Проблема неоромантизма. Неоромантизм – общеструктурный признак культурологического сдвига и показатель формирования относительно новой (модернистской)


ПРОГРАММА
кандидатского экзамена по специальности
10.01.03 – «Литература народов стран зарубежья»
(Великобритании и Ирландии)
Пояснительная записка
Экзамен кандидатского минимума по специальности представляет собой новый этап обобщения и систематизации знаний по специальности и синтезирует знания аспиранта или соискателя в области истории литературы конкретного профиля и знания по теории литературы и методологии.
Цель подготовки к кандидатскому экзамену по специальности – формирование системных знаний о литературном процессе, понимание своеобразия каждого из культурных этапов в его историко-литературном значении, умение охарактеризовать наиболее значимые художественные явления и тексты с опорой на имеющийся опыт литературоведческих исследований.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
- усвоение понятия «всемирная литература» в его историческом и современном значении;
- выделение стабильных и переходных эпох, действующих в их рамках художественных направлений и жанровых систем;
- знание основных научных школ изучения зарубежной литературы и их главных представителей;
- способность творчески применить научные методы литературоведческого исследования к рассматриваемым текстам и т.д.
Кандидатский экзамен призван выявить степень полноты и основательности знаний в области истории зарубежной литературы, понимание характера взаимосвязей зарубежной литературы с русской литературой и культурой, осознание актуальных методологических проблем исследования литературного процесса и готовность участвовать в их решении на материале предполагаемой темы исследования.
В перечень вопросов по специальности наряду с вопросами по истории, теории и методологии науки включен вопрос, связанный с собственным исследованием диссертанта, освещение которого предполагает демонстрацию навыков применения теоретических знаний к конкретному материалу исследования.
Содержание программы
Понятие «всемирной литературы» и место литературы стран романо-германской группы в ней.
Формирование образного строя и поэтики древних европейских литератур. Влияние античной литературы на топику и родовидовую структуру европейской литературы. Мифологический эпос. «Илиада», «Одиссея», «Беовульф», «Нибелунги», «Старшая Эдда» и др. Особенности архаического мифомышления. Специфика поэтики архаической эпохи. Исследования в области архаической поэтики.
Литература Средневековья. Переход от античности к средневековью как мировоззренческая революция: от ориентации на "природный космос" и "рациональный логос" к ориентации на сверхприродного бога и иррациональную веру. Новый художественный язык средневековой культуры: переход от мимесиса (подражания) к фантазии (вымыслу). Мировоззренческая парадигма Средневековья как отражение религиозной дихотомии земное - небесное. Символико-аллегорическая образность средневековой литературы.
Лирика Средневековья. Общечеловеческие ценности рыцарской лирики: поэтизация любви взаимной, высокая степень продолжительности любви, любовь как высший нравственный критерий. Возникновение средневековой драмы и театра. Традиции средневековой драмы в возрожденческой драматургии. Своеобразие жанровых форм: миракль, мистерия, моралите, фарс.
"Божественная комедия" как итог словесной художественной культуры средневековья и как предвозвестник литературы Возрождения. Смысл названия. Жанровая природа поэмы. "Божественная комедия" и средневековое видение. "Божественная комедия" и традиции литературного эпоса (Гомер, Вергилий, Овидий).
Эпоха Возрождения. Социально-экономические и политические предпосылки западноевропейского Ренессанса. Роль личности и христианства в формировании ренессансного типа культуры. Философские основы возрожденческого антропоцентризма. Раннее и Высокое Возрождение. Возрожденческие черты личности Петрарки. Универсальность интеллектуальных интересов. Индивидуализм Петрарки и проблема личной свободы. Пафос самопознания. Пластичность, живописность, пространственная определенность лирики. Категория времени: единство вечности и мнгновения. Образ Лауры. Лирический герой как новый тип человека, противостоящий аскетическому самоотречению средневековья.
Личность Бокаччо и основные вехи его жизненного пути. «Декамерон». Смысл названия. Композиция «Декамерона». Роль обрамления. Автор и его художественная функция в книге. Боккаччо как создатель новеллы классического типа.
Миросозерцательная природа возрожденческого смеха. Врачующее значение смеха - "комический катарсис". Природа смеха Рабле. Художественный мир Рабле в трактовке Бахтина ("Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса"). Карнавальная амбивалентность смеха Рабле.
Этапы творческого пути Шекспира. Вопрос о художественном методе Шекспира. Недраматические произведения Шекспира. Тема дружбы и любви в сонетном цикле. Комедии Шекспира. Грани комического. Играющая природа. Карнавальность комедийного мира. Мир как театр. Ранние комедии и их особенности. ("Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь"). Своеобразие поздних комедий ("Венецианский купец", "Двенадцатая ночь"). Трагическое начало в комедийном мире Шекспира.
Шекспир-трагик. Трагедия "Ромео и Джульетта": система образов, основные проблемы, смысл финала. Высокие трагедии Шекспира. Природа трагического. Человек и его место в обществе и миропорядке. Трагедия всеобщего распада и разлада: в самом человеке, в семье, обществе, природе, мироздании. Переход космоса в хаос.
«Гамлет». Трагическая страсть Гамлета и ее философско-исторический смысл. Трагедия сознания Гамлета. Трагедия "Отелло". Философская основа конфликта Яго и Отелло. Дездемона и Яго как ангельское и дьявольское начало. Величие героя и трагическая вина Отелло. Трагедия "Макбет". Макбет как возрожденческий человек. Нравственный урок жизненной судьбы Макбета. Проблема Зла в трагедийном искусстве Шекспира. Трагедия "Король Лир". Мудрость и безумие Лира. Лик Времени и Природы.
Сервантес. Роман "Дон Кихот" как роман нового типа. Характер пародии на рыцарскую литературу и рыцарские институты в романе. Рыцарственность Дон Кихота как источник его силы и слабости. Автор и герой. Функция образа Санчо Панса. Пасторальные идеалы в гуманистической программе героя. Характер смеха и природа трагического в романе.
Новое время как особый историко-культурный феномен: слом традиционалистских культур, становление «современного» мироощущения. Осознание кризиса идеалов Возрождения как составная часть нового менталитета. Секуляризация научного знания. Научная революция XVII века и ее роль в становлении новой, механической картины мира, концепции человека в Новое время. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм в XVII веке. Спор о литературных направлениях XVII столетия в современной науке. Критика концепции реализма XVII века. XVII век – эпоха барокко и классицизма. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека как конструктивный момент барочного мировосприятия. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, актуализация средневекового тезиса «жизнь как сон». Мир как театр. Тема лица и маски. Демонстративность художественного стиля, декоративность и пышность изобразительных средств, их утрировка. Полисемантичность мира и языка барокко, «расточительность» художественных средств. Творчество Джона Донна и поэтов-метафизиков. Монументальные эпосы Д. Мильтона.
Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Споры о классицизме в современной литературной науке. Классицизм и рационалистическая философия. Эстетическая «преднамеренность» классицизма: примат замысла над воплощением, осознанность художественных принципов и приемов, развитость теории классицизма. Нормативные поэтики европейских классицистов. Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов искусства. Иерархическая система жанров в классицистической теории. Сосредоточенность литературы классицизма на нравственно-психологической проблематике. Французская классицистическая драма. Ранняя модель трагедии классицизма в творчестве Корнеля. «Сид»: симметрия и рационализм в конфликте, образной системе, композиции; специфика корнелевских характеров. Модель трагедии зрелого классицизма в творчестве Расина. Создание новоевропейской комедии в творчестве Мольера. Жанровые и биографические истоки «высокой комедии». «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» как вершины творчества Мольера: современное и вечное в комедиях, история их интерпретаций. Художественное и теоретическое наследие Д. Драйдена. Эссеистика эпохи Просвещения. «Просвещенный вкус» и «здравый смысл» как эстетические критерии классицизма XVIII века. Состояние проблемы сентиментализма в современной литературной науке, ее дискуссионные аспекты. Сентиментализм и Просвещение, сентиментализм и предромантизм. «Предромантизм» как термин, объединяющий такие тенденции внутри различных художественных направлений, которые свидетельствуют о зарождающихся элементах романтического мироощущения. Сентиментальный роман Л. Стерна, С Ричардсона, Ж-Ж Руссо. Сенсуализм как философский исток сентиментализма. Категория «морального чувства» и ее роль в раннем сентиментализме. Проблема воспитания личности, идеи совершенствования общества, жизнестроительства, демократические симпатии «просветительской» сентименталистской литературы. Английская литература 1690–1730-х гг. Творчество А. Поупа – «первого правильного поэта» Англии. Д. Дефо. Место «Робинзона Крузо» в романном творчестве писателя и среди других английских романов первой трети века. Д.Свифт. «Сказка бочки», «Путешествия Гулливера» - первая критика Просвещения изнутри. Поэтика раннепросветительского романа. Пародия как механизм развития жанра романа. «История Тома Джонса» Г. Филдинга: особенности поэтики и утверждение равноправия нового жанра, романа, в литературе XVIII века.
Своеобразие французского Просвещения. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо. Драматургия французского Просвещения: от просветительского классицизма в трагедиях Вольтера к теории драматургии и драме Дидро. Проза. Жанр философской повести как центральный жанр просветительской прозы.
Разнообразие литературных течений и вариантов внутри немецкого классицизм. Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. «Литературные письма», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия». Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением, как развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. Бунтарский характер и жанровое новаторство ранней драматургии Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»). Формирование концепции «мировой литературы» у Гете. «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения.
Западноевропейская и американская литература эпохи романтизма. Смена поэтологической парадигмы: от канона стиля и жанра к поэтике творческой индивидуальности. Романтический и классический (реалистический) тип творчества. Философские основы романтического мировоззрения. Романтизм как творческий метод и литературное направление. Мировоззренческая концепция романтиков и принципы ее художественной реализации. Тип романтического героя. Мотивная структура романтизма. Жанровые предпочтения романтизма. «Протеистичность» романтизма и проблема вычленения романтизма как эстетической системы.
Корни иенского романтизма. Разработка теоретических основ новой литературы Ф. Шлегелем. Творчество Новалиса. Философские основы иенского романтизма. Жанровые предпочтения, стилевые искания. Творческая индивидуальность Г. Клейста. Драматические произведения Клеста: специфика конфликта, тип героя. Новеллистика Клейста: человек в борьбе с обществом и судьбой.
Многогранность таланта Гофмана. Жанровые эксперименты. Особенности конфликта идеала и действительности в произведениях Гофмана. Гротеск и фантастика в каприччио и романах Гофмана.
Специфика мировоззренческой программы Блейка: мир Невинности и Опыта в лирике поэта; диалектика Блейка; божественное и демоническое в произведениях Блейка. Пророческие книги Блейка. Блейк как художник. Лирика У. Водсворта, предисловие к «Лирическим балладам» как романтический манифест. Балладное творчество С.Кольриджа. «Баллада о старом мореходе» как романтическое произведение.
Лирическое наследие Китса. Своеобразие художественного метода поэта. Жанры оды и сонета в лирическом творчестве Китса. Романтические поэмы. Споры о художественном методе Д.Г. Байрона. Эстетическая программа Байрона. Гражданские мотивы в лирике Байрона. Лирика любви. Мифологические сюжеты в интерпретации Байрона. Тип романтического героя в поэмах и драматических произведениях. Лирическое наследие В. Скотта. Вальтер Скотт-романист. Жанр исторического романа в творчестве Скотта. Исторические реалии и художественный вымысел в произведениях Скотта.
Специфика французского романтизма: активность социальной тематики, сосуществование романтических и реалистических тенденций в литературе Франции. Психологические романы Шатобриана. Романтический герой в изображении Шатобриана. Ж.Санд: личность и судьба. Романы Ж.Санд как отражение социально-утопических взглядов писательницы. Ж.Санд - романистка. Лирическое наследие В. Гюго. Философичность поэзии Гюго. Романы писателя. Художественное воплощение эстетических принципов романтизма в романе. «Собор Парижской Богоматери». Поэтологический синтетизм романа «Отверженные».
Периодизация американского романтизма, специфика исторического развития страны и характер романтического двоемирия в творчестве американских романтиков. Поэзия Э.А. По: своеобразие эстетической программы и ее художественная реализация. Эвфонические эксперименты, поиски в области жанра. Новеллистика По. Аболиционистские мотивы в позднем американском романтизме. Углубление трагизма мироощущения. Человек и Судьба в романе Мелвилла «Моби Дик». Сборник стихотворений У. Уитмена «Листья травы».
Реалистическая литература второй половины XIX века.
Реализм как литературное направление, его хронологические рамки.
Становление реализма в его преемственных связях с романтизмом и другими литературными направлениями прошлых веков. Мировоззренческие опоры реализма в разных философских и социологических доктринах. Эстетика реализма в его отношении к аристотелевскому принципу подражания. Принцип типизации, роль, отводимая воображению. Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма. Продуктивность реализма как художественного метода на протяжении всего XIX века, его эволюция во взаимодействии с другими методами.
Особенности реализма во французской литературе: тесная связь с романтизмом; более ярко выраженное, чем в других странах, теоретическое оформление «школы» в связи с борьбой направлений.
Стендаль. Формирование его философских взглядов и общественной позиции в годы империи. «Красное и черное». Критическое изображение Франции последних лет Реставрации. Трагическая судьба простолюдина. Итальянская тема в творчестве Стендаля. «Пармский монастырь». Обличение итальянской политической действительности. Новаторство Стендаля в изображении войны.Бальзак – «историк современности». Значение просветительских идей, роль естественных наук в формировании мировоззрения и творческих принципов Бальзака. Творчество до «Человеческой комедии». «Человеческая комедия» как вершина классического реализма. Роман «Шагреневая кожа». Место «философских этюдов» в системе «Человеческой комедии». Проблема поэта в современной жизни.
П.Мериме как явление переходного характера. Роль Мериме в утверждении романтизма во Франции. «Хроника времен Карла IX». Новеллы Мериме. Флобер – крупнейший французский реалист второй половины XIX века. Принцип «искусство для искусства» и общественная позиция Флобера. Роман «Мадам Бовари». Критическое изображение провинциальных нравов. Концепция образа Эммы Бовари. Своеобразие психологического мастерства Флобера; принцип перевоплощения. Исследование современных нравов в романе «Воспитание чувств». Тема «утраты иллюзий». Критика буржуазной идеологии.Ги де Мопассан – крупнейший французский реалист последней четверти XIX века. Социальная и этическая проблематика романа «Жизнь». Новеллы Мопассана; их художественное своеобразие. Бурное капиталистическое развитие Англии в 1830-1840-е годы. Обострение социальных противоречий. Пути развития английского реализма.Ч.Диккенс – крупнейший представитель английского реализма XIX века. Ранние произведения («Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба»). Диккенс – юморист. Углубление социальной проблематики в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Николас Никльби». Рождественские повести. Роман «Домби и сын», его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика. Проблема положительного героя в творчестве Диккенса. Эволюция мировоззрения писателя после 1848г. Социальные романы начала 1850-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»). Художественный гротеск. Лиризм и патетика.У.М.Теккерей. Формирование реализма в ранних произведениях Теккерея. «Книга снобов» – сатира на английское общество. Обличение британского шовинизма. Роман «Ярмарка тщеславия». Особенности типизации в романе, мастерство реалистической сатиры. «Большие романы» Теккерея как цикл. Роман «История Пенденниса» как «роман воспитания». «Ньюкомы» как семейная хроника. Совершенствование приемов психологического анализа в романах Теккерея. Эссеистика 1850-х годов («Английские юмористы XVIII века», «Четыре Георга»).Понятие викторианства и позднего викторианства. Эволюция английского романа.
Западноевропейская литература рубежа XIX –XX веков. Явление переходности и вопрос о незавершенности культурологической ситуации конца ХIХ века, ее многознаковости.
Своеобразие историзма декаданса, тема «заката Европы». Пессимизм декаданса и переживание глобального кризиса системы европейских ценностей, конфликта между культурой и цивилизацией. Особенности творческого идеализма; эстетизм и элитарность. Свобода творчества в декадансе («искусство для искусства», «искусство жизни», «чистая поэзия», имперсональность письма).
Модернизм начала ХХ века как попытка преодоления декаданса. Натурализм: идеология, стиль, поэтика. Биологичность, физиологичность натуралистического метода. Связь позитивистских идей и натурализма; феноменальность натуралистического мироотношения. Творчество Э.Золя. Концепция 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципы работы писателя над ним. Структура общества в восприятии Золя, роль наследственности и социального бессознательного, проблема регулировки социально-биологического механизма. Соотношение характера и среды; образ «человека-зверя». Творчество Мопассана. Интерпретация флоберовской темы в романе «Жизнь», вопрос о цели существования, трагико-иронический смысл названия. Натуралистический импрессионизм мопассановских новелл, трактовка любви и смерти; особенность диалога, повествовательной рамки.
Символизм: мировидение, эстетика, поэтика. Содержание символа в культуре конца ХIХ века, его отличие от аллегории, символики, мифа, от представления о символе эпох Просвещения. Символ и проблема бессознательного. Суггестивность, музыкальность, общий лирический характер символа, сознательное и бессознательное в нем. Поэзия символизма. Символистская реформа в стихосложении. Проблема поэтической маски. Характер аллюзий, поэтических реминисценций. Интертекстуальность символистской прозы. Символистская драма, ее антинатуралистическая направленность. М. Меттерлинк и Г. Ибсен.
Проблема реализма. Уязвимость научного представления о реализме. Образ реализма как традиционалистского мышления и оппонента неклассических концепций творчества в начале ХХ века. Проблема неоромантизма. Неоромантизм – общеструктурный признак культурологического сдвига и показатель формирования относительно новой (модернистской) романтической парадигмы в условиях «гибели богов» и «размыва контуров». Позитивизм и формирование литературоведения как науки; особенности позитивистского литературоведческого словаря. Проблема эстетики творчества в символистской критике. Спор о «классическом» и «романтическом» типе творчества. Становление формальной школы в литературоведении. Традиция биографического метода Сент-Бёва. Культурно-историческая школа И.Тэна и его последователи.
Символизм во французской литературе. Лирический характер французского символизма 1870–1890-х годов. Парнасская и бодлеровская традиция в французской поэзии конца века. Модификация бодлеровского творческого начала в поэзии первого поколения французских символистов (Верлен, Рембо, Малларме). Манифесты поэтического символизма (Мореас, Малларме). Поэзия Верлена. Импрессионистическая тенденция верленовского символизма. Поэзия Рембо.
Творчество Франса. Франсовский интеллектуализм и проблема символизма как особого прозаического жанра. Франсовский опыт антиутопии. Возможности сатиры у Франса («Остров пингвинов»). Художественное наследие Ромена Роллана. Требование обновления идеализма в «Жан-Кристофе»; характер критики современности в романе; конфликт между гением и обществом, стихией и косностью. Творчество Пруста. Соотношение метода (символизм) и поэтики (импрессионизм); неприятие объективной природы времени. Пруст и Бергсон; время как творимая в индивидуальном сознании эстетическая реальность. Бергсоновская концепция «жизненного порыва» и «длительности»; время – символ неразрывности и «сейчасности» сознания у Пруста. Смысл названия цикла романов «В поисках утраченного времени».
Творчество Г. Манна. «Верноподданный» как выражение «левых» идей в истории немецкой литературы. Творчество Т. Манна. Семейная хроника «Будденброки» как опыт реалистического прочтения проблем эпохи.
Английский символизм. Эстетическая программа О. Уайльда: представление о парадоксе, образ творчества как религиозного служения. Сказки О. Уальда: становление метода. Вопрос о высшей реальности творчества в романе «Портрет Дориана Грея». Уайлд-драматург. У истоков английского неоромантизма: Р. Л. Стивенсон. Неоромантизм Киплинга. Мотив «другой страны» в колониальных рассказах. Лирика Киплинга как поэзия действия.
Английская проза начала столетия. Традиция романа ХIХ века в творчестве Голсуорси. Образ «форсайтизма» в «Саге о Форсайтах». Драматургия Шоу. Парадокс у Шоу («Пигмалион»). Проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца».
Литература США. Завершение эпохи «фронтира»; трансформация темы «американской мечты» в конце ХIХ – начале ХХ века. Дискуссия об «американском языке» и особом пути развития американской литературы.
Натуралистические и неоромантические тенденции в творчестве Лондона (роман «Морской волк», «Северные рассказы»); проблема художника (роман «Мартин Иден»). Драйзер и особенности его натурализма. Роман «Сестра Керри»; «принцип равновесия»; образ «приспособления к среде»; становление восприимчивости Керри и ироническая сторона ее успеха. «Религия успеха» и ее жертвы в романе «Амриканская трагедия». Традиция драйзеровского социального романа в литературе США ХХ века.
Западноевропейская и американская литература новейшего времени.
Выступление в 1910–1920-гг. художественного авангарда (футуризм, кубизм, дадаизм, ультраизм и др.) в литературе и изобразительном искусстве. Разрыв с традицией, ставка на обновление вплоть до отказа от художественности, от изобразительности. Эстетика «ячества», вседозволенность художника. Культ примитивизма; дезинтеграция и монтаж, симультанизм и коллаж как основные технические приемы. Дадаизм: анархический вызов всем нормам цивилизованного существования, отказ от смысла художественного творчества, от значащего слова, от красоты и самого искусства. Сюрреализм и предвоенные модернистские школы (кубо-футуризм).
Наследие французского реализма в новых условиях. «Огонь» Барбюса. Цикл романов Мартен дю Гара «Семья Тибо». Обстоятельства и характеры в романе «Семья Тибо». Трансформация жанра «семейного романа» в 30-е годы, проблема выбора пути в обстоятельствах мировой войны и предреволюционного кризиса. «Романтический экзистенциализм» Камю. Сизиф как герой абсурдного мира («Миф о Сизифе»). Роман «Посторонний», метафизический и социальный смысл романа. Историческая основа аллегоризма в романе «Чума». Ж.П. Сартр. Истоки философии, решающее значение немецкой феноменологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер). «Интенциональность» как средство преодоления односторонности идеализма и материализма. Своеобразие философского романа «Тошнота». Сартр – политик, публицист, теоретик «ангажированного экзистенциализма».
Г.Гессе и романтическая традиция. Роман «Игра в бисер», реальное содержание утопии, Касталия и Европа 30-х годов. Антитеза как принцип построения романов Гессе. Противоречивое отношение к «игре» – символу самоценности культуры и отрыва ее от практики. Брехт и реализм ХХ века. Гротескный образ фашизма в произведениях Чапека, Уэллса, Брехта. Лицо и маска у Фриша, эстетика «вариантов», пьеса как репетиция («Дон Жуан, или Любовь к геометрии»). Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Кафки и «пражская школа». Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования. Кафка и экспрессионизм. Своеобразие фантастики, «реальное чудесное» как способ раскрытия абсурдности мира. Приземленность ситуаций, обыденность персонажей, жизнеподобие невероятных происшествий («Процесс», «Замок»). Новелла «Превращение» как классический образец «кафкианства». Идея тотальной отчужденности личности, абсолютизация зла, абстрагирование черт персонажа. Первая мировая война и усиление сатирических тенденций в литературе Великобритании. Антивикторианский пафос романа Олдингтона «Смерть героя»; Олдингтон и литература «потерянного поколения». Утопия и антиутопия в литературе Великобритании. «Прекрасный новый мир» Хаксли как сатирическая антиутопия.Элиот как англо-американский писатель. «Бесплодная земля» – обобщенный образ западной цивилизации в состоянии кризиса. Элиот и символизм. Мифотворчество Элиота. Миф и «придание формы разброду». «Неоклассицизм» Элиота. Литературно-критическая деятельность и принципы «новой критики». Проблемы традиции, «интертекстуальность» его поэзии. Обращение Элиота к жанру поэтической драмы. Религия в творчестве Элиота как противовес хаосу. «Улисс» Д.Джойса – модернистский эпос, натуралистическая, импрессионистическая, символическая стихии романа, функция потока сознания. Способы конструирования текста: прием монтажа, «интертекстуальность» романа, ассоциации и аналогии, «этажи» повествования от натуралистической копии жизни до мифологизированного образа природы, общества и истории. В. Вулф как теоретик модернизма. Критичеcкая оценка реалистической традиции. Романтическая традиция в творчестве Д. Г. Лоуренса. Конфликт естественного, природного и неестественного, «механического» в его романах; социально-конкретное и метафизическое в изображении общества и человека. Утопизм «естественной жизни», символ и миф в романах Лоуренса.
Творчество Хемингуэя. Мировая война в его новеллах и романах. Содержательные аспекты техники «айсберга», использование опыта живописи, «постимпрессионизм» Хемингуэя. «Потерянность» писателя и экзистенциалистское мироощущение; трагизм, бытие у предела, индивидуалистическая мораль стоицизма, комплекс «мужских» идеалов. Война – константа абсурдного мира в романе «Прощай, оружие!»; любовь и война, утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Развитие гуманистических тенденций в повести «Старик и море».
Драматургия и поэзия в 20–30-е годы. Возникновение национальной драматургии. Творчество О’Нила, О’Нил и европейская драма, эволюция писателя от натурализма к экспрессионизму. Место пьесы «Страсть под вязами», отрицание фундаментальных ценностей американизма (семья, религия, собственность), их столкновение с «естеством», интерпретированным в духе фрейдизма. «Поэтическое возрождение» в США. «Открытие Америки» в поэтическом эпосе.
Высшее выражение американского мифа – творчество Фолкнера. Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Тематика литературы «потерянного поколения» в ранних произведениях. Йокнапатофа – социально-конкретное, национальное и вечное, общечеловеческое в образе вымышленного округа; библейские мотивы. Принципы построения романа «Шум и ярость», внутренние монологи у Фолкнера. Р.П.Уоррен о времени и истории в литературе США, в творчестве Фолкнера. Уоррен – критик, поэт и романист. Роман «Вся королевская рать» и трансформация темы делового успеха в литературе США ХХ века.Различные интерпретации понятия «постмодернизм». Расширение его до понятия «постмодернистской эпохи». Постмодернизм как метод, до предела, до отрицания самого модернизма доводящий его основополагающие принципы, - утверждение тотальной бессмысленности, хаотичности бытия, бессилия любого объективного знания, несостоятельности всякой систематизации. Имманентность литературного процесса, замкнутого в гигантской библиотеке – понятие интертекстуальности. Деконструктивизм как адекватное выражение постмодернизма, вытесняющего искусство «толкованием текстов» на основе тотального релятивизма и субъективизма. Постмодернизм как прием. Своеобразие постмодернизма У.Эко, осваивающего традиционный культурный опыт в целях создания современного художественного синтеза. Эко о постмодернизме. «Имя розы» как исторический роман.Литература перед лицом глобальных угроз «атомной эры», реальной перспективы гибели цивилизации и самой природы. Ослабление социально-классовых противоречий и возрастание удельного веса общечеловеческих ценностей. Сближение литературных направлений. Место и значение латиноамериканского «нового романа» в процессе поисков нового, универсального художественного языка. Реальное и фантастическое в «магическом реализме», своеобразие мифотворчества.
«Антитеатр» и традиция дадаистско-сюрреалистического театра. Фарсы Ионеско («Лысая певица»), драматургические средства воплощения абсурда. Пародирование социальной реальности в пьесах Ионеско, развитие гротескно-сатирической тенденции, образ тоталитаризма («Носороги»).
Смена поколений и ориентиров в литература США. Отчужденность героя романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи», поиски этических ориентиров, мотивы восточной философии. Экспериментальная проза Х. Кортасара («Модель для сборки»). Открытость миру «постмодернистского» искусства Маркеса, интертекстуальность в его прозе – средство создания всеобъемлющей картины бытия, «тотального» романа. «Реальное фантастическое» в романе «Сто лет одиночества», мифотворчество Маркеса.
Диалог культур в XX веке, плюралистичность и многомерность духовного опыта, прошлое и настоящее, настоящее и будущее в культурной традиции. Возрастание значения культуры – константы бытия, носителя подлинных достижений цивилизации, осознание жизненной необходимости ориентации на эти достижения, их сохранения и развития в новых условиях, в «конце века», у порога новой эпохи. 
Экзистенциализм во французской литературе. Творчество Камю и Сартра. Развитие американской послевоенной драматургии (Ю. О’Нил и Т. Уильямс). Антифашизм и антитоталитаризм в европейской литературе (Г. Бёлль, Дж. Оруэлл). Пути развития философской прозы в литературе стран немецкого языка (творчество Г. Белля, М. Фриша). Магический реализм в творчестве Х.Л.Борхеса и Х.Кортасара. Нарративные стратегии европейского постмодернизма.
Вопросы
к экзамену кандидатского минимума по специальности
10.01.03. - «Литература народов стран зарубежья» (литература стран германской и романской языковых семей)
Античность в западноевропейском классицизме.
Античность в западноевропейском романтизме и модернизме.
«Божественная комедия» Данте как отражение сознания человека эпохи Ренессанса.
Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и карнавальная традиция в западноевропейской литературе.
Гений У. Шекспира: лирика и драматургия в оценке современного литературоведения.
Фауст и Мефистофель И.В. Гёте как архетипические образы в интерпретации мифологической школы литературоведения
Дон Кихот и Санча Панса М. Сервантеса: архетипическая дихотомия.
Жанр сонета в лирике эпохи Ренессанса и барокко (Д.Донн, Ф. Петрарка, Данте Алигьери).
Французская драма эпохи Просвещения и проблемы классицистической эстетики (Корнель, Расин, Мольер по выбору).
Английский роман просветительского реализма (Д. Дефо, Д. Свифт) и философские основы эпохи Просвещения.
Английский сентиментальный роман эпохи Просвещения (С.Ричардсон, Л. Стерн).
Готическая традиция в английской литературе и ее романтические преемники (В. Ирвинг, Э.По, Э.Гофман). Проблема предромантизма в литературоведении.
У. Блейк – поэт и художник.
Йенская школа немецкого романтизма в контексте формирования западноевропейской романтической традиции.
Уникальность феномена Э.Т. А. Гофмана в немецкой культуре.
Поэзия Г. Гейне: лирика и сатира.
Французская исповедальная проза эпохи романтизма (Р. Шатобриан, А.де Мюссе).
Западноевропейский исторический роман эпохи романтизма (В. Гюго, А.де Виньи, Т. Готье, В Скотт) в контексте процесса романизации литературы.
Озерная школа как явление английского романтизма. Проблема романтизма в отечественном и англоязычном литературоведении.
Художественное воплощение идеи национальной идентичности в американской прозе (В. Ирвинг, Брет Гарт, О’Генри).
Английский реалистический роман викторианской эпохи (Ч. Диккенс, У. Теккерей и др.) и проблема художественного метода реализма.
Английская женская проза как явление викторианской эпохи (Э. Гаскелл, сестры Бронте).
Проблематика «Человеческой комедии» О. де Бальзака.
Французский социально-психологический роман XIX века (Флобер, Бальзак, Стендаль).
Реалистический роман Теодора Драйзера в контексте американской литературы рубежа XIX –XX веков.
Эстетизм в английской литературе. Творчество О. Уайльда.
Тип героя в прозе Д. Лондона.
Западноевропейский роман – семейная хроника (Р. дю Гар «Семья Тибо», Т. Манн «Будденброки», Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»).
Английская литература модернизма в лицах (Д. Джойс, В Вулф, И.Во по выбору).
«Поэзия действия» Р. Киплинга.
Английская психологическая проза XX века (Р. Олдингтон, А. Кронин, Г. Грин по выбору). Психологическая школа в англоязычном литературоведении.
Модификация форм повествования в американской литературе второй половины XX века (У. Фолкнер, Э Хемингуэй по выбору).
Проблематика и поэтика литературы западноевропейского модернизма (Ф. Кафка, Ж.П. Сартр, Г. Гессе по выбору).
Интерпретационные методологии при исследовании поэзии французского символизма.
Т. С. Элиот – поэт и теоретик модернизма.
Современные тенденции развития западноевропейской литературы.
*В каждом билете предполагается собеседование по материалам диссертации аспиранта.
Рекомендуемая литература
Основная литература
История всемирной литературы: В 9 т. М., 1987.
Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. - М.: Интрада, 2004
Европейская поэтика. От античности до эпохи Просвещения. Энциклопедический путеводитель. – М.: Интрада , 2010
История зарубежной литературы XVII в.под ред. Н.Т.Пахсарьян. - М., 2005.
Аникин Г. В. Михальская Н. П. История английской литературы М., 2009
История немецкой литературы: В 3 т. - М., 1985.
Андреев Л. Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. - М.,1987. Дополнительная литература
Учебная литература
Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1988. – 423 с.
Берковский Н. Романтизм в Германии. - С-Пб, 2001 г.
Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – Воронеж, 2004
Ванслов В.В. Эстетика романтизма М.,1966
Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. — М., 1998.
Дьяконова Н. Английский романтизм. - М., Наука, 1978.
Дьяконова Н.Я. Из истории английской литературы. - С-Пб, 2001г.
Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
Жирмунский В.. Немецкий романтизм и современная мистика. - С-Пб,1996
Зарубежная литература ХХ в. Учебник / Под ред. Л.Г. Андреева. — М., 1996.
Зыкова Е.П. Пастораль в английской литературе 18 века. - М. 1999г.
История зарубежной литературы 19 века, // Ред. А. Дмитриев, Н. Соловьева и др., М.: Высшая школа, 1999.
История зарубежной литературы 19 века, ред. Е. Апенко. - М.,2001
История зарубежной литературы XVII века / под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.
История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. (Авторы: М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, С.С.Мокульский, А.А.Смирнов). М., 1987.
История французской литературы Л.Андреев, Н. Козлова, Г. Косиков. - М. Высшая школа, 1987
Карельский А. От героя к человек. - М.,1992
Карташова И. В. Этюды о романтизме. - Тверь, 2002.
Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. / Под ред. Р. Спиллера и др. М.: Прогресс, 1979. Т. 3. 645 с.
Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.
Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Пахсарьян Н. Т. -XVIII веков. Учебно-методическое пособие. М., 1996.
Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. М., 1955.
Реизов Б. Из истории западноевропейских литератур. - Л, 1973
Романтизм. Вечное странствие. Сб. статей. – М.: Наука, 2005
Соловьева Н. А. История зарубежной литературы. Предромантизм. М., 2005.
Соловьева Н.А. Литература Англии XVIII века. - М., 2008
Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. - М.1988.
Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. М., 1995.
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги: Становление литературы. - Л., 1984
Темница и свобода в художественном мире романтизма. - М.: ИМЛИ, РАН, 2002.
Тертерян И. А. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры // Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1968.
Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. - М.: изд-во МГУ, 1997
Хейзинга Й. Игровое содержание барокко // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
Чернец Л.В.Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. – М.:МГУ,1982.
Эстетика немецких романтиков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
Научная литература. Персоналии
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. — М., 1994.
Андреев Л.Г. Марсель Пруст. — М., 1978.
Аникст А. А. Гете и "Фауст". М., 1983.
Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.
Аникст А.А. Теория западноевропейской драмы ХХ в. — Л., 1988.
Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974.
Апт С. К. Над страницами Томаса Манна. М.: Сов. писатель, 1980. 392 с.
Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988.
Бурова И.И. Романы Теккерея. — СПб., 1996.
Вахрушев В.В. Творчество Теккерея. — Саратов, 1984.
Великовский С.В. В поисках утраченного смысла. — М., 1979.
Глумова-Глухарева Э.И. Драматургия Б. Брехта. — М., 1962.
Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.
Грибанов Б.Т. Эрнест Хемингуэй: герой и время. — М., 1980.
Данилин Ю. Гюго и французское революционное движение 19 века. - М, 1952
Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.
Дейч А. Поэтический мир Г. Гейне. - М.1963
Днепров В.Д. Психологический роман Пруста // Идеи времени и формы времени.— Л., 1980.
Дынник В. Анатоль Франс. Творчество. М.-Л.: Гослитиздат, 1934. 421 с.
Дьяконова Л. Лирическая поэзия Д. Г. Байрона, М., 1975г.
Дьяконова Н. Китс и его современники. - М. Наука, 1973 г.
Еремеев Л.А. Французский “новый роман”. — Киев, 1974.
Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс // Михальская Д.Г. Английский роман ХХ в.. — М., 1965.
Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992. Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978.
Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в. — Киев, 1984.
Зверев А. Величие Блейка/ У. Блейк. - М.,1982г.
Зверев А. Звезды падучий пламень. Жизнь и поэзия Д.Г. Байрона, - М. 1988
Зверев А.М. Американский роман 20–30-х годов. — М., 1980.
Зенкин С. Поэзия В. Гюго/ М.,1990
Знаменская Г.Н. Генрих Манн — М., 1971.
Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.
Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон//Поэзия французского символизма. М.: Изд-во МГУ, 1993. С.5-62.
Кургинян М.С. Романы Томаса Манна. Формы и метод. — М., 1975.
Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.
Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.
Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. II.
Мулярчик А.С. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины ХХ в. — М., 1985.
Муравьева Н. В. Гюго. - М.,1961
Некрасова Е.А. Творчество У. Блейка, М.,1962
Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. — М., 1979.
Обломиевский Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973. 303 с...
Осенева Е. Три классика американской поэзии / Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Э. Дикинисон, М, 1976
Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996.
Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. - М., 1971.
Пирсон Х. Вальтер Скотт. - М.,1983.
Реизов Б.Г. Бальзак. — Л., 1960.
Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. — Л., 1978.
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. — М., 1955.
Реизов Б.Г. Французский роман XIX в. — М., 1969.
Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984.
Ромм А.С. Бернард Шоу. — Л., 1966.
Русакова А.В. Томас Манн. — Л., 1975.
Савуренок А.К. Романы У.Фолкнера 1920–1930-х годов. — Л., 1979.
Сильман Т.И. Диккенс. Очерк творчества. — Л., 1970.
Соколова Т. Оппозиция «узник-странник» в поэзии Альфреда де Виньи./Темница и свобода в художественном мире романтизма, М.: ИМЛИ РАН, 2002.
Соколова Т. Философская поэзия А. Де Виньи. - Л., 1981
Тайна Чарльза Диккенса / Сост. Е.Ю. Гениева. — М., 1990
Токарева Г.А. Лирические шедевры У. Блейка. - П-К, 2002
Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.
Урнов Д. М. Дефо. - М., 1977.
Федоров А. А. Томас Манн: Время шедевров. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 336 с.
Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль. - М., 1982.
Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. - М., 1974.
Художественный мир Э.Т.А. Гофмана, сб. статей. - М., 1982
Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". - Л., 1986.
Чамеев А., Дьяконова Н. Шелли. - С-Пб, Наука, 1994
Чичерин А.В. Произведения Бальзака. Гобсек. Утраченные иллюзии. — М., 1982.

Приложенные файлы

  • docx 1221060
    Размер файла: 51 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий