Артикул. Левитан Исаак Ильич. Репродукция доступна к. Художник Левитан И.И. 542?768…707?1000. palitra-ru.ru. Краткая биография С.А.Есенина. Есенин Сергей Александрович (1895- 1925 гг.)


МБОУ «Кармановская средняя школа»
Смоленской области Гагаринского района
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе
Тип урока: творческая мастерская.
Тема урока:


Учитель русского языка и литературы :
Лобачёва Валентина Васильевна
Оборудование урока Цели
Репродукции картин русских и советских художников
фотовиды
Иллюстрации к стихам
Выставка книг
Берёзки-плакаты
Выставка изделий из берёзы
Берёзовые листочки –заготовки для работы Обучение
внимательному отношению к слову; работе как в группах, так и индивидуально;
ассоциативному восприятию;
самоанализу.
Развитие навыков
выразительного чтения;
анализа стихотворений;
творческого мышления;
составления акростихов,
буриме,эссе;
логического мышления и
осмысления
своего мнения.
Воспитание
любви ко всему живому;
патриотического отношения к
Родине;
духовности.
Обоснование:
Процесс сочинительства доступен каждому. Это доставляет удовольствие и способствует усвоению новых языковых понятий. Но глубинная мыслительная деятельность невозможна без включения воображения.
Творческая же мастерская представляет собой комплекс заданий, выполнив которые , учащиеся приближаются к пониманию поэтического мира, значимости слова.
Одна из основных идей мастерской состоит в том, что каждый человек должен по возможности раскрыть свои способности.
Знания и умения – побочный продукт деятельности ребят в мастерской. Здесь создаются условия, которые позволяют каждому ученику поверить в то, что нет ограничений его творчеству.
В мастерской сочетается работа в группах с индивидуальной работой.
Принцип.
«Доверьтесь своей руке, ваша рука очень умная, она сама чётко изложит ваши мысли.
Считают, что тайна писательства заложена в кончиках пальцев».
План урока:
1.Сообщение темы и целей урока;
Выяснение эмоционального настроя учащихся.
2.работа в микрогруппах.
3. Проверка домашнего задания (инсценирование сказки о берёзке; поисковая работа).
4.Творческая работа по описанию репродукций картин русских и советских художников
(подбор эпитетов, составление буриме и анаграммы, создание моделей в ателье «Берёзка»).
5. Релаксационная миинутка.
6. Театрализация.
7.Коллективноле составление грамоты ы защиту природы.
8.Ассоциативное восприятие ключевых слов урока.
9. Итого урока. Рефлексия.
Ход урока.
Перед началом работы проводится проверка эмоционального настроя класса с помощью условных карточек:
Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?».
Учитель: Ребята, когда вы слышите слово Родина, какие ассоциации представляются вашему мысленному взору?
Ответы: дом, тропинка, ромашка, берёзка, скамейка у ворот…
Учитель: всё это верно, ведь любовь к Родине начинается с вашего дома, родных людей, тропинки в школу, берёзки у окна.
Сегодня, работая в нашей мастерской вы пройдёте путь от поэтического образа берёзки к символу Родины. Я надеюсь, что вы узнаете для себя много нового и проявите себя талантливыми людьми, наделёнными творческим воображением.
Давайте вспомним строки С.Есенина «Берёза»
(презентация стихотворения).
А теперь задание по группам.
В процессе работы на отдельных листочках записывайте ключевые слова сегодняшнего занятия.
Расположение групп.
3
2

4
1


1 2 3 4
Составить краткую биографию С.Есенина(справку), пользуясь «Кратким литературоведческим словарём»
Д/з
1.Отчёт-доклад о поисковой работе 6 в каких ещё стихотворениях поэта встречается образ берёзки.
2. Стихотворение наизусть «Зелёная при ческа».
Литература: Лирика С.Есенина Работа со словарями: выявление значения слова «СИМВОЛ» и происхождение слова «БЕРЁЗА».
Литература: Толковый и этимологический словари Историческая справка о почитании берёзы в разных странах.
Персональное задание 1 человеку «художнику» (во время работы групп он создаёт рисунок, возникший на основе восприятия стихотворения «Берёза»)
Проверка домашнего задания:
Инсценирование удмуртской сказки «Красавица берёза».
Учитель: В сказке берёза наказывает жадных людей. И поделом! А вот в жизни чаще всего бывает иначе.
Послушайте стихотворение «Берёза» и подумайте о том. Как ей помочь.
***
Я берёза белая, я в лесу росла,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной.
Приходили люди в летний жаркий день,
Под моими ветками находили тень.
Взрослые умиленно смотрят на меня и улыбаются.
Но житью хорошему вдруг настал конец,
В лес пришёл однажды мальчишка-сорванец.
Он изрезал ножичком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала умру.
Он не успокоился, он поджёг меня,
Корчились листочки, сохли от огня
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про берёзку стройную в пламени, в дыму.
Ведь берёзка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую следует беречь.
Ну зачем берёзку резать или жечь?
Учитель: А сейчас давайте составим грамотку в защиту берёзки, и тем самым в защиту всей природы.
(ребята вносят предложения, учитель корректирует, затем всё переписывает на чистовик, и грамотка вывешивается на берёзу)
Учитель: Конечно, мы не сможем развесить такие грамотки по всему лесу, но если каждый из вас будет об этом помнить и другим рассказывать - это уже не мало.
Релаксационная минутка ( под музыку «Отчего так в России берёзы шумят»
Учитель: За окном весна, представьте, что мы с вами в берёзовой роще. Всё в природе оживает. Берёзки тянут свои ветки к солнышку. Появляются первые подснежники, раскрывают свои лепестки и тянут их к солнцу. Берёзки шелестят, веточками качают из стороны в сторону.
Учитель: Хорошо в берёзовой роще не только весной, но и в любое время года.
Посмотрите на репродукции замечательных картин русских и советских художников, на которых изображены берёзы.
Художники говорят языком красок - палитрой.
Какое общее название вы могли бы дать этим репродукциям?
Ответ: Страна берёзового ситца.
Учитель: Давайте рассмотрим, что с берёзкой происходит в разное время года?
(Каждая группа выбирает 1 репродукцию и обосновывает свой выбор)
Задание.
Пользуясь репродукциями, фотовидами, нужно:
1 2 3 4
Ателье «Берёзка»
(Представляют модели одежды, аксессуары весенне - летнего сезона)
Лето Составляют буриме
( у каждого своя рифма)
Зима Составляют акростих со словом берёза
Осень Вставляют в текст недостающие эпитеты
Весна
Во время выполнения заданий звучит вальс «Берёзка».
Работы читаются, рассматриваются и анализируются, те, которые не успевают разобрать, собирают на проверку.
Учитель: Отчего же берёзке уделяют так много внимания?
Чтобы ответить на вопрос отгадайте загадки.
1.Зелена, а не луг.
Бела , а не снег.
Кудрява, а не волос.
2.Слепому посвечение,
Нагому потешение.
Битому связь.
Полегчание хворому.
Обе эти загадки о берёзе. Издавна считалась она деревом «О четырёх делах».
Вот эти дела: (на доске открываются листы бумаги , под ними надписи).
Мир освещать
Крик утишать
Чистоту соблюдать
Больных исцелять
Учитель:Что вам известно об этих делах?
(первое - от темной ночи свет (лучина), второе- некопаный колодец (березовый сок), третье - старому здоровье (банный веник), четвертое - разбитому связь (береста).
(слушаются ответы, учитель дополняет сведениями)

Учитель:
Теперь вам понятно, что внимание на Руси к этому дереву неслучайно.
А.С.Пушкин , направляясь в южную ссылку в 1820 году , писал: «Мы переезжали горы, а первый предмет, который поразил меня - была белая берёза!Сердце моё сжалось».
Как вы думаете, почему?
Ученик: От тоски по Родине, обиды..
Учитель: А в 1941 году, когда все русские люди встали на защиту своей земли, каждая берёзка стала почти бесценной. Вот как вспоминают об этом в книге А.Т.Твардовского «Дорогами Василия Тёркина»,(читаются воспоминания). Мы начали работу со стихотворения Есенина, а завершив строками К.Симонова «Родина»
(Читается стихотворение)
А какие слова вы считаете ключевыми сегодня на уроке?
Ученик: берёзка. Символ, Родина, жалость, красота, любовь, Россия.
Вывод: «Без берёзки не мыслю Россию».Она символ нашей Родины.
Рефлексия: Что вы узнали нового сегодня?
Вам нравится работать в мастерской?
Какое у вас эмоциональное настроение в конце урока.
Домашнее задание:
Подобрать стихи русских и советских поэтов о берёзе.
Стихи, буриме, акростихи оформить в отдельную брошюрку.
Приложения.
1 задание:
Вставьте эпитеты(весна).
На краю опушки я встретил (молодую) берёзу. Я прислонился к её (стройному) стволу и сорвал (первый зеленоватый) листок. Он был (маленький и липкий). На тонких (бело-чёрных ) веточках висели весенние серёжки.
Сквозь( раннюю) зелень пробивались (тёплые) лучи (весеннего) солнца.
Я залюбовался (беззащитной и нежной) берёзкой.
2 задание:
Буриме(зима)
________________________ у березы
_______________________ слёзы
________________________ век
________________________человек
3 задание:
Акростих (осень)
Б______________________
Е______________________
Р______________________
Ё______________________
З______________________
А______________________
4 задание: Ателье «Берёзка» (лето)

«Красавица берёза».
Удмуртская народная сказка
В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеба ели не досыта.
Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.
Говорит старуха старику:
– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем.
Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать.
Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу.
Подошел поближе к березе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились.
Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:
– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет.
Старик испугался, даже топор из рук выронил.
«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик.
Не тронул он березу. Вернулся домой и говорит старухе:
– Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался.
– А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет!
И прогнала старика обратно в лес.
Подошел он к березе, поклонился и сказал:
– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!
– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет!
Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.
Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!
– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!
А старуха как накинется на него:
– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров!
С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому.
Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить:
– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза.
Старик обратно домой отправился.
Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:
– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси!
– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.
Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.
– Делай, – кричит, – что тебе приказано!
Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать:
– Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь!
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза.
Старик обрадовался, скорее домой зашагал.
Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.
Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху!
Стало старику так радостно, так весело, что забыл он все прежнее горе да нужду.
«Ну, – думает, – теперь всегда сыты будем!»
А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:
– Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!
Ударила его коромыслом и выгнала вон.
Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес.
Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать:
– Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота…
– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза.
Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблескивают! Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны.
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.
– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.
– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!
Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.
Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.
Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала.
Говорит она старику:
– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!
Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:
– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!
Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:
– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!
Вернулся старик домой, открыл двери.
– Ну, – говорит, – обещала береза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!
И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко.
Так-то вот и стали они оба медведями.
Константин Симонов - стихи

РОДИНА .
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Сергей Есенин стихи
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Художник: Рылов А.А. Берёзы
. http://www.museum-finearts.ode…

Грабарь Игорь Эммануилович. все картины художника. http://artcyclopedia.ru/1905_m…


Художник. Артикул. Левитан Исаак Ильич. Репродукция доступна к
http://www.p-h.com.ua/index.ph…

"Оттепель в Гатчине", Ричард Берггольц, репродукция.
http://www.house-art.com.ua/pr…

Художник Левитан И.И.
542×768…707×1000
palitra-ru.ru
Краткая биография С.А.Есенина
Есенин Сергей Александрович (1895- 1925 гг.)
Русский поэт.
Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г. В 1915 г. он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Вскоре выходит первый сборник его стихов — «Радуница». Сотрудничал в эсеровских журналах, напечатав в них поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония».
В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. В 1919-1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работал над драматической поэмой «Пугачев», весной 1921 г. отправился в Оренбургские степи, добрался до Ташкента.
В 1922—1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде и США. В 1924—1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работал там с огромным подъемом и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».
Октябрьская революция придала голосу Есенина удивительную мощь. Он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.
Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.
Об отношении к берёзе.
Берёза — дерево, символизирующее весну и воскресение.
Культ березы был характерен для стран севера и востока Европы. У скандинавов — она атрибут богини земли Нертус. Кельты одевали на голову умершим погребальные шапки из березовой коры. Мотив березы использовался у кельтских друидов в мистерии празднования зимнего солнцестояния. Тюркская богиня Умайя снизошла с неба на землю с двумя березами.
Береза в представлении народов Севера шаманское дерево, соединяющее землю и небо. Зарубки, отмечаемые шаманом на березе, символизируют лестницу в высшие миры. Камчадалы использовали ветви березы в сакральном празднике метел.
У древних славян береза связывалась с душами умерших — отсюда амбивалентное отношение к ней: почитание в качестве символа предков и характеристика как нечистого дерева. В ветвях березы обитают русалки, а на березовых метлах совершают свои полеты ведьмы. Но вместе с тем березовые ветви — один из самых распространенных у славян оберегов. Березовые ветви преграждали нечистой силе путь в жилище человека.
Береза символизирует девичество, поэтому в лирической поэзии береза аллегорически изображает девушку.
Береза обладает целебными качествами: так, березовый сок способствует очищению крови. Используемый в бане березовый веник служит средством ритуального очищения. Семантика березы — белый цвет.
Береза использовалась в мантических целях. Цыганские гадатели обворачивали вокруг нее нательную рубаху, после чего первый услышанный звук истолковывался как предсказание. На "зеленые святки" в России девушки производили обряд "заламывания березы". На дереве скручивали ветви, заплетали их в косички, обвешивали бусами и платками. Считалось, что этот ритуал должен помочь заключению брака. Гадали и по брошенным в реку березовым венкам.
Часто береза используется в качестве символа России.
Источники: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; О Великих Господских и Богородичных праздниках. М., 1990.
Берёза в культуре славянских народов и в России
В украинском и чешском календарях именем берёзы назван месяц март (см. статью Древнеславянский календарь).
Березозолом в древнеславянских памятниках письменности обозначался месяц апрель. Слово составилось из берёза и из слова зол, не употреблявшегося самостоятельно, которого корень тот же, что и в словах зел-ёный, зел-енеть и т. д. Таким образом, слово собственно означает зелень берёзы или месяц, в который берёза зеленеет; вот почему чеш. březen обозначает месяц март[44].
Берёза считается одним из символов России, поэтому во многих случаях её название использовалось для обозначения объектов, связанных с Россией:
Берёзу воспел Сергей Есенин в одноимённом стихотворении 1913 года[45].
В культуре других народов
Цыгане оборачивали нательную рубашку вокруг берёзы и по первому звуку, услышанному после этого, предсказывали будущее[27].
Берёза, в том числе карельская, чаще всего используется для изготовления рукояти традиционного скандинавского (в основном финского) ножа пуукко.
Ермолов А. С. в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» (изд. 1905 года) приводит как интересное поверье у киргизов, да и у других азиатских народов следующее выражение про берёзу: «Где меж елей вырастет берёза, туда непременно придут русские»[
Использованы материалы с сайтов:
http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-24-25
http://festival.1september.ru/articles/213545/
http://romanovang.21411s22.edusite.ru/DswMedia/stranaberezovogositca.doc
http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200801011
http://www.npl-rez.ru/litra-2/bet.htm
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-48/9.htm
http://www.realwood.ru/faq/porodi/bereza
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Материал из Википедии – свободной энциклопедии и др.

Приложенные файлы

  • docx 1226168
    Размер файла: 737 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий