Например, когда звучит русский колокол, один из солистов изображает горбуна, намекая на образ Квазимодо из романа французского писателя Виктора Гюго «Собор парижской богоматери», а когда звучит.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

ИМЕНИ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ МУЗЫКИ



Дьячкова Кристина
Юрьевна



«
Swingle

Singers
»: история одной интерпретации (опыт
сравнительного анализа Торжественной

увертюры «1812 год»
П.И. Чайковского и её аранжировки вокальным ансамблем
«
Swingle

Singers
»)

Курсовая работа





Научный р
уководитель:

ст. преп.

Симонова В.А.













2


Содержание

1.

Введение……………………………………………………………………...3

2.

Основной раздел

§
1
.

История создания ансамбля
«
Swingle

Singers
»
……………………………
6

§2
.

История создания и сравнительный анализ Торжественной увертюры
«1812 год» П.И. Чайковского и её интерпретации в творчестве вокального
ансамбля
«
Swingle

Singers
»……………………………
…………………...…..10

3.

Заключение……………………………………………...……...……………20

4.

Список использованной литературы………………………………………22

Приложение 1. Структурный план Торжественной увертюры «1812 год»...24

Приложение 2. История в лицах………...……………………………………..26














3


Введение


В
2013

году исполнилось пятьдесят лет со дня создания вокального
ансамбля «
Swingle

Singers
». В связи с юбилейной датой интерес к этому
британскому коллективу с французскими корнями необычайно возрос, тем
более что в последние годы группа все чаще появляется в ко
нцертных залах
разных стран, в том числе и в России. В то же время музыковедческий
взгляд на творчество этого коллектива явно проигрывает журналистскому.
Для тех, кого воодушевляет манера исполнения, огромный репертуар
«
Swingle

Singers
», накопленный за эти

десятки лет, найти о них
профессиональную информацию крайне трудно. Поэтому в данной работе
сделана попытка познакомить с историей группы и их творческим подходом
к произведениям.

Начиная
с деятельности в джазовой группе «
Les

Double

Six

of

Paris
» у
основателя ансамбля «
Swingle

Singers
»

зародилась идея о создании
коллектива, исполняющего произведения не только в джазовой манере, но и
в академической
,

с применением почти всех видов вокальных техник.

Отношение создателя группы Уорда Свингла и его продо
лжателей к
материалу, который они исполняют, очень разнообразно


от абсолютно
точного исполнения оригинала до полной трансформации сочинения
композитора.

Объектом для исследования в данной работе стала аранжировка
симфонического произведения Петра Ильича
Чайковского


Торжественная
увертюра «1812 год», созданная первым художественным руководителем
«
Swingle

Singers
» Уордом Свинглом.

После открытия «железного занавеса» в России ещё мало кто знал об
этом коллективе. Чтобы популяризовать своё творчество и пост
араться
доказать россиянам, что мир смотрит на нашу державу не только с опаской
на оружие, но ещё и питается творческим наследием великих людей нашей
страны, восторгается ими, создатель группы сделал довольно яркую,
запоминающуюся аранжировку Торжественной

увертюры «1812 год».


4


Необходимо было воспроизвести очень знакомое произведение, чтобы стать
ближе для россиян. Имитируя выстрелы автомата Калашникова в коде
произведения, Свингл таким образом подчеркнул достояние нации и указал
на силу отпора, который буд
ет оказан в случае нападения на страну
вражески настроенным государствам.

В данной работе мной будет рассмотрена и проанализирована
Торжественная увертюра «1812 год» и в первоисточнике, и в новом
варианте, представленном знаменитым британским вокальным
ансамблем.


Цель данной работы


сравнение интерпретации Торжественной
увертюры Чайковского в исполнении ансамбля «
Swingle

Singers
»

и
оригинала партитуры композитора.

В связи с этим я выдвинула ряд задач для её достижения;

1)
изучить

историю возникновения

ансамбля;


2)
собрать и изучить доступную литературу по творчеству Чайковского и
вокального британского ансамбля
;

3)
познакомиться с известными фактами истории написания увер
тюры
Чайковским
;

4)
сравнить особенности

содержания приёмов музыкальной
выразител
ьности
;

5) с
оставить структур
ные планы

партитуры
Чайковского
варианта «
Swingle

Singers
»
;

6) п
ознакомиться с музыкальными формами для анализа музыкальной формы
двух произведений.


Материалом для написания данной работы послужила партитура
Торжественной
увертюры под редакцией В.Я. Шебалина и видео, аудио
записи группы «
Swingle

Singers
». Для составления подробного
сравнительного анализа потребовалось обращение к книге Ю.Н. Тюлина [17],
учебному пособию Л.А. Мазеля [13]. Для наглядного примера анализа
музык
альных произведений было необходимо обращение к сборнику
Л.А.

Мазеля [14].



5



При изучении истории создания произведения Чайковского огромную
помощь оказала работа А.Н. Должанского [6], статья «П. И. Чайковский.
Торжественная увертюра «1812 год» найденная на

одном из интернет
-
ресурсов [21, 22].

Для наиболее точного представления различных техник в джазовом
исполнении была изучены работы Ю.Г. Кинуса [11], а для изучения
творчества джазовых вокальных коллективов стало необходимым изучить
книгу того же автора [
10] и энциклопедического справочника
В.Б

Фейертага

[19]. Также историческую базу джазового исполнительства
работы помогла составить книга В. Конен [12].

Структура работы включает введение, основной раздел, заключение,
список использованной литературы, фот
о
-
приложение.



















6


§1
.

История создания ансамбля «
The

Swingle

Singers
»

Одной из многих вокальных групп, исполняющих джазовые
произведения в 60
-
е годы, была французская вокальная группа «
Les

Swingle

Singers
». Его создатель Уорд Свингл родился в
США в штате Алабама в 1927
году. С детства будущий музыкант проявлял немалый интерес к музыке, в
возрасте шести лет он музицировал с сестрой и братом.

В 1946 году Уорд Свингл поступил в консерваторию в Цинциннати и,
получив диплом, через пять лет отправил
ся в Париж для совершенствования
игры на фортепиано у знаменитого Вальтера Гезинга. Там он нашел работу в
оркестре балета Ролана Пети. В тоже время Свингл решил попробовать себя
в роли вокалиста в джазовом составе «
Blue

Stars
», а позже и в «
Double

Six

of

Paris
» , который исполнял композиции в стиле би
-
боп
1
. Последняя группа,
представлявшая собой секстет из трёх мужских и трёх женских голосов,
делала записи с наложением для увеличения красочности звучания.
Коллектив заменял голосами целые оркестровые парти
туры. Лидером
группы была джазовая пианистка и певица Мими Перрин. Кроме неё, в
состав в разное время входили известные музыканты
-
вокалисты: Моник
Альдеберт
-
Гуэрин, Кристиан Легран, Луис Альдеберт, Уорд Свингл, Роджер
Гуэрин и Эдди Луисс. Группа «
Double

Si
x

of

Paris
»

активно работала с
известным трубачом Диззи Гиллеспи, с квартетом саксофониста и флейтиста
Джерома Ричардсона.

Вскоре Уорд Свингл вышел из состава группы. Он решил найти свой
путь в ансамблевом исполнительстве, и в 1962 году родилась новая иде
я.
Собрав своих друзей из консерватории и некоторых участников «
Double

Six

of

Paris
», Свингл работал с музыкантами в записях Эдит Пиаф и Шарля
Азнавура. Но нужно было потренироваться и развить чтение с листа. Идея



1

Би
-
боп


джазовый стиль
,

развившийся в начале 40
-
х годов
XX

века и открывающий
период современного джаза; характеризуется принципиальными изменениями джазового
языка.



7


не заставила себя долго ждать, Уорд решил

переложить на голоса
знаменитый «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха.

Так родился новый, неповторимый стиль группы под названием «
Les

Swingle

Singers
». Альбом под названием «
Jazz

Sebastian

Bach
» стал первым
,

и
принес ансамблю
бывших
бэк
-
вокалистов
славу и премию Гремми во многих
номинациях. Группа с 1963
-
го года начала гастролировать и получила
всемирную известность

как оригинальный
ансамбль

с использованием
дж
азовой голосовой имитации.


Группа «
Les

Swingle

Singers
» исполняла довольно много классиче
ской
музыки: произведения венских классиков, романтиков, народные песни, но в
2
свинговой манере с применением скэта, этим они и были замечены
признанными знатоками джаза «
Modern

Jazz

Quartet
». Группа активно
сотрудничала с Бенни Гудманом, пианистом Жаком
Люсье. Уже в 1966
-
м
году произошло соединение составов «
Les

Swingle

Singers
» и «
Modern

Jazz

».

Как было отмечено, коллектив развивал свои голоса, сольфеджируя
произведения классиков. Позже, когда группа сменила свой состав, было
необходимо сменить р
епертуар, вокалисты не просто развивали голос для
исполнения в технике скэт, а имитировали голосом тембры разных
инструментов, это было необходимо для исполнения различных оркестровых
произведений.


Создавая вокальный оркестр из восьми участников, Уорд Свингл
прослушивал и отбирал лучших музыкантов


тех, кто владеет своим
голосом безупречно, но ещё способных развить свои вокальные способности,
ведь репертуар постоянно пополнялся. Аранжировки произвед
ений писал
сам Свингл, учитывая все особенности голосов исполнителей.




2

Скэт (англ. scat)


специфический способ вокальной импровизации, при котором
голос используется для имитации музыкального инструмента, а пение не

несёт
лексической смысловой нагрузки. Это фонетическая импровизация, когда исполнитель
использует не слова или фразы, а просто отдельные слоги. Пение "фонемами" является
важнейшей отличительной чертой джазового вокала. Для «
Swingle

Singers
» эта техника
ст
ала основной для всего творчества.




8



В одном произведении каждый из вокалистов не просто исполнял
партию одного инструмента, а менял тембр и включал в состав ещё
инструменты, которые предусмотрены композитором оригинала. Так,
сопровождающие верхнюю партию очень часто изображали ударные,
колок
ола, трубы, а ведущие мелодию вели перекличку флейт, скрипок,
кларнета.

Главной солисткой группы стала Кристиан Легран (сестра знаменитого
музыканта Мишеля Леграна), она также как и Уорд Свингл была участницей
«
Blue

Stars
» и «
Double

Six

of

Paris
», остальн
ые участники коллектива имели
замечательное музыкальное образование.

Первоначальный состав «
Les

Swingle

Singers
»: Кристиан Легран,
Жаннет Букоман, Элис Хэральд, Ани, Клод и Хозе Жермен, Жан Куссак и
Уорд Свингл. В это же время музыканты добавили малый бара
бан с
метелками, хай
-
хэт и тарелку. Коллектив почти не гастролировал, а
занимался только студийной работой.

Десять лет творческой деятельности дали плодотворный результат,
группа выпустила двенадцать альбомов, но лучшим плодом творчества стала
совместная
запись с «
Modern

Jazz

».

Довольно скоро в 1973 году группа распалась. После переезда Уорда
Свингла в Англию, он собрал новый коллектив под названием «
Swingles

II
»,
или «
The

Swingles

Singers
», сам Свингл перестал петь, а стал скорее
руководителем
творческого коллектива. В составе нового коллектива на
сегодняшний день участвуют восемь вокалистов: два тенора


Оливер
Гриффитс, Кристиан Джей, два баса


Тобиас Хуг, Кевин Фокс, два сопрано


Джоанна Голдсмит, Сара Бреймер, два альта


Клэр Уиллер, Люси

Бэйли.
В репертуаре остаются неизменными некоторые произведения, которые
положили начало творческому коллективу, среди них средневековые
мадригалы, джаз, популярная музыка Англии. Среди недавних творческих
работ коллектива


альбом «
Around

The

World
», в
котором участники группы


9


соединили фольклорные шедевры со всего света и исполнили их с любовью и
юмором.

После появления группы на мировой сцене у коллектива нашлось
множество продолжателей творчества в странах Европы. Огромным успехом
публики пользовался
квартет «
Novi
» и «
Linha

Singers
» из Чехословакии.

Участники с глубоким уважением относятся к нотным оригиналам,
исполняют произведения композиторов, ничуть не меняя нотного текста, но
не исключая импровизацию в творчестве. Коллектив до сих пор ревностно
сл
едит за сохранением традиций французских основателей, и обязательно
включает в программы репертуар пятидесятилетней давности.


В настоящее время

база ансамбля находится в Лондоне.


В их
репертуаре
более 1000 аранжировок и обработок произведений различных
ж
анров и стилей от классики до джаза.
Их гастрольная карта охватывает все
континенты.

Уникальная вокальная техника
«
Swingle Singers
»

стала
стимулом и для современных композиторов.
Специально для них
и
тальянский композитор
-
авангардист
Лучано Берио

написал сюиту «А



Ронне» (1974), оперу «Ничто» (1996), «Sinfonia» (для оркестра, восьми
голосов, органа, клавесина и фортепиано
).













10


§2
.

История создания и сравнительный анализ Торжественной
увертюры «1812 год» П. И. Чайковского и её интерпретации в
творчестве вокального ансамбля «
Swingle

Singers
»

Среди множества композиций, созданных ансамблем за полвека, есть и
произведения наших соотечественников. Это знаменитый «Полет шмеля»
Н.А. Римского
-
Корсакова и увертюра «1812 год» П.И. Чайковского.
Примечательно, что объектом внимания группы стали именно
и
нструментальные произведения, причём, одно из них


довольно
масштабная композиция.

Торжественная увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского


это
произведение, которое сегодня знают многие не только в России, но и
далеко за её п
ределами. В

нём запечатл
ена одна из самых драматичных
страниц истории нашей страны


Отечественная война 1812 года,
двухсотлетие которой отмечали в 1012 году.

Французская армия во главе с
Наполеоном Бонапартом, покорив почти всю Европу, надеялась завоевать
и Россию. Война заверши
лась полной

победой России после почти
года
беспрерывных боёв; благодаря самоотверженности русского народа.
Армия Наполеона была изгнана с позором с русской земли, а наши войска
дошли до столицы Франции и праздновали там великую победу. Спустя
семьдесят ле
т главным символом этого события стало монументальное
произведение Чайковского


Торжественная увертюра «1812 год».

Композитор создал это произведение по заказу
Н
.
Г. Рубинштейна,
который был назначен руководителем музыкального отдела Всероссийской
выставк
и в 1881 году. Он также пожелал написать для задуманных им
концертов
увертюр
у на открытие выставки и

на
25
-
летие
царствования
Александра
II

или кантату на освящение храма Христа Спасителя
,
построенного к семидесятилетию со дня победы в войне
, в память

о
погибших русских солдатах

на поле боя с французами.

Чайковский не горел желанием писать произведение ни на одну из
предложенных тем. В письме своему нотному издателю П.И. Юргесону
от 3


11


июля 1880 года
, композитор сообщает, что все три повода, предложенны
е
для написания произведения, его совершенно не вдохновляют. «Для меня нет
ничего антипатичнее, как сочинять ради каких
-
нибудь торжеств. Подумайте,
милый друг! Что, например, можно написать по случаю открытия выставки,
кроме банальностей и шумных общих мес
т? Однако ж отказать в просьбе я
не имею духа, и придётся волей
-
неволей приняться за несимпатичную
задачу»
[
6,
c
.
125]
.

Осенью 1880 года Чайковский отправился к сестре в имение Каменка,
чтобы на время воздержаться от написания, а заняться переизданием сво
их
работ, но не вытерпел и начал писать. Композитора вдохновил на работу тот
факт, что храм Христа Спасителя был построен в память о героях
Отечественной войны 1812 года, так как сам он был с детских глубоко
верующим человеком, приучен к соблюдению церковн
ых обрядов и в зрелые
годы продолжал любить походы в церковь, слушал с упоением пение
служащих.

Обитатели Каменки, представители дворянских родов


Раевские,
Трубецкие, Давыдовы были героями войны 1812 года, и именно поэтому
семье Чайковских эта тема была

не чужда. На титульном листе партитуры
Композитор написал:

«1812. Торжественная увертюра для большого
оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр
Чайковский». В конце рукописи: «Каменка.

7
-
го ноября 1880 г.».

Чайковский был страстным патри
отом. «Я ещё не встречал человека,
более меня влюблённого в матушку


Русь»,


признавался он. При этом он
любил Россию любовью не просто человека уважающего свою Родину, а
жадно впитывал в себя все особенности, все характерные черты русской
жизни, в том ч
исле русские народные песни и вообще фольклор в целом.

Композитор был знатоком русской народной песни. Ему принадлежат
обработки более пятидесяти песен в четырёхручном форт
епианном
изложении. Где бы он ни

на
ходился


в городе, в деревне,


он никогда не
п
ропускал случая записать или запомнить незнакомый напев. За границей он


12


также часто зап
исывал мелодии с голоса

певцов. Чайковский во многих
своих произведениях использовал народные напев
ы для более точного
воплощения национального

духа. Если он соединял в
одн
ом произведении
мелодии фольклора

со своими собственно сочинёнными, у слушателей
никогда не возникало ощущений искусс
твенности, ведь его

музыкальный
язык родственен народной музыке.

Исполнена увертюра была 8

августа 1882 года. Так как оркестрова
я
музык
а не могла звучать

в православном храме, на большой площади
перед храмом
её играл
грандиозный по составу оркестр с поставленными
по бокам настоящими пушками, которые в финале сочинения давали
победные залпы, а к оркестру в это время своим мощным звоном
при
соединились храмовые колокола. Слушали увертюру все
,

кто смог
прийти на открытие храма, там были и музыканты, и простые жители
Москвы, люд
ей было очень много. Мелодии, по
ложенные в основу тем
увертюры, были всем хорошо известны, это молитва «Спаси, Господи
»,
французский гимн «Марсельеза», русская народная песня «У ворот, ворот
батюшкиных» и русский национальный гимн

«Боже, Царя храни».
Именно известные мотивы

вызывали у жителей Москвы нужные
композитору ассоциации, а великолепная инструментовка увертюры
со
здала музыкальные картины, которые нарисовал в ней сам Чайковский,
сделала их ещё более яркими и выразительными.

Мрачные звуки церковного хора во вступлении


это напоминание об
объявлении войны, которое тогда осуществлялось в России во время
церковных сл
ужб. Французский гимн «Марсельеза» символизирует победы
Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного
танца рисуют битву при Бородино. Бегство из Москвы французских
захватчиков в конце октября 1812 года обозначено долгим нисходящим

мотивом. Гром пушек отражает огромные успехи при походе к границам
Франции. Долгожданное окончание войны провозглашает хор, который
сливается с оркестром. Гимн «Боже, Царя храни» противопоставлен


13


французскому гимну.
Увертюра «1812 год» следом прозвучала
в Петербурге,
Москве, Праге, Берлине, Тифлисе, Киеве, Одессе и имела огромный успех
повсюду. Она получила широкое распространение ещё при жизни
композитора и до сих пор считается одним из самых популярных
произведений Чайковского.


Рассмотрим подробнее инт
ерпретацию Торжественной увертюры
П.И.

Чайковского.

Основной темой для написания данного произведения композитором
стала война 1812 года, а главными её образами стали противоборствующие
силы двух народов. Патриотическая идея придает ей героический характе
р, а
инструментальный исполнительский состав и динамика делают его
монументальным, величественным, поднимающим самосознание всего
народа произведением.

Торжественная увертюра написана для большого состава
симфонического оркестра с добавлением группы
ударных,

больших
колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных

оркестрах
для изображения пушечных выстрелов, а также группы

инструментов
военного оркестра. В самой партитуре, под подписью П. Юргесона, были
некоторые указания для дирижёров и и
сполнителей, вот некоторые из них:

1.



2.


Взявшись за исполнение произведения предназначенного для такого
широкого состава, вокальная группа «
Swingle

Singers
» сильно рисковала


14


быть грубо подвергнутыми критике, ведь исполнение этой увертюры часто
связанно со значительными государственными событиями многих стран и
знают её не только профессионалы, но и рядовые слушатели.
Основная
задача, вставшая на пути вокалистов


передать голо
совыми средствами весь
масштабный объём симфонического оркестра с усиленной ударной группой,
использованный Чайковским в своём произведении. Она была не без труда
преодолена благодаря высокому профессионализму исполнителей
.


В большом вступлении оригинала

увертюры проходят три темы:
минорная молитва о даровании победы «Спаси, Господи
»

(тема
A
, см.
приложение)
, как напоминание

об объявлении войны, которое
осуществлялос
ь в России на церковных службах
:


3.




Мелодия молитвы динамически нарастает и появляется тревожная тема в
исполнении гобоя, как образ нависающей угрозы (тема
B
, см. приложение):


4.


За ней следует тема собранного русского войска (тема
C
, см.
приложение). Под четкий ритм барабана звучат духовые, они символизируют
молодость, бодрость и уверенность, раздаются героические сигналы фанфар:





15



5.



В исполнении вступительной части увертюры вокальный ансамбль
«
Swingle

Singers
»
сокращает

тему м
олитвы, но проводит её довольно ярко в
тональности оригинала. С самой первой ноты молитвы «Спаси, Господи,
люди твоя», принимают участие все вокалисты группы. Исполнение
ансамблем нисколько не уступает оригинальному исполнению оркестром по
красочности и яр
кости, ведь каждый голос в ансамбле имитирует тембр
указанных в партитуре музыкальных инструментов.


Тему молитвы «Спаси, Господи» начинают исполнять с помощью
техники скэта голоса в низком регистре


теноры и басы в полном составе, к
ним присоединяются
два сопрано и два альта. Незначительные изменения в
ритмическом рисунке по сравнению с оригиналом не меняют в целом
образного строя темы вступления.
Мелодией молитвы

вокалисты лишь
настраивают слушателя на назревающий конфликт, к которому приводят
суетливы
е пассажи и нарастающая динамика.

Тему тревоги под сопровождение теноров и альтов исполняет соло
одного голоса


сопрано, изображающего гобой, басы же ведут партию
духовых в соответствии с тембром медных инструментов.

Следующая тема,
представленная во вступлении


тема молодого русского войска в
исполнении ансамблем не сокращается.

Образы, показанные во вступлении, как бы подготавливают к
столкновению с захватчиками. Музыка
Largo
,

предвосхищающая
центральную часть увер
тюры, заканчивается вопросительной паузой.


Основной раздел увертюры в оригинале произведения (
Allegro

giusto
)
представляет собой сцену столкновения русского народа с французской
армией захватчиков. Вся часть увертюры написана в сонатной форме, но


16


поражае
т количеством и разнообразием тем. Несмотря на то, что конфликт
очевиден


две враждующие армии


его музыкальное воплощение включает
четыре темы. Главная партия в экспозиционном разделе включает две
противоборствующие темы


тема столкновения русского на
рода с армией
захватчиков (тема
D
, см. приложение)
.


6.



и темой французского войска, изображённой с помощью хорошо
узнаваемого

гимна «Марсельезы» (тема
E
, см. приложение):


7.



Связующая партия строится на развитии этих двух тем.

Главная и побочная партии контрастны друг другу. Если главная
представляет активное, действенное начало, накал борьбы с обеих сторон, то
побочная несёт образ светлой и уверенной силы русского народа. Она также
состоит из нескольких тематических материалов
. В побочной партии
представлена тема, заимствованная из
II

действия оперы «Воевода» (тема
F
):





17


8.




В музыке увертюры появление побочной партии звучит как ответ
русского народа на преждевременное победное ликование завоевателей.
Заключительная партия (тема
G
) представлена плясовой, но не лишённой
лирической составляющей народной песней «У ворот, ворот б
атюшкиных».

Словно простая, чистая душа русского народа выражается в звуках
незатейливой мелодии в исполнении флейты:


9.




Разработка в увертюре занимает гораздо меньше места, чем другие
части сонатной формы


экспозиция и реприза. Она звучит всего 3
3 такта
(для сравнения, экспозиция занимает 100 тактов, а реприза


107 тактов).
Основанная на проведении уже изложенного материала, она быстро
приводит к репризе, которая представляет собой обострение конфликта за
счет сближения русской и французской тем
в тональном отношении. В конце
репризы звучит долгий нисходящий пассаж


это картина бегства
французской армии из Москвы
.

Развязка наступает лишь в последнем разделе
увертюры.

Вся центральная часть,

в исполнении ансамбля

«
Swingle

Singers
»
почти
целиком
ку
пируется
. Вместо грандиозной картины столкновения двух


18


народов
,

в их исполнении появляется лишь финальная часть респризы,
переход к коде. Думается, такое решение было принято

ради простоты
восприятия и облегчения исполнения столь масштабного произведения
г
олосами
всего восьми
вокалистов. Увертюра в оригинале длится по времени
пятнадцать минут, а в исполнении «
Swingle

Singers
» всего шесть с половиной
минут.

Пропустив сонатное
Allegro
, ансамбль не прос
то сокращает время
исполнения, он

старается передать чувства, состояние всего русского народа,
но не стремится показать сцену столкновения двух армий.

В торжественной коде вновь появляется тема молитвы из вступления
увертюры, но в сокращенном варианте и более торжественно, как показ
всеоб
щего ликования русского народа. Также в данном разделе звучат
русская народная песня «У ворот, ворот» и «Марсельеза».

Гром пушек
отражает военные успехи при походе к границам Франции
.
Окончание войны
знаменует хор
, сливающийся
с оркестром, исполняющим
моли
тву под звуки

колокольного звона в честь победы и освобождения России от Наполеона.

За пушками и звуками марша слышна мелодия национального гимна
«Боже, Царя храни»

(
тема
H
)
3
.
Российский гимн противопоставлен
французскому гимну, который звучал ранее
.
Снов
а появляется тема
победившей русской армии, она вертикально соединена с гимном «Боже,
царя храни» и представлена грандиозно, величественно под громкие звуки
колокольного звона, выстрелов пушек. В последних тактах произведения
звучит тема русского войска, к
ак символ непобедимого русского народа.








3

В советское время Торжественная увертюра Чайковского возродилась в дни
Великой Отечественной войны, после того как гимн «Боже, Царя храни» был заменен
хором «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин». Она звучала в дни б
локады
Ленинграда, унесшие многие тысячи жизней.




19



10.


Вокальный ансамбль исполняет коду увертюры также величественно и
ярко, не меняя тональностей и не сокращая партий. Кроме того, в
завершающих тактах слышатся имитирующие выстрелы автомата, это
задумка руководителя ансамбля Уорда Свингла изобразить звуки выс
трелов
автомата Калашникова, который считается милитаристским символом
современной России за границей. Эта идея была воспринята разными
слушателями по
-
разному. После первого исполнения увертюры ансамблем в
России печатались отзывы об их выступлении, как
восхваляющие их
творческий подход, так и самые негативные.


Высочайшее патриотическое настроение, которое отразила музыка
Чайковского, очень востребовано сегодня не только в России, но и за
границей. Во многих странах увертюра сопровождает торжества
госу
дарственного значения. Например, в день независимости США,
увертюра «1812 год» исполняется наряду с американской патриотической
музыкой, а порой и с настоящими пушечными выстрелами.








20


Заключение

Рассмотренное в данной работе сочинение П.И. Чайковского
и
сполненное в новой интерпретации вокальным ансамблем «
Swingle

Singers
» стало ярким представителем произведения нового времени, с
оглядкой на стиль и письмо автора


композитора гения русского
романтизма
XIX

века. Солисты группы в своих концертных выступлен
иях
очень красочно и артистично преподносят образы, созданные когда
-
то
Чайковским.
Упорная работа руководителя и самих вокалистов,
сплочённость коллектива и постоянное самосовершенствование, частое
пополнение репертуара новыми произведениями, прекрасная ак
тёрская игра
на сцене


всё это приводит к восторженному ликованию публики, долгому
ожиданию их во многих странах мира миллионами любителей хорошей
музыки снова и снова.

Каким же образом вокальному ансамблю удалось создать
оригинальный вариант симфоническ
ого произведения, радикально изменив
средства музыкальной выразительности? Что более всего подверглось
изменению по сравнению с увертюрой?

Торжественная увертюра Чайковского, представленная современной
вокальной группой


это новая версия классического пр
оизведения нашего
времени. Чайковский писал увертюру как патриотическое, поднимающее
национальное самосознание народа произведение. Задача же группы была
совсем другая. «
Swingle

Singers
» преследовали цель не повторить оригинал
произведения с заложенным в н
ём характером, а показать своеобразный
ремикс традиционного образа России в сознании иностранца. Здесь и
преклонение перед русской национальной культурой, и признание её силы и
военной мощи, и интерес к её новому имиджу в современном обществе. В
исполнении

ансамбля появились и юмористические, даже сатирические
интонации. Например, когда звучит русский колокол, один из солистов
изображает горбуна, намекая на образ Квазимодо из романа французского
писателя Виктора Гюго «Собор парижской богоматери», а когда зв
учит


21


эпизод перехода к коде, исполнители якобы скучают, вынужденно перепевая
долгий нисходящий пассаж. Новый подход к произведению, однако, не
умаляет мастерства исполнения и бережного отношения к замыслу автора
знаменитого патриотического опуса классика р
усской музыки.


Глобальные изменения коснулись и формы произведения.

Торжественная увертюра «1812 год» в оригинале имеет форму сонатного
Allegro

с вступлением и кодой. Применение купюр в интерпретации
вокальной группы
«
Swingle

Singers
» привело к изменению формы
произведения до контрастно


составной. Исключив из аранжировки
центральную часть и сменив, таким образом, форму, коллектив сжал
временные рамки исполнения, оставив самые яркие тематические моменты.
Увертюра не потеряла свой об
лик, но стала более популярно направленной в
современной музыкальной культуре.

Традиционное же для ансамбля изображение музыкальных
инструментов в аранжировке увертюры, является одним из безусловных
достижений. Вокальное мастерство, умение приблизить тем
бр к оригиналу,
великолепное чувство ансамбля, безупречная актёрская игра на сцене,
сплочённость коллектива


это неотъемлемые факторы фирменного стиля
группы «
Swingle

Singers
».














22


Список

литературы

1)

Андгуладзе Н.
Homo

cantor
: Очерки вокального
искусства.


М.: Аграф.


2003.


240 с.

2)

Асафьев Б. В. Русская музыка
XIX

и начала
XX

века /общ. ред. и прим.
Е.Орлов
ой
.



Изд. 2
-
е.


Л.: Музыка, 1979.



С
.

194

201.

3)

Барбан Е. Дж. Джазовые портреты: 100 очерков о музыкантах джаза.



СПб.: Композитор
-
СПб., 2006.



304 с.:

ил.

4)

Васина
-
Гроссман В. А. Вокальные формы

/

ред. В. Васина
-
Гроссман.


М.: Музгиз.


1960.


40 с.

5)

Верменич Ю. Т. Джаз: Истории. Стили. Мастера.



СПб.: Лань; Планета
музыки, 2007.



608 с.:

ил.



(Мир культуры, исто
рии и философии)
.


6)

Должанский А. Н. Симфоническая музыка Чайковского: Избранные
произведения

//

1812 год

/ ред. А. Вульфсон.


2
-
е изд.



Л.: Музыка,
1981.


С. 125

129.

7)

Жанр


«ДЖАЗ»
.


URL
.
:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php

8)

Живой памятник Уорду С
винглу.


URL
.
:

http://rutracker.o
rg/forum/viewtopic.ph
p

9)

Зайченко А. Метаморфозы жанра мадригала в хоровой музыке ХХ века.
Идеи Ренессанса и стилевые тенденции музыки ХХ века

//

Музыкальное
обозрение.


2011
.




3.


С.160

165
.

10)

Кинус Ю. Г. Из истории
джазового исполнительства /

Ю. Г. Кинус.
-

Ростов н/Д: Феникс, 2009.



158 с.

11)

Кинус Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе/ Ю. Г. Кинус.


Ростов н/Д: Феникс, 2008.



188 с.

12)

Конен В. Дж. Рождение джаза

/ В. Дж. Конен.



М.: Сов.
к
омпозитор,
1984.



312 с
.



(ВНИИНМК СССР)
.


13)

Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений

/ Л. А. Мазель.



М.: Музыка, 1979.



536 с.
:

нот.

14)

Мазель Л. А. Исследования о Шопене

/ Л. А. Мазель.



М.: Сов.
к
омпозитор, 1971.



248 с.
:

нот.



23


15)

Овчинников Е. История джаза. В 2 вып. Вып.

1

/ Е. Овчинников.


М.,

1994.



240 с.
:

нот., ил.

16)

Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения
: у
чебное пособие.


М.
:
Музыка, 1985.


360 с.

17)

Тюлин Ю. Н. Произведения Чайковского // 1812 год

/ ред. сост.
Н.

Беспалова
.


М.: Музыка, 1973.


С. 133

137
.


18)

Уорд Свингл
.


URL
:

http://www.peoples.ru/art/music/jazz/ward_swingle/

19)

Фейертаг В.

Б. Джаз
: э
нциклопедический справочник.


С
П
б.: Скифия,
2008.


696 с.

20)

Чайковский П. И. Торжественная уверт
юра «1812 год»

/ П. И.
Чайковский.


Партитура.



СПб.: Композитор, 1983.



96 с.



Н. д.
11838
.


21)

Чайковский. Торжественная Увертюра «1812 год»
.



URL
:

http://mu
sic
-
fantasy.ru/content/chaykovskiy
-
torzhestvennaya
-
uvertyura
-
1812
-
god
.

php
.

22)

Чайковский

П.И.

Жизнь и творчество русского композитора.


URL
:

http://
www.tchaikov.ru
/

1
812.
php
.
















24


Приложение 1

Структурный
план Торжественной увертюры «1812 год»

(по книге Ю. Н. Тюлина «Произведения Чайковского»)

Раздел
формы

Вступление

Сонатное
Allegro

Кода

Темп

Largo
,
Andante

Allegro

Largo
,
Allegro

Тема

А


тема молитвы
«Спаси, Господи,
люди твоя» (35
тактов);

B



тема тревоги
перед
нависающей
угрозой (41 т.);

C



тема
молодого
русского войска
(19 т.)

Экспозиция

ГП

D



столкновение русского народа
с захватчиками (23 т.);

E



Марсельеза (24 т.);

Связующая партия на основе двух
тем
D

+
E

(20 т.)

ПП

F



тема заим
ствованная из
II

действия оперы «Воевода» (24 т.);

F



вариативно изменённая тема
(20 т.);

G



русская народная песня «У
ворот, ворот» (16 т.)

Разработка (35 т.)

D



тема столкновения русского
народа с захватчиками;

E


Марсельеза

Реприза

ГП

D



тема столкновения русского
народа с захватчиками (6 т.);

122 такта

Разр.
E



Мар
сельеза;

G



русская
народная песня «У
ворот, ворот»;

E



Марсельеза
разв. ;

A



тема молитвы
«Спаси, Господи
люди твоя»;

4/4
C



тема
молодого русского
войска;

C
/
H
, где
H



русский
дореволюционный
государственный
гимн, разв. ,

C



тема молодого
русск
ого войска,
заключительная


25


E



Марсельеза + связующая (15
т.)

ПП

F



тема заимствованная из
II

действия оперы «Воевода» (20 т.);

G



русская народная песня «У
ворот, ворот» + заключительная (8
т.)


партия.

Таблица составлена по партитуре

в

редакции
В.
Шебалина


План Торжественной увертюры «1812 год»

в исполнении вокального ансамбля «
Swingle

Singers
»

1.

A



тема молитвы «Спаси, Господи, люди твоя»,

2.

B



тема тревоги перед нависающей угрозой,

3.

C



тема молодого русского войска,

4.

E


Марсельеза,

5.

A



тема молитвы «Спаси, Господи, люди твоя»,

6.

С
\
H



где
C



тема молодого русского войска вертикально соединена с
темой
H



дореволюционным государственным гимном России.









26


Приложение 2

История в лицах


Уорд Свингл


основатель, а ныне руководитель коллектива



Первый состав коллектива в горячие 60
-
е годы




27



Второй состав вокального ансамбля


70
-
е годы


Современный
состав «
Swingle

Singers
»



28



На репетиции…


…Их творчество приносит радость людям.


Приложенные файлы

  • pdf 1220966
    Размер файла: 924 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий