается, что он
символизировал верховную власть и силу, а также присутствие божества.
Предполагается далее, что на Крите
он являлся не столько символом, сколько
прямым неиконическим образом божества и обладал сверхъестественной
силой. Эмблема Зевса
-

бога грома и молнии и, кроме того, символом
Матери
-
охотницы. В Океании топор символизировал форму человека.
Полагали, что он о
бладает божественной силой. У скандинавов топор
сопровождает божественное существо, вождя или воина. В шумеро
-
семитской культуре топор
-

эмблема Таммуза. Хиттский топор и двойной
топор
-

атрибуты Тешуба, бога Солнца и Повелителя Небес; символизируют
верхов
ную власть.


Символ топора можно найти почти во всех религиях древности.
Предположительно культ топора существовал в Древнем Египте, Греции и
Ассирии. Образ блестящего топора, высекающего искры, во многом
определил его символическое значение, ассоциирующее
ся с огнем и
жизнетворной силой грозы. Этому орудию приписывали возможность
вызывать либо прекращать дождь.

Часто топор являлся атрибутом божества грома, например, Зевса.
Также этот символ упоминается в легенде о рождении Афины: Гефест
разрубил топором гол
ову Зевса, из которой и появилась богиня в полном
боевом облачении. В ином случае рассечение головы используется как
аллегория озарения, молниеносной интуиции. Двухсторонний топор является
символом священного союза божеств Неба и Земли, однако если его лез
вия
напоминают полумесяцы, то он является эмблемой Луны либо единства
противоположностей.

тяжелое рубящее орудие из камня или металла, в котором рабочее
лезвие параллельно и симметрично оси топорища. Основное назначение
топора
-

обработка дерева, но иногда

он использовался как оружие. Каменное
или металлическое орудие для обработки дерева с асимметричным в профиле
лезвием называют теслом. Тесло использовалось до появления пилы для
очистки дерева или долбления лодок, корыт и т.

ВАДЖРА

(санскр.; тиб. дордже,
яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг.
очир)


символ буддизма, подобно тому, как крест


символ христ
-
ва,
полумесяц


ислама, ворота “тории”


синтоизма. Тексты определяют его
сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний,
выступающие как симво
л божеств, истины учения Будды. В инд. мифологии
В. была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда
других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100
углами, 1000 зубцами. В. может иметь вид диска, а может бы
ть
крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть
символом плодородия. В буддизме облик В. таков: перехваченный
посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный,
двойной, тройной, крестообр. варианты). Ряд верховных божеств

пантеона
имеют слово “В.” в составе своих имен и В. в качестве одного из атрибутов.
Таковы Ваджрадхара


“держатель В.” (символ принципа просветления),
Ваджрапани


“рука, держащая В.” (символ уничтожения тупости и
заблуждения), Ваджрасаттва


“имеющий су
щность В.” (символ очищения)
и др. В ваджраяне В. олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание,
активность. В будд. изобраз. искусстве она выступает в паре с
колокольчиком


символом женского начала, мудрости, пассивности.

Н. Л.
Жуковская


Топор (сек
ира)

Топор, ассоциировавшийся у древних с могуществом богов огня, грозы и
бури, является символом силы и верховной власти.


В мифологии топор рассматривался в качестве атрибута индуистского бога огня
Агни и рогатого ассирийского бога грозы Раммана. Тишуб,
верховное хеттское
божество, вооружен двойным топором. Главным оружием славянского
громовержца Перуна первоначально также был каменный топор, замененный
позднее на золотую секиру.

Не только боги, но и люди использовали топор как
символ власти и могущества,

что нашло отражение в многочисленных мифах и
легендах. В сказаниях о словацком герое Юрае Яношике (?


1713), атамане
благородных разбойников и отважном мстителе за угнетенных крестьян,
упоминается валашка


небольшой топорик, знак его атаманской власти. Э
та
валашка, подаренная Яношику сказочной Белой Девой, придавала ему силу сотни
человек. Для того чтобы одолеть удалого разбойника, врагам пришлось хитростью
выманить у Яношика чудесную валашку и запереть ее за семью дверями. Но когда
героя повели на казнь,

волшебный топорик сам собою начал сокрушать одну дверь
за другой.


В религии сокрушительная мощь топора приобретает как разрушительную,

так и созидательную функции. Так, если в буддизме с помощью символического
топора можно покончить с бесконечной цепью п
ерерождений (сансарой) и прервать
непрерывный цикл бытия, то в китайской традиции во время свадебного обряда
топор выступает символом нерушимости нового союза двух семейств.


Символом неразрывного единства противоположностей представляется
лабрис



двусторонняя секира с широкими, напоминающими полумесяцы,
лезвиями. Наиболее ранние изображения лабриса относятся ко времени расцвета
минойской цивилизации на Крите (II тыс. до н.э.). Двойные секиры, изображенные
на стенах частично сохранившегося Кносск
ого дворца, служили, по
-
видимому,
магическими знаками, призывавшими божественное покровительство его
обитателям.

В христианской иконографии топор, как орудие мученичества, является
атрибутом некоторых казненных святых: евангелиста Матфея и Петра Мученика,
причем последний изображается с топором, торчащим в его черепе. Однако в
иконографии топор не всегда выступает в негативном смысле. Так, топор Иосифа
(мужа Девы Марии) указывает лишь на его профессию плотника, а топор в руках
св. Бенедикта, основателя стар
ейшего католического монашеского ордена
бенедиктинцев, намекает на чудо, якобы свершенное однажды этим святым.
Церковное предание повествует о некоем бедном лесорубе, лишившемся своего
единственного орудия труда: его топор, слетев с топорища, утонул в глуб
оком
озере. Видя отчаяние бедняка, св. Бенедикт, оказавшийся поблизости, взял у него из
рук топорище и опустил его в воды озера. Через мгновение топор на глазах
изумленного лесоруба сам собою насел на топорище.

В красном (шотландском) масонстве немаловажны
м символическим
значением наделена боевая секира, призванная безжалостно отсекать ненадежных
членов тайного общества и уничтожать его врагов.

В эмблематике символика топора проявляется по
-
разному. Для христианства,
рассматривавшего топор преимущественно ка
к орудие мученичества, характерна
евангелическая эмблема скрещенных топора и факела, символизировавшая смерть
на плахе или на костре.

В средневековой Испании существовал орден Дам Топора, учрежденный для
женщин в 1149 году графом Раймоном Барселонским. Это
т неббычный орден был
основан в честь храбрых женщин Тор
-
тосы, проявивших исключительное мужество
во время осады города маврами. Орденское одеяние составляли длинное платье и
капор с вышитым на нем алым топором. Таким образом, в данном случае топор
олицетв
орял доблесть и мужество.

В наше время изображение топора в сочетании с каской, киркой или
брандспойтом входит в эмблему пожарной охраны многих государств, а также
присутствует в знаках отличия за ликвидацию пожаров. Следовательно, как и в
глубокой древнос
ти, топор по
-
прежнему связывается с огнем.

В геральдике топор или секира символизируют силу оружия. В родовых
гербах рыцарей Западной и Центральной Европы это грозное оружие вложено в
лапы геральдических зверей


львов или леопардов, а в гербах российских
дворян
топор использовался в основном как «говорящая» эмблема (например, в гербе
Топорниных, где изображены три топора в голубом поле).

В гербах русских городов часто встречается эмблема медведя с секирой на
плече. Ее происхождение тесно связано с легендой

о Ярославле (см. главу
«Медведь»), герб которого она украшает. Позднее эта эмблема распространилась и
на гербы прочих русских городов: Малоярославца, Пошехонья, Петровска,
Данилова, Мыш
-
кина и т.д.

В гербах других русских городов (Галич, Тобольск) секира
соседствует со
знаменами, что символизирует их боевую славу. Секира, помещенная за стенами
крепости в гербе Сергиева
-
Посада, красноречиво свидетельствует о постоянной
готовности горожан отразить любого врага и защитить родной город. В военном
деле боевой т
опор нашел широкое, хотя и не повсеместное применение. У многих
народов древности, начиная с египтян, боевой топор был непременным атрибутом
воина. Размеры топора сильно варьировались в зависимости от географии:
североамериканские индейцы с изумительной ло
вкостью и точностью,
достигнутыми путем бесчисленных тренировок, метали во врага небольшие
томагавки, а римские легионеры времен Империи разили противника боевыми
топорами, больше напоминающими средневековые секиры, хотя изобретателями
широколезвийных секи
р историки признают скандинавских викингов.

Применявшиеся на Руси боевые топоры имели свои отличительные
особенности


для них была характерна прямая верхняя грань и лезвие, оттянутое
вниз, благодаря чему достигался не только рубящий, но и режущий эффект у
дара.
Боевыми топорами были вооружены преимущественно пешие ратники, поскольку
для всадника такое оружие не самое удобное.


Массовое применение боевых топоров характерно лишь для древности и раннего
Средневековья, но позже они стали постепенно выходить из
употребления, уступая
место секирам. В XVI

XVII веках на вооружении русской армии состоял бердыш


секира на длинной рукоятке с широким лезвием в виде полумесяца. Бердыш
использовался стрельцами как для рубки в ближнем бою, так и в качестве
подставки для с
трельбы из тяжелой пищали. Западноевропейским аналогом
русского бердыша являлась алебарда, имевшая иногда острие на конце древка.


Топор всегда занимал особое место в религии первобытных народов, а
цивилизации Востока и Средиземноморья сделали его
важным религиозным
символом. В нем заключено, как говорили, "всё, что есть божественного в
грозе, в человеческой крови, в принесенных жертвах". В особенности на
Крите двойная секира (лаб
-
рис) была объектом культа, из
-
за чего ее
помещали в гробницы, в свяще
нные пещеры, изображали рядом со
священнодействующими божествами.

Фасция с двойной секирой из Ветулонии, тоже найденная в гробнице,
несомненно, имеет отношение к критской религиозной культуре. Однако
сочетание прутьев с двойным топориком, более напоминающе
е атрибуты
римского, магистрата, говорит не столько о религиозной, сколько о
политической символике: покойный
-

правитель, возможно, царь, и его
последнее пристанище напоминает о власти, которой он был облечен при
жизни.

Судьбе словно захотелось дважды под
твердить слова Силия Италика: в
той же Ветулонии была найдена стела конца VII века до н. э. с изображением
двойной секиры, которую держит в правой руке, словно командирский жезл,
воин в шлеме с высоким гребнем и с круглым щитом. Одна из древнейших
этрусски
х надписей
-

если не самая древняя
-

сообщает нам имя этого
человека: Aveles Feluskes Tusnuties, или, на латыни, Авл Фелуск Победитель,
или Грозный, или Храбрец (значение прозвища до сих пор остается
неясным). Памятная стела была воздвигнута одним из его б
ратьев по оружию
-

Hirumina Phersnacbs, Герминием из Перузии.

Каждая деталь в романе, каждая встреча или поворот событий при
полном реалистическом правдоподобии часто отбрасывают мистические
тени или приобретают значение роковой непреложности. Неожиданные
случайности (вроде слуяайно подслушанной Раскольниковым на площади
фразы, что на следующий день Лизаветы не будет дома) вовлекают его в
преступление, “точно он попал клочком одежды в колесо машины и его
начало в нее втягивать”. (6; 58). Знаменательны, симв
оличны и все
подробности убийства, что нимало не противоречит той реалистической
выпуклости, с которой они навсегда запечатлеваются в сознании читающего.
Чего стоит только один сюжет с топором, для которого Раскольниковым
была приготовлена специальная петл
я под пальто, под левой мышкой, чтобы
удобнее было сразу его выхватить


в результате чего лезвие должно было
прилегать под пальто прямо к его сердцу. Однако когда герой перед самым
убийством спохватывается о хозяйском топоре,


того не оказывается на
мест
е, что грозит разрушить весь его тщательно продуманный замысел.
“Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из
-
под лавки направо что
-
то блеснуло ему в глаза... Он бросился стремглав на
топор (это был топор) и вытащил его из
-
под л
авки... “Не рассудок, так бес,”


подумал он, странно усмехаясь. Этот случай ободрил его чрезвычайно.”
(6; 59
-
60). (Позже Раскольников будет утверждать Соне, что “старушонку
черт убил”, а не он). Смертельный удар старухе Раскольников наносит
обухом топора
так, что лезвие при этом обращено к нему самому


это как
бы знак того, что Раскольников одновременно наносит непоправимый удар и
себе и скоро окажется жертвой своего же убийства. Лизавету же
Раскольников убивает острием, как бы отводя от себя удар, и дейс
твительно,
от Лизаветы далее тянется спасительная для Раскольникова нить к Соне
Мармеладовой, чей крест был на невинно убитой. Затем именно по
Евангелию Лизаветы будет читать Соня Раскольникову о воскрешении
Лазаря. Еще один пример символической детали: Ко
гда Раскольникову
прохожие подают, как нищему, двугривенный, разжалобившись его
оборванным видом и полученным им грубым ударом кнута, он презрительно
бросает монетку в воду: “Ему показалось, что он как будто ножницами
отрезал себя сам от всех и всего в эту

минуту”.


ЧАСТЬ
IV
.


Самым явным фактом, связанным с топором в романе «Преступление и
наказание», пожалуй, является подмена топора. Ведь изначально
Раскольников планировал убить старуху топором из кухни, но Настасья
помешала ему сделать это. Расстроенный

несостоявшийся убийца вышел на
улицу и тут из дворницкой ему блеснул другой, новый топор. И это было не
просто орудие убийства. Если рассматривать топор, как теневой
полуперсонаж, то получается, что не Раскольников убил старуху, а дьявол,
принявший обличь
е топора. Сам Раскольников в последствии
скажет «не

рассудок, так бес». Топор блеснул, словно подмигнул молодому человеку,
находясь у сердца, под левой мышкой в петле, топор придавал ему сил, а
когда в сам момент убийства у Раскольникова не было сил, топор

сам
совершил преступление, опустившись обухом на голову старухи. Таким
образом, топор совершил
движение,

похожее на движение маятника


от
коморки к дому старухи и от дома обратно. Топор совершил свое черное дело
и покинул Раскольникова. Но как же убийств
о Лизаветы, спросите вы. Это
преступление действительно совершил Родион Романович. Не от злости, от
испуга.

Если на голову старухи топор опустился обухом, скорее означая
приношение в жертву, ей словно раскололи череп, то Лизавета поплатилась
ни за что, ка
к христианские святые. Топор служил полуперсонажем только
до той поры, как убил старуху, дальше Раскольников все сделал сам.

Топор ни с проста обладал магической силой. Если рассмотреть его
местоположение, то можно заметить, что Раскольников словно вытащил

топор
из
-
под

земли. Коморка дворника находилась ниже уровня первого
этажа, а сверху находился каменный дом. Выходит, топор был спрятан в
земле под камнем, как меч кладенец, который обладает магической силой.
Раскольников вытащил иго и получил эту силу, но

сделав свое дело топор
-
кладенец снова стал
обычным.


Но что бы случилось, если бы Раскольников пошел на дело с обычным
топором? Изменило бы это суть? Да, конечно. Ведь топор из кухни не был
наделен магической силой, а Раскольников не обладал достаточной
силой
характера, чтобы пойти на убийство. Возможно, он бы дошел до старухи и
даже выполнил первую часть дела,
но,

когда пришла та самая минута, когда
силы его покинули, он бы не смог поднять топор и убийство бы не
состоялось.

Рассуждая о топоре, приходит
в голову мысль, почему Раскольников
выбрал именно это оружие убийства? Неужели, не проще бы было
воспользоваться ножом или пистолетом? Отвечая на этот вопрос, нужно
обратить внимание на вещество топора


он сделан из железа и дерева.

Значение железа
-

м
уж
ская твердость, стойкость, сила; это менее всего
символ цивилизации

(хотя по исторической логике это могло быть и так), а
скорее, суровой несгибаемости и разрушительной жестокости войны. Хотя
метеоритное железо высоко ценилось как божественный металл,
особенно
ацтеками, расплавленное железо рассматривалось в начале Железного века
как инструмент зла. В Греции Геродот (484
-
425 гг. до н. э.) называл его «вред
человеку», поэт Гесиод (700 г. до н. э.)


жестоким лишением жизни, а
египтяне


костями бога
-
разр
ушителя Сета. Это означает, что железо
традиционно рассматривалось как грубый металл, сравнимый с медью и
бронзой; золото ставилось отдельно, его предпочитали использовать в
производстве культовых изделий. Позднее железо стало символом рабства

(ассоциация
с цепями), хотя и встречалось в качестве символа защиты и
плодородия. Сварочная сталь стала широко использоваться в украшении
церквей.

Дерево символизирует полную проявленность; синтез неба, земли и
воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности

камня;
одновременно axis и imago mundi; срединное древо, соединяющее три мира,
делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным
силам; омфал и центр мира.

Дерево

также означает женское начало; питание,
убежище, защиту и поддержку, предо
ставляемые Великой Матерью; силу
неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует.

Таким образом, топор сливает в себе два несовместимых явления


силу и спокойствие, мужчину и женщину, войну и мир. Так и Раскольников
шел на преступление рад
и мира, чтобы силовым путем достичь благополучия
в мире.


Приложенные файлы

  • pdf 1226229
    Размер файла: 248 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий