3. Содержание курса “Устное народное поэтическое творчество”. 3.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий. «Авдотья-Рязаночка»: поэтика баллады, сказочно-былинные образы, мотивы и их балладная мотивировка.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.






Содержание




Пояснительная записка


4

Тематический план


5

Содержание курса


7

Список литературы по курсу


31

Формы контроля


36

Изменения и дополнения


39

Приложение


40































1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




1.1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Устное народное
поэтическое
творчество


один из базовых курсов в системе филологического
образования. Он вбирает в себя изучение природы народного творчества,
сохраняющего связь с архаичными представлениями о микрокосме
человеческой жизни и макрокосме мироздания. Данная дисциплина
предполагает знакомство студентов со специфическими особенностями
фольклорных текстов (поэтика, структурно
-
тематические признаки,
обрядово
-
магическая основа, форма бытования и т.д.), жанровой системой
устного народного творчества (народная лирика, эпос, др
ама, а также малые
жанры фольклора), календарно
-
обрядовым и семейно
-
обрядовым циклами.
Фундаментальной основой курса является изучение славянской мифологии,
предполагающее знакомство с языческими представлениями о мире и их
трансформацией в системе двоевер
ия, с мифологическими моделями
жизнеустройства и позволяющее приобрести навыки анализа фольклорных
явлений (в будущем


и литературных произведений, явно актуализирующих
мифологические принципы организации художественного мира). Знания,
полученные студента
ми в первом семестре, служат теоретической базой для
полевых и архивных исследований во время летней фольклорной практики,
которой завершается первый год обучения на факультете филологии и
журналистики.




1.2. ЗАДАЧАМИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ является:


-

изучение особенностей фольклорного мировоззрения и характера
бытования произведений унт;

-

знакомство со славянской мифологией и обрядностью;

-

изучение жанровой системы фольклора и овладение навыками анализа
произведений унт;

-

знакомство с ведущими работами м
ифологов, фольклористов, а также
историей русских и зарубежных фольклорных школ, направлений,
течений.










2.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Устное народное поэтическое творчество»




п/п


Название и
содержани
е разделов,
тем,
модулей


Название и содержание
разделов, тем, модулей

Самостоятельная

работа

Формы

контроля

Общи
й

Аудиторная нагрузка

Лекции

Прак
тичес
кие

Лабора
торные



Дневная форма обучения



1

Фольклори
стика как
наука.
Специфика
фольклора



8

2






10



Проверка
конспектов


2

Славянска
я
мифология
.


10


4
Славянская
мифология.
Высшие
боги. Низшая
демонология.



2



10


Консультация,

проверка
конспектов
.


3

Обряд и
обрядовые
жанры унт.



16


4
Календарно
-
обрядовый
цикл.

Семейно
-
обрядовый
цикл.


2



20



Консультация.

Тестирование.


4

Малые
жанры
русского
фольклора.


10


2






10



Консультации,
проверка
письменных
работ


5

Русская
народная
сказка

18


4



2

.


20


Консультация,
контрольная
работа
«Комплексный
анализ
волшебной
сказки
»


6

Несказочн
ая проза


8

2


2



10

Консультация


7

Былины


16

4








10


Консультация,
собеседование


8

Лирически
е песни


8

2



2



10

Консультация,
проверка
конспектов


9

Историчес
кие песни


6

2






10


Консультация,
собеседование


10

Русская
народная
баллада


8


2


2



10


Консультация,
собеседование


11

Духовные
стихи


8

2


2


10


Консультация,
собес
е
дование.


12

Фольклорн
ый театр и
народная
драма.


12

2



2



10



Консультация


13

Детский
фольклор


8

2



2



10

Консультации,

собеседование.


14

Фольклорн
ые школы.

Сибирская
фольклори
стика


6

2




10


Собеседование.

Коллоквиум (2
ч.)

История русской
фольклористики.
Мифологическая
школа


ИТОГО


36

18


160





Заочная форма обучения



15

Фольклори
стика как
наука.
Специфика
фольклора

7

2



10

Консультация
, проверка
конспектов

16

Славянска
я
мифология

7

2



20

Консультация
, проверка
конспектов

17

Обряд и
обрядовые
жанры унт.


12

2



10

Консультация
, проверка
конспектов

18

Русская
народная
сказка

52

2



20

Консультация,
контрольная
работа
«Комплексный
анализ
волшебной
сказки
»

19

Былины

2




10

Консультация
, проверка
конспектов

20

Лирически
е песни

7


2


10

Консультация
, проверка
конспектов

21

Фольклорн
ый театр и
народная
12


2


10

Консультация
, проверка
конспектов

драма.

22

Несказочн
ая проза

10




10

Тестирование,
проверка
конспектов

23

Малые
жанры
русского
фольклора

5




10

Тестирование,
проверка
конспектов

24

Историчес
кие песни

5




10

Тестирование,
проверка
конспектов

25

Духовные
стихи

5




10

Тестирование,
проверка
конспектов

26

Русская
народная
баллада

10




10

Тестирование,
проверка
конспектов

27

Фольклорн
ые школы.

Сибирская
фольклори
стика

10




120

Тестирование,
проверка
конспектов





3. Содержание курса “Устное народное поэтическое творчество”


3.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

Лекция 1 (2 ч.).

Фольклористика как наука. Специфика
фольклора.

Унт и фольклор


история терминов и границы понятий. Проблема
происхождения фольклора (фольклор и миф


мифологическая школа,
концепция О.М. Фрейндерберг, историческая основа фольклорных жанров


историческая школа; развитие фольклора и развит
ие языка


В.Я. Пропп;
психологическая природа народного творчества


К. Юнг). Эволюция
фольклорной системы: архаичный период, фольклор в системе двоеверия,
постфольклорная ситуация и проблема письменного фольклора.

Жанровый состав фольклорных произведений
. Особенность бытования.
Проблема авторства (коллективность и анонимность творчества; проблема
индивидуального творчества отдельных исполнителей
-

Соколов,
Азадовский, Никифоров). Вариант и редакция: диахронический и
синхронический аспекты.

Фольклор и лит
ература: общность и отличие.

История фольклористики, предмет, объект исследования.


Лекции 2
-
3 (4 ч.).

Славянская мифология
. Миф как форма мировоззрения
(феномен сознания). Типология мифов. Славянское язычество. Анимизм,
тотемизм, фетишизм; политеизм.
К
артина мира.

Мировой макрокосм и
микрокосм человеческой жизни. Мировое древо и мировое яйцо как
мифологические архетипы; мировая симметрия. Отражение мифологических
представлений в архитектуре, орнаментике славян. Зооморфные, солярные и
лунные символы, рас
тительный и ромбический орнамент и его семантика.
Жизнь и смерть в мифологии славян. «Свой» и «иной» миры: проблема
границы (радуга, Млечный путь, огненная река, горы). Традиции
захоронения и славянские представление о загробном путешествии. Вырий /
Ирий к
ак мифологема «иного мира»: связь с культом умерших предков, с
жизненным циклом человека и с годовым циклом.

Источники восстановления праславянской мифологической системы
(«Повесть временных лет» 986 г., Ипатьевская летопись 1114 г., «Слово об
идолах» Х
II

в.). Проблема периодизации славянского язычества (концепция
Б.А. Рыбакова). Праславянские духи и божества: культ упырей и берегинь;
Род и рожаницы; культ Перуна; славянская мифология в системе двоеверия.

Владимиров пантеон. Высшие боги.

Языческий панте
он времени Киевской
Руси («Повесть временных лет»). Сварог


бог неба и огня, культ огня у
славян. Даждьбог (Хорс), Перун и Стрибог в системе высшего пантеона
(функции высших божеств и их трансформация в системе двоеверия).
Симаргл. Мокошь/Макошь и женски
е языческие божества (Ладо
-
Лель):
охранные функции и система запретов. Культ Мокоши и Параскева Пятница
как покровительница женских занятий. Культ Велеса.

Низшая демонология
. Языческие представление о связи с миром умерших
предков: правильная и
неправильная смерть («заложные покойники» Д.К.
Зеленин). Духи дома и покровители хозяйственных построек. Славянские
представления о домовом: связь с очагом (культ умерших предков),
охранные функции и вредительство (добрый / злой). Обряд кормления,
«причесы
вания», переселения домового. Кикимора. Дворовой, банник,
овинник: мифологические функции, проблема «договора» человека с духом.
Духи природных пространств: леший, водяной, русалка, полудница,
болотник, полевой. Духи судьбы, болезни, смерти (лихорадки, дол
я/недоля,
смерть). Низшая демонология в исследовании С. Максимова.


Лекции 4


5 (4 ч.)

Обряд и обрядовые жанры унт.

Календарно
-
обрядовый цикл.
Обряд: основные признаки, цель,
организация. Понятие календарного обряда. Славянские представления о
календаре:
лунница и солнечный календарь. Зимнее и летнее солнцестояние,
весенний и осенний солнцеворот в аграрном цикле. Ритуальные костры и
чучельные похороны в годовом круге, магия солнца. Проблема
взаимодействия народного, христианского и гражданского календарей.


Зимний обрядовый цикл: границы, система праздников. Святки. Обрядовая
еда, игры, связь с культом умерших предков («Кузнец», «Покойник»).
Коляда и колядование (шулюканье/шуликанье). Культ Велеса, «свой мир» и
«чужой» в системе праздника. Колядки и овсен
евые песни: поэтика,
композиция, магическая природа. Святочные гадания: ритуал подготовки,
прогнозирующая функция. Поэтика подблюдных песен. Масленица:
ритуально
-
обрядовая природа праздника, недельный цикл проводов зимы.
Ритуальная еда, игры, культ умерших

предков и магия солнца. Масленичные
песни: композиция, поэтика, магическая природа.

Весенне
-
летний цикл: границы цикла, система праздников. С
о
роки


встреча
весны. Заклинательные песни веснянки. Обрядовые действия, еда. Великий
пост. Вербное воскресение.

Магия вербы, обрядовые действия,
восстановление целостности годового цикла. Пасха: народные приметы,
пасхальные игры, ритуальная еда и ее мифологическое значение. Красная
горка, Фомина неделя (навий день). Троицко
-
семицкий цикл. Ритуальная
функция березы
и весенней травы. Гадания. Обрядовые игры. Система
жанров: песни, обращенные к березе; песни, сопровождающие гадания;
приметы; пословицы. Культ умерших предков и русалии. Купальская
обрядность: культ Ярилы / Костромы; ритуальные костры, игры. Традиции
наро
дной медицины и обряд собирания трав.

Осенний цикл: границы, система праздников. Ильин день: связь с культом
Перуна, традиции запретов как ритуалированная граница в годовом цикле.
Обряд собирания урожая, культ Велеса. Жнивные песни. Покров


подготовка к з
име. Кузьминки.


Семейно
-
обрядовый цикл.

Событие и ритуал в системе семейного обряда;
взаимодействие с календарным циклом. Общие признаки обрядового
поведения; ритуальная цитация (граница «старого» и «нового», баня/вода в
системе обряда, «ролевое поведени
е» главного участника, обрядовая
симметрия), корильная и обрядовая магия в народной культуре.

Родильный обряд. Подготовительный период. Родильная семантика в
контексте свадебной обрядности. Народные представления о матери и
новорожденном; 40
-
дневные запрет
ы, традиции имянаречения. Приобщение
ребенка к миру людей: перепекание, пронимальная магия. Первое
укладывание в колыбель. Баба повитуха в системе родильного обряда:
приговоры, заговоры, песни. Проведывание, родины, крестины. Крестинный
обед: магическая фу
нкция ритуальной еды (отцовская каша / бабина каша),
обряд распределения доли.

Свадебный обряд: мифологическая основа. Традиции сибирской свадьбы.
Семантика предсвадебного ритуального поведения, следы брака
-
умыкания в
жанровой системе (приговоры), предсв
адебные запреты и их обрядовый
смысл. Символ «красоты» / воли. Свадебные причитания невесты: обрядовая
функция, поэтика, символика. Свадьба: свадебный хронотоп и его магическая
природа (сбор свадебного поезда, иерархия среди участников обряда, выкуп;
сема
нтическая граница: поле, лес, перекресток; церковь, свадебный пир).
Дружка как организатор свадьбы, образ дружки
-
перевертыша. Приговоры
дружки: поэтика, обрядовая функция. Свадебные песни: поэтика величания и
прогнозирующая функция. Антисвадьба в постсвад
ебном периоде: ситуация
испытания, подмены молодых, семантика корильных жанров.

Рекрутский обряд. Структура обряда. Организация и проведение «печального
пира»
-

ролевое поведение будущего рекрута, система запретов. Рекрутские
причитания: тематика, семантик
а образная система.

Похоронный обряд. Языческие представления о загробном путешествии.
Хронотоп обряда, система оберегов, связь семейного цикла с календарным.
Поэтика поминального причета и его роль в структуре обряда (К.В. Чистов).

Коллекция причетов, соб
ранная Е.В. Барсовым.


Лекция 6 (2 ч.).

Малые жанры русского фольклора.

Пословицы. История
собирания и изучения. Коллекция В.И. Даля, принцип публикации.
Одночастные и двучастные, приемы сравнения. Проблема вариативности.

Поговорка. Отличие от пословицы, т
ипы, структура.

Загадка. Определение. Мифологическая природа, версии о происхождении.
Тематические группы. Художественные средства. Сборник загадок Д.Н.
Садовникова.

Заговор. Жанровое определение. Мифологическая поэтика и магическая
природа. Слово и дейс
твие в заговоре. Композиция заговоров. Комплексный
анализ текстов. История собирания и изучения.


Эпические жанры русского фольклора.

Лекция 7
-
8
(4 часа)
.
Сказка
определение жанра и его разновидности.
История собирания, основные коллекции (братья Гримм, Б
. Броницын, И.
Сахаров, А. Афанасьев, Н. Онучков). Опыт классификации сказочных
сюжетов (А. Аарне


Андреев, указатель сюжетов восточнославянских сказок


Новиков), композиция, сказочные герои.

Волшебная сказка
. Проблема происхождения (связь с мифом, обрядом,
психологией). Композиция: поэтика присказки и концовки, отношение к
сказочному событию сказочника. Сказочный хронотоп: «свой» и «чужой»
миры, путь
-
дорога и ситуация испытания героев. Морфология сказки:
еди
нство сказочной структуры и ее семантики (В.Я. Пропп). Герои
волшебной сказки: высокий и низкий герой, распределение ролевых функций
(Е. Мелетинский), второстепенные герои (старшее и младшее поколение,
герои
-
помощники, вредители; герои, связанные с потусто
ронним миром).
Обрядово
-
мифологическая основа волшебной сказки, связь со свадебным,
похоронным обрядами и инициацией. К. Юнг и его последователи о
психологической природе волшебной сказки.

Комплексный анализ сказки «Царевна
-
лягушка».

Сказки о животных.

Про
исхождение, тотемистическая и мифологическая
основа животного эпоса. Круг сюжетов и система героев. Поэтика и стиль:
композиция, кумулятивность. Проблема иносказательности, типизация
образов.

Бытовые сказки.
Проблема происхождения, круг сюжетов; система об
разов,
их ролевая функция.

Иван
-
дурак


иронический удачник
,
и герой
-
хитрец.
Анализ сюжетов о мороке; о ловком воре (вор
-
озорник, вор
-
накопитель); о
попах. Сказка и анекдот.

Кумулятивная сказка.

Проблема происхождения. Принципы кумуляции.
Формульные и эпические сказки.

Докучная сказка
как

сказка
-
пародия: особенности поэтики, принципы
организации.

Основные коллекции сказок, история собирания.



Лекция 9
(2 часа).


Несказочная проза
Круг жанров.
История изучения.
Этиологические рассказы: сюжет сотворения мира, герои и их функции.
Предания


жанровое определения, сюжеты, характер повествования.
Исторические события и лица: предания о славянской истории (Чех и Лех,
поход Олега на Цареград); предания

об Иване Грозном, Петре
I
, Суворове,
народных вождях (Пугачев, Разин). Топонимические предания. Сибирские
предания о разрушении церквей: сюжет ослушания и наказания за грех.

Народный мифологический рассказ. Былички и бывальщины: система
образов, конфлик
т, характер исполнения. Городская быличка, туристические
рассказы о Черном Альпинисте и Белом Спелеологе и мифологический
рассказ о НЛО. Сказ: жанровые особенности, поэтика.

Легенда. Проблема происхождения. Система образов, круг сюжетов.
Христианские леген
ды о странствующем божестве, ангелах. Легенды о
святом Егории. Коллекция легенд, собранная А. Афанасьевым.


Лекция 10
-
11

(4 часа).

Былины.

История и границы термина, жанровые
признаки. Былинный хронотоп, соотношение «своего» и «чужого»
пространств, географ
ические реалии и мифологическое пространство,
поэтика панорамного изображения Руси. Богатыри


фольклорная семантика
образов. Гипотезы о происхождении былин: соотношение с историей,
мифологией, богатырской сказкой. Героический эпос и новеллистические
былин
ы, сюжет героического сватовства.

Классификация былинных сюжетов. Былины до
-
Киевского цикла о старших
богатырях, мифологическая основа образов Волха, Святогора, Микулы
Селяниновича. Культ земли, ситуация оборотничества, мотив
преемственности в до
-
киевуски
х былинах.

Былины Киевского цикла. Младшие богатыри, идея братства и единство
хронотопа (образ былинного Киева, княжеский пир и образ князя
Владимира). Героические сюжеты, связанные с биографией Ильи Муромца,
Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Анализ былин

«Добрыня и змей»,
«Три поездки Илья Муромца».

Былины Новгородского цикла. Образ былинного Новгорода. Герои и сюжеты
былин. Соотношение раннего и позднего сюжетов в былине о Садке (Садко
-
гусляр, Садко


купец). Поэтика пространства, магическая основа, сема
нтика
жертвы. Былины о Василии Буслаеве: соотношение сюжетов о детстве героя
и путешествия в Иерусалим


гибель Буслаева..

Скоморошины: проблема пародирования высоких былинных сюжетов,
поэтика. История собирания и публикации былин и скоморошин.


Лекция 1
2

(2 часа).

Лирические песни

Жанровое определение, особенность
лирического «я». Принципы классификации (тематический, по способу
исполнения, связью с обрядом).

Поэтика лирических песен. Лирический символизм: объем и границы
понятия. Сравнительный анализ магических образов в обрядовых песнях и
лирических символов во внеобрядовой лирике (ср. соотношение образа
калины в свадебных песнях и в любовных песнях).

Прием

психологического параллелизма (А.Н. Веселовский). Типы
параллелизма, особенность передачи настроения, Анализ лирических песен.

Особенность композиции, прием ступенчатого сужения образа.

«Формульность» лирической песни: анализ лирических ситуаций «девушка
у
окна», «девушка у реки» и др.

Хороводные и игровые песни: поэтика, образная система.

Поэтика частушки.

История собирания песен, основные коллекции.


Лекция 13

(2 часа).

Народная баллада
. История термина, проблема
жанрового определения, признаки народной
баллады. Тематический и
хронологический принципы классификации. Соотношение диалога и
монолога, страшного и обыденного, элементы мифологической поэтики.
Герои баллад, мир балладной семьи и основы балладного конфликта.
Исторические баллады. Сюжет трагическо
й встречи родных, инцеста,
элементы сказочной поэтики. Семейные, любовные, социальные баллады:
конфликт, поэтика. Комплексный анализ баллад «Князь Роман жену терял»,
«Василий и Софья».

Балладное сюжетообразование: открытый ход действия, предсказанная
роко
вая развязка, трагическое узнавание.

История собирания и изучения баллад, влияние на литературную балладу.


Лекция 14

(2 часа). Исторические песни

Жанровая поэтика, соотношение с
былинной, балладой и лирической песней. Основные циклы исторических
песен. Р
анние песни. Поэтика «Щелкана». Цикл песен об Иване Грозном,
Ермаке, Смутном времени, Петре
I
, Пугачеве, о войне 1812 г. Народная
поэтизация героев. Композиция и поэтический строй исторических песен.

Сборник исторических песен Миллера; история собирания,

принципы
классификации.

Лекция 15

(2 часа).


Русские духовные стихи.
Определение жанра, история
изучения, основные сборники. Особенность бытования. Г.П. Федотов


исследователь духовного стиха.

Поэтика духовного стиха: круг сюжетов, система образов. Библ
ейские и
апокрифические источники. Народная вера в духовном стихе. «Стих о
Голубиной книге»: основные редакции, редакция сборника Кирши Данилова;
образная система, народное православие, мифологическая картина мира.
Посмертный плач в духовном стихе, народны
е представления о загробном
существовании души. Мать
-
Сыра Земля и образ Богородицы.

Лекция 16

(2 часа).


Фольклорный театр и народная драма.
Этапы
развития народной драмы. Игрища, обрядовые игры и народная драма.
Ярмарочные представления. Скоморохи.

Луб
очная картинка и раек. Сюжет изгнания Адама и Евы из рая. Вертеп,
балаган, театр Петрушки: театральный реквизит, принцип организации
народного театра, репертуар. Жанровый репертуар балаганных дедов.
Зритель в народной драме: организация диалога со зрителем
, роль
импровизации, зазывалы и приговоры балаганных дедов.

Специфика народных драм «Лодка», «Царь Максимилиан»: сюжет, герои,
поэтика, литературные источники.

История изучения и сборники народных пьес, основные коллекции.


Лекция 17

(2 часа).


Детский фольклор
. Объем понятия: фольклор для
детей и детский фольклор. Психология ребенка (Выготский). Г.С.
Виноградов и О.И. Капица


исследователи детского фольклора.
Материнская поэзия: магическая основа, функции, круг жанров. Образная
система, мир се
мьи, поэтика, ритмическая организация колыбельных песен.
Пестушки, потешки, прибаутки.

Обрядовые принципы организации детской игры: семантика пространства,
структура игры, распределение ролей. Считалки и жеребьевки:
классификация, поэтика. Магия касания и
семантика пространства в детской
игре. Одиночные и коллективные игры. Смеховой фольклор: дразнилки,
поддевки.

Магические и мифологические основы детского фольклора. Детские
вызывания: структура, иерархия «духов», связь с гадальной основой. Детский
мифологи
ческий рассказ (страшилки/смешилки): композиция, образная
система, сюжетообразование.

Лекция 18

(2 часа).

Фольклорные школы.

Сибирская фольклористика.

Фольклорные школы: историческая, мифологическая (концепции
возникновения и изучения фольклора), неомифол
огизм.

Региональные особенности развития фольклорной ситуации. Сибирский
шаманизм. Результаты исследований унт на территории Кузбасса.

Народный календарь: проблема соотношения аграрного, христианского и
гражданского календарей в народном сознании. Обряд

собирания трав и
традиции народной медицины.



3.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах практических
занятий



Практические занятия проводятся по подгруппам, на каждую тему
отводится 2 часа.


ЗАНЯТИЕ №
1
. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ.

Миф и мифология: объем и границы понятий. Славянская мифология:
источники восстановления (книжные, фольклорные, этнографические).
Славянское язычество: определение понятия, язычество в системе двоеверия;
периодизация славянского язычества (концепция Б.А. Р
ыбакова); картина
мира в славянской мифологии. Мировое древо и мировое яйцо: архетипная
семантика. Микрокосм человеческой жизни, представления о посмертной
жизни человека (правильная и неправильная смерть).

Высшие языческие божества. Владимиров пантеон, яз
ыческие божества
и их функции, характер поклонения им.

Низшая демонология: домовой, кикимора, леший, русалка, водяной,
овинник и др. Мифологические представления о духах дома, природных
пространств и домашних построек.

Героические мифы славян. Кий, Щек,

Хорив, Лыбедь, Чех, Лях, Крак.


ЗАНЯТИЕ №
2
. ПОЭЗИЯ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА.

Свадебный обряд: сюжет, композиция, магическая основа.
Последовательность развития событий и действий в свадебном обряде.
Магическая природа обрядовых действий. Свадебный хронотоп (с п
озиции
жениха, с позиции невесты), семантика «перехода». Действующие лица
свадебного обряда. Поэтика жанров, связанных со сбором и встречей
свадебного поезда: круг образов и мотивов. Роль дружки на свадьбе. Круг и
поэтика свадебных жанров, связанных с друж
кой. Поэтика приговоров,
обрядовая функция. Образ дружки в величальных и корильных песнях:
образы и мотивы этих песен.

Жених и невеста в свадебном обряде. Одежда, обрядовая роль. Образ
жениха и невесты в песнях предсвадебного периода (сватовство, просватан
ье,
девичник). Магическая природа песен. Обряд расставания невесты с
красой/красотой/волей и жанры, сопутствующие ему. Причитания невесты:
обрядовая функция, поэтика. Поэтика величальных и корильных песен,
посвященных (молодым).


Двоеверие в системе р
усского свадебного обряда.


ЗАНЯТИЕ №
3
. ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА: ЖАНРОВАЯ ПОЭТИКА,
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ.

История изучения и собирания волшебных сказок.

Происхождение волшебной сказки. Монография В. Я. Проппа

«Исторические корни волшебной сказки». Процесс взаимодействия сказки с
обрядом и мифом.

Композиция волшебной сказки: поэтика присказки концовки.

Сказочный хронотоп. «Свой» и «чужой» мир; путь
-
дорога как
организующий стержень сказочного пространства. Поэт
ика сказочного
времени (длительность путешествия и мгновенность преодоления сказочных
пространств).

Персонажи восточнославянской волшебной сказки (концепции Е.
Мелетинского, Н. Новикова). Персонажи «первого ряда». «Высокий» герой.
Происхождение образа, фун
кции. Круг сюжетов с «высоким героем».
«Низкий» герой. Идеализация «низкого» героя, его эволюция. Персонажи
«второго ряда». «Помощники» главных героев, их функции, происхождение
образов. «Противники» / антагонисты, функции, происхождение образов.
Баба Яга
и Кощей Бессмертный: гипотезы о происхождении образов,
сказочная функция.


ЗАНЯТИЕ №
4
. НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА. ЖАНРЫ. СЮЖЕТЫ.
ПЕРСОНАЖИ.

Жанровая классификация несказочной

прозы. История собирания и
изучения. Народная легенда: жанровое определение, основные черты,
мотивы и сюжеты, персонажи.

Народные предания: определение понятия, основные черты,
классификация, сюжеты, мотивы,

Мифологическая проза. Былички и бывальщины: жан
ровое своеобразие,
классификация, мифологический сюжет, персонажи, современные
модификации жанра.


ЗАНЯТИЕ №
5.

ПОЭТИКА БЫЛИННОГО ЭПОСА. КИЕВСКИЙ ЦИКЛ.

Принцип классификации былин. Сюжетная классификация: до
-
Владимировский цикл о «старших богатырях», киев
ский и новгородский
циклы. Тематическая классификация: воинские / героические былины (о
борьбе с внешним и внутренним врагом), социально бытовые /
новеллистические (Ф. М. Селиванов).Типы героических былин по характеру
композиции (Ю. И. Юдин): случайные до
рожные встречи; поездка в чужие
земли для выполнение поручений князя; былины о борьбе с врагами
-
чудовищами. Поэтика былинного эпоса киевского цикла.

Богатыри киевского
цикла. Былинная биография Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши
Поповича. Круг сюжетов,
связанный с этими богатырями.


ЗАНЯТИЕ №
6
. РУССКАЯ НАРОДНАЯ БАЛЛАДА

Баллада как жанр устного народного творчества: история термина,
жанровые признаки. Поэтика, сюжет, роль диалога, элементы трагического,
система образов, психологизм. Тематические группы
баллад (исторические,
любовные, семейные, социальные). Ранние баллады. Сюжет полона («Теща в
плену у зятя», «Спасение полонянки» и др.). «Авдотья
-
Рязаночка»: поэтика
баллады, сказочно
-
былинные образы, мотивы и их балладная мотивировка.

Поэтика любовных бал
лад. «Василий и Софья»: балладная ситуация,
символика, мифологическая природа образов и балладная фантастика.
Семейно
-
бытовые баллады. «Князь Роман жену терял», «Рябинка»: поэтика,
образная система, конфликт и балладный драматизм, роль диалогов.
Семейные о
тношения в балладном мире.

Городской романс и баллада.


ЗАНЯТИЕ №
7
. ДУХОВНЫЕ СТИХИ

Духовные стихи как жанр устного народного творчества. Источники,
характер бытования (роль и функции исполнителей и слушателей, кто такие
«калики перехожие», их репертуар,
духовные стихи в старообрядческой
среде). Поэтика жанра.

Ветхозаветные сюжеты и персонажи духовных стихов. Элементы
двоеверия, образы языческой мифологии. Стихи на евангельские сюжеты.
Стихи о Страшном Суде. Народные представления о потусторонней жизни
душ
и. Герои
-
змееборцы в духовных стихах.

Стих о Голубиной книге. Семантика названия, композиция, поэтика,
мотив чуда, мифологема книги, сюжет сотворения мира.


ЗАНЯТИЕ №
8
. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР И НАРОДНАЯ ДРАМА.

Народный театр и народная драма. Этапы развития
народной драмы.
Основные коллекции (Н. Е. Онучков, П. Н. Берков). Разновидности
народного театра. Раек, вертеп, балаган: особенность театрального действа,
круг сюжетов, тем, система персонажей.

Кукольный театр Петрушки: цепочный принцип композиции,
традици
онные сюжеты, мотивы «телесности» в народной драме и смеховая
культура. Сделать анализ одной драмы.

Народная драма «Лодка». Принцип «сценической» организации, роль
зрителей, литературные источники и их роль, система образов, конфликт,
функция музыкальных ф
рагментов. «Царь Максимилиан»: поэтика драмы.
Источники драмы, система персонажей, их сценическая функция, конфликт.


ЗАНЯТИЕ №
9
. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

Детский фольклор: история термина и границы понятия (материнская
поэзия и творчество детей). Поэзия материнства и детства (круг жанров, их
назначение). Поэтика колыбельных песен. Обряд первого укладывания
ребенка в колыбель, ритмика и мелодический строй ко
лыбельных, поэтика
повторов, магия навеличивания и корения, образная система (покровители
детского сна, мифологические существа, нарушающие сон ребенка; образ
котика в колыбельной). Поэтика пестушек и потешек.

Детский игровой фольклор. Обрядовая структура

организации детской
игры: начало игры; заклички, призывающие к началу игры (магия касания,
объединяющая участников игры), считалки, жеребъевки (происхождение,
типология). «Жмурки»: семантика игры, мифологическая природа, концовки
игр (семантика завершенн
ости игры).

Смеховой фольклор. Прозвища, поддевки и дразнилки (жанровая
природа, принципы противодействия).

Детский обрядовый фольклор. Детский народный календарь. Поэтика
календарных закличек.



3.3. Индивидуальная работа (ДО, ОЗО)


КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ВОЛ
ШЕБНОЙ СКАЗКИ (контрольная работа)

Схема анализа:

1.

Название сказки (источник, по которому анализируется).

2.

Морфологический анализ с пояснениями функций и сюжетных ходов
(В.Я. Пропп).

3.

Композиция и поэтика сказки, особенность сказочного хронотопа

(соотношение «своего» и «чужого» миров, образ пути
-
дороги, ситуация
«границы»
-

связь с переходными обрядами).

4.

Система сказочных персонажей: их функции, происхождение, топос.

5.

Мифологическая и обрядовая праоснова сказки (элементы
«переходных» обрядов: свад
ьба/смерть/инициация; сюжет путешествия
в «иной мир» и т.д.).


6* (
дополнительный вопрос)

Психология волшебной сказки: архетипы в
структуре сказки, соотношение сознательного и бессознательного.


Литература:

Пропп В. Я. Морфология <волшебной>

сказки. М., 2001 // Электронный
режим доступа: http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки // Электронный режим
доступа: http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt



Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказк
и (конспект главы «Низкий»
герой волшебной сказки») // Электронный режим доступа:


Дополнительная литература:

Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках // Юнг К.Г. Душа и миф. Киев
-
Москва, 1997. С
. 288
-
337.

Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. С
-
Пб., 2000.

Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск,
1989.

Франц М
-
Л. Психология сказки. С
-
Пб., 1998.


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ
ШКОЛА.

(Коллоквиум / Самостоятельная работа)

I
. Школа как научное явление. Фольклорные школы 19 века
(мифологическая, историческая, школа заимствования): основные методы и
приемы исследования.

II
.
Мифологическая школа: история возникновения, основатели, методология
исследования фольклорных произведений..

1. Буслаев Ф.И.


основатель русской мифологической школы. Научная
деятельность, ее этапы.

-

Основные идеи работ, посвященных русской мифологии.
Пр
облема соотношения языка и мифа.

-

Принцип изучения фольклора, жанровая система фольклора в
связи с мифологией.

-

Статья «Перехожие повести и рассказы»: проблема
«заимствования».

2. Афанасьев А.Н.


теоретик русской мифологической школы. Основные
этапы научной деятельности. Основные труды.

-

Поэтические воззрения славян на природу: композиция книги
(основные проблемы).

-

Глава «Происхождение мифов. Метод и средства его изучения».
Язык

и миф: проблема соотношения. Мифологическая основа
фольклорных жанров.

-

Гл. «Огонь» и «Вода». Мифологические представления о
первостихиях у славян.

-

Статьи о демонологии. «Дедушка
-
домовой».

Литература:

Плохотнюк Т.Г., Тулякова Е.И.

Устное народное творчест
во. В 4 ч. М.:
Флинта, 2012

Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие. М.:
Академия, 2008

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3
-
х тт. М., 1995
(или др. издание). Электронный режим доступа:
http://www.slavya.ru/trad/afan/I.htm


Дополнительная литература
:

Гусев В.Е. Мифологическая школа // Краткая литературная энциклопедия.
М., 1972. С. 874
-
876.

История русской фольклористики. М., 1963. Т. 2.
Или Академические школы
в русском литературоведении. М., 1976.

Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. Ф.И.
Буслаев. М., 1988.

Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М.,
1971. Работы Буслаева, Афанасьева.

Афа
насьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3
-
х тт. М., 1995
(или др. издание). Гл. Поэтические воззрения славян на природу, главы об
огне и воде. Или его же: Древо жизни. М., 1982. С. 21
-
37.

Афанасьев А.Н. Дедушка
-
домовой // Афанасьев А.Н. Нар
од


художник
(любое издание).


4. Список литературы по курсу

а) Учебники и учебные пособия:

Плохотнюк Т.Г., Тулякова Е.И.

Устное народное творчество. В 4 ч. М.:
Флинта, 2012 [Издательство «Лань». Электронная библиотечная система]

Капица Ф.С., Колядич

Т.М. Русский детский фольклор. М., 2011.
[Издательство «Лань». Электронная библиотечная система]

Хроленко А.Т. Язык фольклора: Хрестоматия. М., 2006 [Издательство
«Лань». Электронная библиотечная система]

Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учеб.

пособие. М.:
Академия, 2008



б) Основная научная литература

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (любое издание).
Глава «Происхождение мифа, метод и средства его изучения».

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (любое издани
е).

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Гл. «Периодизация славянского
язычества», «Рождение богинь и богов».

Фрэзер Дж. Золотая ветвь (любое издание). Гл. «Табу на людей», «Табу на
предметы», «Запретные слова». «Симпатическая магия».

Элиаде М. Аспекты м
ифа. Любое издание.


Богданов К. А. Vox Populi. фольклорные жанры советской культуры. М.,
2009

Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности.
избранное. М., 2011

Веселовский А. Н. Избранное: Традиционная духовная культура. М., 2009.

Виноградов Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири.
М., 2009.

Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века, 1900
-

первая
половина 1941 гг. СПб., 2009.

Интернет и фольклор.
М., 2009. Электронный режим доступа:
http://centrfolk.ru/edition/publication_online/publication_collection/596/

Налепин А. Л. Два века русского фольклора. Опыт и сравнительное
освещение подходов в фольклористике России
, Великобритании и США в
XIX
-
XX столетиях. М., 2009.

Неклюдов С. Ю. "Цыпленок жареный, цыпленок пареный..." //
http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov19.htm

Неклюдов С. Ю. Происхождение ане
кдота: «Муха
-
цокотуха» под судом
советских вождей //
http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov28.htm

Смирнов Ю. И. Былины. указатель произведений в их вариантах, версиях и
контаминациях. М., 2
010.

Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских

народов XIX
-

начала XX века. М., 2012

Фольклорная картина мира

/ науч. ред. Э. М. Афанасьева. Томск , 2009

Фольклорная практика
: мультимедийные учебные материалы [Электронный
ресурс] / Сост.

Э
. М. Афанасьева, Е. Ю. Поселенова, В. В. Палачева, А. Л.
Калашникова
;
КемГУ. Электрон. дан. Кемерово: КемГУ, 2011. 1 электрон.
опт. диск (
C
D
-
ROM).


в) дополнительная литература:

Даль В. И. Об Уральском казачьем войске. М., 2010

Неизданные материалы экспе
диции Б.М. и Ю.М. Соколовых. 1926
-
1928. по
следам Рыбникова и Гильфердинга. в 2 томах. М., 2007

Классический фольклор сегодня. Материалы конференции, посвященной 90
-
летию со дня рождения Бориса Николаевича Путилова, Санкт
-
Петербург, 14
-
17 сентября 2009 г.
СПб., 2011.

Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.,
Питер, 2009

Поселенова (Сафатова) Е. Ю., Поселенов М. Е. Поэтика и образная система
сибирских заговоров (на материала фольклорной практики 2008 года в с.
Тарасово) // Фолькл
орная картина мира: Сборник научных работ / ГОУ ВПО
«Кемеровский государственный университет». Томск : Издательство
Томского государственного педагогического университета, 2009. С. 8


16.

Топорков А. Л. Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное
вос
приятие //
http://www.ruthenia.ru/folklore/toporkov1.htm

Шапарова Н. С. Энциклопедия славянских праздников. Календарные поверья
и обычаи славян. М., 2010.


г)

программное обеспечение и
Интернет
-
ресурсы:

1.

Русский филологический портал: www.philology.ru

2.

Портал периодических изданий: www.magazine.ru

3.

Российские электронные библиотеки: Информационно
-
интерактивный
портал: www.elbib.ru

4.

Фольклор и постфольклор: структура, типология, с
емиотика:

http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm

5. Фольклор и фольклористы России: http://ffr.nm.ru/



5.Формы контроля.

Вопросы к экзамену.

1.

Фольклор как народная форма творчества: особенность бытования
фольклорных произведений, основные черты. Научные концепции
происхождения фольклора.

2.

Жанровая система устного народного творчества. Современное
состояние.

3.

Фольклористика как наука. Основные ра
зделы, предмет и задачи
изучения устного народного творчества. Сибирская фольклористика.

4.

Славянская мифология и этапы ее развития. Основные работы по
славянской мифологии.

5.

Пантеон славянских божеств: «высшие боги» и «низшая демонология».

6.

Картина мира и
жизнь человека в системе славянского язычества.
Образ мирового древа и культ дерева в произведения устного
народного творчества.

7.

Двоеверие: характер взаимодействия языческой и христианской
культур в унт. Двоеверие в календарно
-
аграрном цикле.

8.

Обряд и обря
довая реальность, связь с мифом, ритуалом, магией. Типы
и виды переходной обрядности.

9.

Календарно
-
обрядовая поэзия зимнего цикла. Зимние святки. Поэтика
и виды колядок, поэтика подблюдных песен.

10.

Календарно
-
обрядовая поэзия. Масленица в контексте годового ц
икла:
ход и символика масленичной недели, обрядовые игры. Поэтика и
тематика масленичных песен, основные образы.

11.

Весенняя календарная обрядовая поэзия. Егорьевский цикл. Обряд
встречи весны: поэтика, тематика, магическая функция веснянок.

12.

Календарно
-
обряд
овая поэзия. Троицко
-
семицкий цикл. Русальные
обряды и культ предков. Поэтика троицких песен.

13.

Календарно
-
обрядовая поэзия летнего цикла. Славянские божества
Ярило и Купало, характер их обрядового почитания. Символика
купальской недели, купальские песни,
былички.

14.

Осенняя обрядность. Поэтика, тематика, магическая функция жнивных
песен.

15.

Семейно
-
обрядовая поэзия. Родильный обряд и поэзия родильного
обряда (заговоры повитухи, приговоры при купании ребенка,
величальные песни на крестинном обеде).

16.

Структура, с
имволика, магическая основа свадебного обряда.
Тематика, поэтика и композиция свадебных лирических песен.

17.

Фигура дружки в системе свадебного обряда. Круг и поэтика
фольклорных жанров, связанных с дружкой (приговоры и присловья;
образ дружки в величальных
и корильных песнях).

18.

Похоронный обряд и поэзия похоронного обряда. Поэтика,
классификация, история собирания похоронных причетов.

19.

Рекрутский обряд и рекрутский фольклор. Бытовой причет.

20.

Происхождение и система малых жанров русского фольклора.

21.

Типология

и поэтика русских загадок. Основные коллекции и
сборники.

22.

Типология и поэтика пословиц и поговорок. Труды В.И. Даля.

23.

Русские заговоры: ритуально
-
магическая природа, поэтика,
композиция. История собирания и изучения.

24.

Жанр сказки в русском фольклоре. Проис
хождение, связь с мифом,
обрядом и ритуалом. Основные коллекции. Классификация и указатели
сказочных сюжетов.

25.

Волшебная сказка: сюжеты и функции героев. В.Я. Пропп о
морфологии и исторических корнях волшебных сказок.

26.

Поэтика волшебной сказки: сказочный хро
нотоп, система образов,
типы героев.

27.

Сатирико
-
бытовые и новеллистические сказки (3


4 примера).
Проблема происхождения. Сюжеты, герои, поэтика.

28.

Сказки о животных (3
-
4 примера). Происхождение. Сюжеты, герои,
поэтика сказочного животного эпоса.

29.

Сказка и
анекдот. Кумулятивные и докучные сказки (3
-
4 примера).

30.


Несказочная проза. Сказания, легенды, придания. Типология. Поэтика.

31.

Быличка и бывальщина. Проблема классификации. Сюжеты и
персонажи мифологического рассказа.

32.

Былинный эпос. История собирания и
изучения былин. Основные
циклы.

33.

Цикл былин о «старших богатырях»: герои, проблематика, эпические
приемы изображения.

34.

Былины киевского цикла: былинный Киев, герои, сюжеты, эпические
приемы изображения. Поэтика, композиция, хронотоп героических
былин (3
-
4 п
римера).

35.

Новеллистические былины. Эпическое сватовство и эпическое
состязание в былинах.

36.


Поэтика былин «новгородского цикла»: образ былинного Новгорода,
типы сюжетов, герои, особенность эпического конфликта.

37.

Русские исторические песни. История развития
жанра. Герои. Поэтика.
Основные циклы.

38.

Русские духовные стихи. Народно
-
религиозные верования в духовных
стихах, поэтика жанра. Стих о Голубиной книге: символика, поэтика,
мифологическая основа.

39.

Русская народная баллада. Герои. Типология. Поэтика.

40.

Русские
лирические песни. История собирания и изучения.
Композиция и художественные средства выразительности лирической
песни (психологический параллелизм, прием ступенчатого сужения
образов, символика, формульность).

41.

Семейно
-
бытовая и любовная лирика. Герой и гер
оиня. Лирические
ситуации и мотивы. Поэтика.

42.

Игровые, хороводные и плясовые песни.

43.

Необрядовая лирика. Военно
-
бытовые песни: тематика, поэтика,
образные средства.

44.

Необрядовая лирика. Русская протяжная песня. Тематика и поэтика.
Характер исполнения.

45.

Русская

частушка. История развития жанра. Герои. Циклы. Поэтика.

46.

Детская мифология и детский фольклор. Жанровый состав,
проблематика и поэтика. Смешное и страшное в детском фольклоре.

47.

Народный театр: гипотезы возникновения, формы народного театра.

48.


Народная драма. Основные сюжеты. Персонажи. Поэтика.

49.

Мифологическая школа в русской фольклористике. Труды Ф.И.
Буслаева и А.Н. Афанасьева. Последователи мифологической школы.

50.

Историческая школа в русской фольклористике. Труды Вс. Миллера.



6.
Изменения и дополнения






из
ме
н
е
н
ия

Учеб
ный
год

Содержание изм
е
нений

Преподав
а
тел
ь
-
разработчик
программы

Р
а
бочая
програ
м
ма
пересмо
т
р
ена и
одобр
е
на
на
засед
а
нии
к
а
федры

Протокол
№__

«__»
____20
_
_г.

Внесения
и
з
менения
утве
р
жда
ю:

Первый
пр
о
ректор

КемГУ
(декан)

«___»
_____

20_
__г.














































Приложенные файлы

  • pdf 1221895
    Размер файла: 889 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий