Михаил Матусовский. Муниципальный этап. 9 класс. Задание 1. Выполните целостный анализ стихотворения Михаила Светлова.


Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года
Литература
Муниципальный этап
7-8 класс
Задание 1. Выполните сравнительный анализ стихотворений. Ориентиром при анализе могут стать следующие вопросы:
а) Как в стихотворениях раскрывается тема Родины? В чем вы усматриваете сходство и в чем различие в интерпретации темы Родины?
б) В чем своеобразие лирической интонации? Как развивается лирический монолог?
в) В чём особенности композиции (построения) стихотворений?
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Михаил МатусовскийС чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
 
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
 
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
 
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
 
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
 
А, может, она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
 
С чего начинается Родина...
1968
Виктор Боков
Откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя!
1962
Задание 2.
Представьте, что Вы вошли в состав жюри литературной премии «Подростковый Букер». Какие 5 произведений современных авторов вы рекомендовали бы для включения в шорт-лист этой премии. Дайте свой короткий комментарий к каждому из этих произведений (ваши пояснения должны убедить других членов жюри, что именно эти произведения заслуживают присуждения премии).
Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года
Литература
Муниципальный этап
9 класс
Задание 1. Выполните целостный анализ стихотворения Михаила Светлова. Ориентиром для Вас могут стать следующие вопросы:
а) Проследите, как называется «горизонт» в стихотворении? Покажите художественную функцию приема олицетворения. Какие эпитеты для его обозначения использует автор и как они связаны с развитием лирического сюжета?
б) В чём особенности композиции (построения) стихотворения? Охарактеризуйте его строфику.
в) В чем своеобразие лирической интонации?
г) Как реализуется в стихотворении мотив движения?
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Михаил Светлов
Горизонт
Там, где небо встретилось с землей,
Горизонт родился молодой.
Я бегу, желанием гоним.
Горизонт отходит. Я за ним.
Вон он за горой, а вот – за морем…
Ладно, ладно, мы еще поспорим!
Я в погоне этой не устану,
Мне здоровья своего не жаль
Будь я проклят, если не достану
Эту убегающую даль!
Все деревья заберу оттуда,
Где живет непойманное чудо,
Всех зверей мгновенно приручу…
Это будет, если я хочу!
Я пущусь на хитрость, на обман,
Сбоку подкрадусь… Но как обидно –
На пути моем встает туман,
И опять мне ничего не видно.
Я взнуздал отличного коня –
Горизонт уходит от меня.
Я перескочил в автомобиль –
Горизонта нет, а только пыль.
Я купил билет на самолет.
Он теперь, наверно, не уйдет!
Ровно, преданно гудят моторы.
Горизонта нет, но есть просторы!
Есть поля, готовые для хлеба,
Есть еще не узнанное небо,
Есть желание! И будь благословенна
Этой каждой дали перемена!..
Горизонт мой! Ты опять далек?
Ну, ещё, ещё, ещё рывок!
Как преступник среди бела дня,
Горизонт уходит от меня!
Горизонт мой… я ищу твой след,
Я ловлю обманчивый изгиб.
Может быть, тебя и вовсе нет?
Может быть, ты на войне погиб?
Мы – мои товарищи и я –
Открываем новые края.
С горечью я чувствую теперь,
Сколько было на пути потерь!
И пускай поднялись обелиски
Над людьми, погибшими в пути, -
Все далекое ты сделай близким,
Чтоб опять к далекому идти!
1957
Задание 2.
Представьте, что Вам предложили составить и подготовить к печати сборник произведений русской литературы о путешествиях и путешественниках. Перед Вами стоит задача отобрать всего лишь 5 произведений разных авторов, придумать название этого сборника и написать к нему предисловие, в котором Вы должны объяснить принцип отбора литературного материала и кратко охарактеризовать, как в выбранных Вами произведениях раскрывается тема путешествий.
Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года
Литература
Муниципальный этап
10 класс
Задание 1. Выполните сравнительный анализ стихотворений. Ориентиром при анализе могут стать следующие вопросы:
а) Сделайте историко-культурный и историко-литературный комментарий к этим стихотворениям. Почему в двух стихотворениях появляются библейские отсылки?
б) Что в судьбе и творчестве Баха акцентируют О. Мандельштам и Е. Феоктистов?
в) Как понимают авторы стихотворений сущность творчества и показывают влияние музыки на человека? Как в стихотворениях взаимодействуют быт, повседневность, жизненная проза и искусство, творчество?
в) Охарактеризуйте лирическую интонацию, характер лирического высказывания, особенности композиции (построения) стихотворений?
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Осип Мандельштам
Бах
Здесь прихожане – дети прахаИ доски вместо образов,Где мелом – Себастьяна БахаЛишь цифры значатся псалмов.Разноголосица какаяВ трактирах буйных и церквах,А ты ликуешь, как Исайя,О, рассудительнейший Бах!Высокий спорщик, неужели,Играя внукам свой хорал,Опору духа в самом делеТы в доказательстве искал?Что звук? Шестнадцатые доли,Органа многосложный крик -Лишь воркотня твоя, не боле,О, несговорчивый старик!И лютеранский проповедникНа черной кафедре своейС твоими, гневный собеседник,Мешает звук своих речей.
1913
Е.И. Феоктистов
Похож был Бах на бюргера по виду,
но пересилив горечь и обиду,
в готические легкие органа
вдохнул он жизнь, лишенную обмана.
Не контрапункт иллюзиями правил –
сам Саваоф мне к горлу нож приставил,
и слез не проглотить, наверное, ангина.
В том Бахов я виню: отца и сына.
Виню я духов музыки небесной.
Слетел со шпиля готики отвесной
Архангел Бах, сам – Себастьян – владыка
всей гаммы голосов: от шепота до крика.
1985
Б. Окуджава
В городском саду
Круглы у радости глаза и велики —
у страха,
и пять морщинок на челе
от празднеств и обид...
Но вышел тихий дирижер,
но заиграли Баха,
и все затихло, улеглось и обрелосвой вид.
Все встало на свои места,
едва сыграли Баха...
Когда бы не было надежд —
на черта белый свет?
К чему вино, кино, пшено,
квитанции Госстраха
и вам — ботинки первый сорт,
которым сносу нет?
«Не все ль равно: какой земли
касаются подошвы?
Не все ль равно: какой улов
из волн несет рыбак?
Не все ль равно: вернешься целили в бою падешь ты,
и руку кто подаст в беде —
товарищ или враг?..»
О, чтобы было все не так,
чтоб все иначе было,
наверно, именно затем,
наверно, потому
играет будничный оркестр
привычно и вполсилы,
а мы так трудно и легко
все тянемся к нему.
Ах, музыкант, мой музыкант!
Играешь, да не знаешь,
что нет печальных, и больных,
и виноватых нет,
когда в прокуренных руках
так просто ты сжимаешь,
ах, музыкант, мой музыкант,
черешневый кларнет!
Задание 2. Представьте, что Вам предложили составить и подготовить к печати сборник произведений русской литературы о музыке и музыкантах. Перед вами стоит задача отобрать всего лишь 5 произведений разных авторов, придумать название этого сборника и написать к нему предисловие, в котором Вы должны объяснить принцип отбора литературного материала и кратко охарактеризовать, какую функцию в выбранных Вами произведениях играет музыкальный контекст.
Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года
Литература
Муниципальный этап
11 класс
Задание 1. Выполните сравнительный анализ стихотворений. Ориентиром при анализе могут стать следующие вопросы:
а) Сделайте историко-культурный и историко-литературный комментарий к этим стихотворениям. Почему в двух стихотворениях появляются библейские отсылки?
б) Что в судьбе и творчестве Баха акцентируют О. Мандельштам и Е. Феоктистов?
в) Как понимают авторы стихотворений сущность творчества и показывают влияние музыки на человека? Как в стихотворениях взаимодействуют быт, повседневность, жизненная проза и искусство, творчество?
в) Охарактеризуйте лирическую интонацию, характер лирического высказывания, особенности композиции (построения) стихотворений?
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Осип Мандельштам
Бах
Здесь прихожане – дети прахаИ доски вместо образов,Где мелом – Себастьяна БахаЛишь цифры значатся псалмов.Разноголосица какаяВ трактирах буйных и церквах,А ты ликуешь, как Исайя,О, рассудительнейший Бах!Высокий спорщик, неужели,Играя внукам свой хорал,Опору духа в самом делеТы в доказательстве искал?Что звук? Шестнадцатые доли,Органа многосложный крик -Лишь воркотня твоя, не боле,О, несговорчивый старик!И лютеранский проповедникНа черной кафедре своейС твоими, гневный собеседник,Мешает звук своих речей.
1913
Е.И. Феоктистов
Похож был Бах на бюргера по виду,
но пересилив горечь и обиду,
в готические легкие органа
вдохнул он жизнь, лишенную обмана.
Не контрапункт иллюзиями правил –
сам Саваоф мне к горлу нож приставил,
и слез не проглотить, наверное, ангина.
В том Бахов я виню: отца и сына.
Виню я духов музыки небесной.
Слетел со шпиля готики отвесной
Архангел Бах, сам – Себастьян – владыка
всей гаммы голосов: от шепота до крика.
1985
Б. Окуджава
В городском саду
Круглы у радости глаза и велики —
у страха,
и пять морщинок на челе
от празднеств и обид...
Но вышел тихий дирижер,
но заиграли Баха,
и все затихло, улеглось и обрелосвой вид.
Все встало на свои места,
едва сыграли Баха...
Когда бы не было надежд —
на черта белый свет?
К чему вино, кино, пшено,
квитанции Госстраха
и вам — ботинки первый сорт,
которым сносу нет?
«Не все ль равно: какой земли
касаются подошвы?
Не все ль равно: какой улов
из волн несет рыбак?
Не все ль равно: вернешься целили в бою падешь ты,
и руку кто подаст в беде —
товарищ или враг?..»
О, чтобы было все не так,
чтоб все иначе было,
наверно, именно затем,
наверно, потому
играет будничный оркестр
привычно и вполсилы,
а мы так трудно и легко
все тянемся к нему.
Ах, музыкант, мой музыкант!
Играешь, да не знаешь,
что нет печальных, и больных,
и виноватых нет,
когда в прокуренных руках
так просто ты сжимаешь,
ах, музыкант, мой музыкант,
черешневый кларнет!
Задание 2. Перед вами центон (стихотворение, составленное из строк других стихотворений) Виктора Сосноры. Определите, к каким стихотворениям отсылают строки данного центона. Что изменил поэт в заимствованных строках и для чего он это сделал? Свои наблюдения изложите в форме связного высказывания.
Виктор Соснора
* * *
Выхожу один я. Нет дороги.
Там – туман. Бессмертье не блестит.
Ночь как ночь – пустыня. Бред без бога.
Ничего не чудится – без Ты.
Повторяю – нет в помине блеска.
Больно? Да. Но трудно ль? – Утром труд.
В небесах лишь пушкинские бесы.
Ничего мне нет – без Ты – без тут.
Жду – не жду – кому какое дело?
Жив – не жив – лишь совам хохотать.
(Эта птичка эхом пролетела!)
Ничего! – без Ты – без тут. Хоть так.
Нет утрат. Все проще – не могли мы
ни забыться, ни уснуть. Был – Бог!
Выхожу один я. До могилы
не дойти – темно и нет дорог.

Приложенные файлы

  • docx 1219273
    Размер файла: 28 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий