Повесть «Один день Ивана Денисовича»: проблематика, композиция, особенности жанра и стиля, образ главного героя. Изображение власти в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: лейтенант Волковой.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева
(филиал) ТюмГУ в г. Тобольск

Гуманитарный факультет
Кафедра филологического образования



УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала
_________________Е.А. Короткова
_________________ 2016 г.




ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки

44.03.01 Педагогическое образование



Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр

Форма обучения
заочная

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от 16.07.2016
Рег. номер:
1212-1 (27.06.2016)

Дисциплина:
История русской литературы

Учебный план:
44.03.01 Педагогическое образование /5 лет ЗФО

Вид УМК:
Электронное издание

Инициатор:
Прокопова Майя Владимировна

Автор:
Прокопова Майя Владимировна

Кафедра:
Кафедра филологического образования

УМК:
Филиал ТюмГУ в г. Тобольске

Дата заседания УМК:
01.06.2016

Протокол заседания УМК:
4


Согласующие
ФИО
Дата получения
Дата согласования
Результат согласования
Комментарии

Зав. кафедрой (Заведующий кафедрой, доцент)
Хасанова Миляуша Сахретдиновна
31.05.2016 18:03
01.06.2016 08:07
Рекомендовано к электронному изданию


Заведующий библиотекой
Осипова Лидия Николаевна
01.06.2016 08:07
02.06.2016 16:59
Согласовано


Менеджер по методической работе
Яркова Надежда Николаевна
02.06.2016 16:59
09.06.2016 09:50
Согласовано


Декан
Редькина Светлана Дмитриевна
09.06.2016 09:50
09.06.2016 10:58
Согласовано


Председатель УМК (Первый заместитель директора)
Вертянкина Наталья Викторовна
09.06.2016 10:58
17.06.2016 16:33
Согласовано


Менеджер ИБЦ (Заведующий библиотекой)
Осипова Лидия Николаевна
17.06.2016 16:33
24.06.2016 17:00
Согласовано






Подписант:
  Короткова Елена Анатольевна


Дата подписания:
27.06.2016











1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:
сформировать у студентов общее представление о развитии русской литературы XI-XXI веков, способствовать осмыслению ими эстетического и духовного опыта русской культуры от её истоков до наших дней;
ознакомить студентов с художественными традициями русской литературы, наиболее значимыми писателями и их произведениями;
воспитать понимание роли, места и значения русской литературы в системе мировой и национальной культуры.

Задачи дисциплины:
изучить основные этапы развития отечественной культуры и художественной словесности;
осмыслить важнейшие тенденции отечественного историко-литературного процесса XI-XXI веков;
дать представление о наиболее значимых литературных явлениях и именах;
показать наследие русской литературы в его связях с другими сферами отечественной культуры;
сформировать начальные навыки научной интерпретации фактов русской литературы в соответствии с системой понятий и категорий современного литературоведения.

Всё вышеперечисленное в комплексе нацелено на подготовку бакалавра педагогического образования к работе в образовательных учреждениях различного типа по следующему виду профессиональной деятельности:
- педагогической;
- культурно-просветительской.
Изучение дисциплины «История отечественной литературы» способствует решению следующих профессиональных задач, соответствующих квалификации бакалавра педагогического образования):
в области педагогической деятельности:
- осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
в области культурно-просветительской деятельности:
- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.В.ОД.12 «История отечественной литературы» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части.
Дисциплина «История отечественной литературы» находится в содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами ОП – дисциплинами «История зарубежной литературы», «Основы теории литературы», «История», «Культурология», так как предполагает изучение русской литературы века в её связях с отечественной и мировой историей и культурой.
Дисциплина «История отечественной литературы» апеллирует к знаниям, умениям и навыкам, приобретённым обучающимися в результате освоения дисциплины «История», в частности, к знанию закономерностей развития русской и мировой истории и культуры, наиболее важных периодов и событий отечественной истории, умению пользоваться терминологией, общей для гуманитарных наук, ориентироваться в современной научно-исследовательской литературе по вопросам развития русской истории и культуры.
Дисциплина «История отечественной литературы» способствует формированию у студентов общего представления о закономерностях развития русской литературы, обеспечивает знакомство студентов с лучшими образцами отечественного словесного творчества данного периода русской литературы. Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «История отечественной литературы», являются базой для дальнейшего изучения дисциплин «История зарубежной литературы», «Основы теории литературы», «Культурология» (4 семестр).
Структура дисциплины определяется основными тенденциями в эволюции художественного мышления отечественной литературы от средневековья до современности. В основу структуры курса положен хронологический принцип изучения литературы и культуры, поэтому содержание каждого из разделов дисциплины соответствует определённому периоду развития отечественной культуры и словесности.
Таблица 1
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами


п/п
Наименование обеспечиваемых дисциплин
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин



1
2
3
4
5
6

1.
История зарубежной литературы
+
+
+
+
+
+

2.
Основы теории литературы
+
+
+
+
+
+

3.
Культурология
+
+
+
+
+
+


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате изучения дисциплины «История русской литературы» студент должен
знать:
особенности русской культуры, основные этапы её развития от ранних веков до современности;
историю русской литературы в её основных фактах и в персоналиях;
важнейшие идейно-эстетические концепции, присущие русской литературе;
содержание наиболее значительных произведений русской литературы, в том числе тех, которые изучаются в школе;
уметь:
характеризовать произведения русских писателей, принадлежащих к различным художественным эпохам;
ориентироваться в современной научно-исследовательской литературе по вопросам развития русской литературы;
собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории русской литературы и культуры;
владеть навыками:
филологической характеристики художественных произведений различных жанров;
навыком анализа и обобщения историко-литературного и литературоведческого материала;
навыком публичного выступления с защитой результатов своей учебной и исследовательской работы.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестры 2,3. Формы промежуточной аттестации: контрольная работа (2), экзамен (3). Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 академических часов, из них 45 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (аудиторная работа и контроль), 207 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры



2
3

Контактная работа:
45
16
29

Аудиторные занятия (всего)
36
16
20

В том числе:




Лекции
10
4
6

Практические занятия (ПЗ)
26
12
14

Семинары (С)
-
-
-

Лабораторные занятия (ЛЗ)
-
-
-

Иные виды работ:




Самостоятельная работа (всего):
207
92
115

Общая трудоёмкость зач. ед.
час.
7
3
4


252
108
144

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

контрольная работа
экзамен


3. Тематический план
Таблица 2

Тема
недели семестра
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
Итого часов по теме
Из них в интерак
тивной форме, в часах
Итого количес
тво баллов




Лекции
Семинарские (практические) занятия
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

2 семестр


Модуль 1









1.1
Специфические черты средневековой литературы и особенности древнерусской письменной культуры.
-
2
-
-
6
8
-
0-10

1.2
Основные жанры древнерусской литературы и их эволюция (слово, летопись, житие, хождение)
-
-
2
-
6
8
-
0-5

1.3
Развитие древнерусской литературы в XIV-XV веках
-
-
-
-
6
6
-
0-5

1.4
Историко-культурная ситуация XVI века. Памятники обобщающего характера.
-
-
-
-
6
6
-
0-5

1.5
XVII век – формирование литературы нового типа.
-
-
-
-
6
6
-
0-5


Всего
-
2
2
-
30
34

0-30


Модуль 2









2.1
Специфика русской литературы XVIII в.
Литература Петровской эпохи.
-
-
-
-
6
6
-
0-5

2.2
Русский классицизм.
Теоретики русского классицизма: Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков
-
-
-
-
6
6
-
0-5

2.3
Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Поэтическое новаторство. Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина
-
-
2
-
6
8
-
0-5

2.4
Драматургия Д.И.Фонвизина.
-
-
-
-
6
6
-
0-5

2.5
Специфика русского сентиментализма Творчество А.Н. Радищева и Н.М.Карамзина
-
-
-
-
7
7
-
0-10


Всего
-
-
2
-
31
33
-
0-30


Модуль 3









3.1
Романтизм как тип художественности. Проблема типологизации русского романтизма. Основные представители романтизма в русской литературе
-
2
-
-
7
9
-
0-5

3.2
Поэзия середины XIX века. (Тютчев, Фет, Некрасов)
-
-
2
-
6
8
-
0-5

3.3
Аналитический реализм как тип художественности. Своеобразие художественного мира И.С.Тургенева и И.А. Гончарова.
-
-
2
-
6
8
-
0-10

3.4
Психологический реализм Л.Н.Толстого. Философские взгляды Л.Н.Толстого. Роман-эпопея «Война и мир»
-
-
2
-
6
8
-
0-10

3.5
Реализм Достоевского как новый этап в развитии русского реализма
-
-
2
-
6
8
-
0-10


Всего
-
2
8
-
31
41
-
0-40


Итого (часов, баллов):
-
4
12
-
92
108
-
100


Курсовая работа
-
-
-
-
-
-
-
-


Из них в интерактив. форме
-
-
-
-
-
-
-
-

3 семестр


Модуль 4









4.1
Своеобразие реализма чеховского типа. Новеллистика А.П. Чехова. Поэтика драматургии А.П.Чехова.
-
-
2
-
7
9
-
0-5

4.2
Художественные поиски в прозе рубежа ХIХ-ХХ вв. (Бунин, Горький, Куприн)
-
-
2
-
7
9
-
0-5

4.3
Символизм как теория и литературно-художественная практика. Особенности художественного мира А. Блока.
-
-
2
-
7
9
-
0-5

4.4
История развития акмеизма. Акмеистские сборники Гумилева, Ахматовой, Мандельштама
-
-
-
-
7
7
-
0-5

4.5
Эстетические основы и поэтика футуризма. Особенности русского футуризма. Особенности творчества В. Маяковского
-
-
2
-
7
9
-
0-5

4.6
Поэтический мир С. Есенина
-
-
-
-
7
7
-
0-5


Всего
-
-
8
-
42
50

0-30


Модуль 5









5.1
Тема революции и человека в произведениях 1917-1920-х годов
-
2
-
-
7
9
-
0-5

5.2
Роман Е. Замятина «Мы»: жанровая природа, проблематика и идейное содержание
-
-
2
-
7
9
-
0-5

5.3
«Тихий Дон» Шолохова: жанровая природа и проблематика романа
-
-
-
-
8
8
-
0-10

5.4
Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»: проблема жанра, многоплановость композиции, проблематика и сюжет, система образов.
-

2
-
7
9
-
0-10


Всего
-
2
4
-
29
35

0-30


Модуль 6









6.1
Особенности русской литературы 40-50-х годов ХХ века. Тема войны в литературе этого периода. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в послевоенной литературе
-
2
-
-
7
9
-
0-10

6.2
Творческий и жизненный путь Солженицына, проблематика его творчества
-
-
2
-
7
9
-
0-5

6.3
«Деревенская проза» как особое явление в литературе середины ХХ век
-
2
-
-
7
9
-
0-10

6.4
Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества Шукшина.
-
-
-
-
8
8
-
0-5

6.5
Своеобразие художественного мира Астафьева, особенности тематики и проблематики его произведений
-
-
-
-
8
8
-
0-5

6.6
Социальная, нравственная и философская проблематика в пьесах А.Вампилова
-
-
-
-
7
7
-
0-5


Всего
-
4
2
-
44
50
-
0-40


Итого (часов, баллов):
-
6
14
-
115
135
-
100


Курсовая работа










Из них в интерактив. форме










4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ Темы
Устный опрос
Письменные работы
Технические формы контроля
Информационные системы и технологии
Итого количество баллов


коллоквиумы
собеседование
ответ на семинаре
лабораторная работа
контрольная работа
тест
реферат
эссе
программы компьютерного тестирования
комплексные ситуационные задания
электронные практикумы
другие формы


2 семестр

Модуль 1

1.1
-
-
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
0-5
0-10

1.2
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

1.3
-
-
-
-
0-2
-
-
-
-
-
-
0-3
0-5

1.4
-
-
-
-
0-2
-
-
-
-
-
-
0-3
0-5

1.5
-
-
-
-
0-3
-
-
-
-
-
-
0-2
0-5

Всего
-
-
0-5
-
0-12
-
-
-
-
-
-
0-13
0-30

Модуль 2

2.1
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

2.2
-
-
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
0-5

2.3
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

2.4
-
-
-
-
0-2
-
-
-
-
-
-
0-3
0-5

2.5
-
0-5
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
0-10

Всего
-
0-10
0-5
-
0-12
-
-
-
-
-
-
0-3
0-30

Модуль 3

3.1
-
-
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
0-5

3.2
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

3.3
-
-
0-5
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
0-10

3.4
-
-
0-5
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
0-10

3.6
-
-
0-5
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
0-10

Всего
-
-
0-20
-
0-20
-
-
-
-
-
-
-
0-40

Итого
-
0-10
0-30
-
0-44
-
-
-
-
-
-
0-16
100

3 семестр

Модуль 4

4.1
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

4.2
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

4.3
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

4.4
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

4.5
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

4.6
-
-
-

-
-
-
-
-
-
-
0-5
0-5

Всего
-
0-5
0-20
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5
0-30

Модуль 5

5.1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5
0-5

5.2
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

5.3
-
0-5
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-10

5.4
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5
0-10

Всего
-
0-5
0-15
-
-
-
-
-
-
-
-
0-10
0-30

Модуль 6

6.1
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5
0-10

6.2
-
-
0-5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5

6.3
-
-
-
-
-
-
0-10
-
-
-
-
-
0-10

6.4
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5
-
-
-
0-5

6.5
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5
-
-
-
0-5

6.6
-
-
-
-
-
-
-
-
0-5
-
-
-
0-5

Всего
-
-
0-5
-
-
-
0-10
-
0-15
-
-
0-5
0-40

Итого
-
0-15
0-40
-
-
-
0-10
-
0-15
-
-
0-20
100


5. Содержание дисциплины

№ раздела
Наименование раздела
Содержание раздела

1
2
3

1
Древнерусская литература

Особенности средневекового мировоззрения. Литература в контексте культуры средневековой Руси. Периодизация древнерусской литературы Специфические черты средневековой литературы. Специфика системы жанров древнерусской литературы. Проповедническая литература в древнерусской словесности. Специфика жанра хождения в древнерусской литературе: «Хождение» игумена Даниила, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина Летописание в контексте древнерусской культуры. Исторический контекст и идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве». Жанр воинской повести в древнерусской литературе. Агиография в древнерусской литературе. «Плетение словес». Абстрактный психологизм. Историко-культурная ситуация XVI века. «Великие Минеи-Четьи», «Степенная книга», «Домострой» как памятники обобщающего характера. «Повесть о Петре и Февронии». Публицистика в Древней Руси. Публицистический характер и стилевое своеобразие посланий Ивана Грозного и Андрея Курбского.
XVII век – формирование литературы нового типа. Изменение ценностных ориентаций литературы. Барокко в западноевропейской литературе и культуре. Отличие русского барокко от западного.

2
Литература XVIII века

Специфика русской литературы XVIII в. Периодизация литературы XVIII в. Основные литературные направления этого периода. Становление русского классицизма, его связь с европейским классицизмом и его национальное своеобразие. Просветительский характер русского классицизма. Теоретики русского классицизма: Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков. Литературно-теоретические и филологические труды Ломоносова: «Проблематика и художественные особенности од Ломоносова (язык, стих, строфика, гиперболизм образов и т.д.). Место Тредиаковского в истории русской литературы. Тредиаковский – реформатор русского стихосложения. А.П.Сумароков как теоретик классицизма, драматург, лирик и сатирик. Драматургия Д.И.Фонвизина. «В наших нравах первая комедия» «Бригадир». Первая русская социально-политическая комедия «Недоросль». «Недоросль» и проблемы реализма. Поэтическое новаторство Г.Р.Державина. «Фелица» – сочетание одической похвалы с обличительной сатирой. Сентиментализм как метод и направление. Возникновение русского сентиментализма, историко-культурная ситуация времени его появления. Специфика русского сентиментализма. Жизнь и творчество Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»: композиция, жанровое своеобразие. Творчество Н.М.Карамзина. Его роль в развитии русской литературы. Н.М.Карамзин – основоположник русского сентиментализма: «Бедная Лиза».

3
Литература XIX века
Своеобразие историко-литературной ситуации. Романтизм как ведущий тип художественности в литературе изучаемого периода. Проблема типологизации русского романтизма. Своеобразие романтической коллизии. Романтический герой. Основные жанры в литературе романтизма. Вопрос о языке художественной литературы. Значение литературной полемики между сторонниками «державинской» и «карамзинистской» концепций языка. Реалистическая басня Крылова: традиции и новаторство. Жанры элегии и баллады в его творчестве. Периодизация творчества К.Н.Батюшкова. «Гедонистический» пафос раннего творчества поэта. Формирование гражданско-героического романтизма, его связь с развитием декабристской идеологии: творчество К.Ф.Рылеева. Творчество В.К.Кюхельбекера. Творчество А.А.Бестужева-Марлинского. Реализация романтической формы конфликта в творчестве декабристов, своеобразие лирических оппозиций. Понятие «поэты пушкинского круга». А.С.Пушкин: личность и судьба. Периодизация жизни и творчества поэта, характеристика основных периодов.
«Евгений Онегин»: проблема жанра, своеобразие композиции, тематика и проблематика, система персонажей, значение образа автора в произведении. «Маленькие трагедии»: проблема драматического цикла. Своеобразие прозы Пушкина.
М.Ю.Лермонтов, жизнь и творчество. Поэтическая эволюция Лермонтова, проблема соотношения в его творчестве романтического и реалистического типов художественности. «Герой нашего времени»: жанровое своеобразие, синтез романтизма и реализма, роль композиции в раскрытии образа центрального персонажа.
Н.В.Гоголь: личность и творчество. Эволюция творческого метода Гоголя, периодизация его творчества. Романтическое начало в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». «Миргород»: формирование гоголевского реализма, проблема единства цикла. Идейно-художественное своеобразие повестей Петербургского цикла. «Мертвые души»: история создания и творческий замысел писателя, проблема жанра, своеобразие композиции и героя, система персонажей в произведении. Драматургия Гоголя: новаторство и традиции.
Социокультурная ситуация 50-70х годов в России. Основные направления общественно-политической и философской мысли. Позитивистская философия как основа мировоззрения эпохи. Особенности литературного развития в этот период. Аналитический реализм как тип художественности. Особенности конфликта и героя. Ведущие жанры.
Эстетические и литературно-критические концепции в литературе 50-70х годов. Основные принципы «реальной», «эстетической» и «органической» критики, их роль в литературном процессе 50-70х годов. Значение творчества Н.Г. Чернышевского для русского общества XIX века. Эстетические воззрения Чернышевского, их философская основа.
Тематическое многообразие поэзии Некрасова. Специфика его лирического героя. Жанровое и стилевое своеобразие поэзии Некрасова. Новаторство поэзии Некрасова, особенности его поэтического стиля.
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Философская и эстетическая позиции поэтов. Основные мотивы лирики Тютчева и Фета: смысл искусства, смысл истории, вечность и мгновение, человек и природа. Особенности метафористики. Новаторство поэзии Тютчева и Фета.
Принципы создания характера в романах Гончарова. «Сюжетно-композиционная структура и этико-социальная проблематика романа «Обломов», специфика конфликта в нём. Место «Сна Обломова» в романе. Многосторонность образа Обломова. Поиски положительного, «идеального» героя в творчестве Гончарова. Отказ от поэтики аналитического реализма в романе «Обрыв»: главенство априорических истин в философии романа. Образная система романа: Райский, Вера, Волохов, бабушка Бережкова.
Место и значение И.С. Тургенева в русской литературе. Философские и эстетические искания И.С.Тургенева. Жанровое и тематическое многообразие его творчества.
Особенности малой прозы И.С.Тургенева. Типологические черты романов 50-60х годов. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»: специфика жанра; социальная и этическая проблематика; сопоставление различных социально-исторических и психологических типов; эволюция воззрений Тургенева по проблемам любви, счастья и долга, смысла жизни; поиски героя.
Своеобразие историко-литературной ситуации 70-90-х годов ХIХ века. Типология реализма 70-80-х годов: аналитический реализм, социологическое направление в реализме, формирование психологического реализма. Реализм Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского как новый этап развития реализма.
Л.Н. Толстой, его роль в культурном и общественном развитии конца ХIХ века. Своеобразие философии и идеологии Толстого: идеи о непротивлении злу насилием, о самосовершенствовании. Особенности антропологии Толстого. Основные этапы творческого развития Толстого. Роман-эпопея «Война и мир»: творческий замысел писателя, история создания, жанровое своеобразие произведения, поэтика названия. «Мысль народная» как идеал Толстого, ее реализация в судьбах героев романа. Мировоззренческий кризис Толстого 70-х годов и его отражение и преодоление в романе «Анна Каренина», «мысль семейная», ее отражение в системе философских идей романа. Типологические особенности позднего творчества Л.Н.Толстого.
Ф.М. Достоевский, его значение в историко-литературном развитии ХIХ века. «Фантастический реализм» Достоевского. Своеобразие субъектно-объектной сферы в романах Достоевского, специфика героя, полифония. Роман «Бедные люди»: своеобразие трактовки «маленького человека».
Идейно-художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: жанровое своеобразие, творческий замысел, Раскольников как «идейный преступник», образ Петербурга в романе. Проблема «положительно прекрасного человека» в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». «Бесы» Ф.М.Достоевского как роман-предупреждение. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского: замысел писателя система персонажей, ее символическое значение, «карамазовщина», ее социально-культурное значение.


4
Литература рубежа XIX-ХХ веков
Своеобразие реализма чеховского типа. Развитие творческого метода Чехова, основные этапы его творческого пути. Взаимовоздействие человека и мира как главная проблема творчества А.П.Чехова. Идейно-художественное своеобразие прозы Чехова. Драматургия Чехова: традиции и новаторство.
Своеобразие неклассического реализма. Творчество А.Куприна, И.Шмелёва, Б.Зайцева, Н.Гарина-Михайловского. Особенности проблематики и художественного мира в прозе И.Бунина.
Неоромантизм в творчестве Горького. Структурные особенности ранних рассказов, соотношение позиции автора, прохожего, героя-рассказчика. Эволюция творчества Горького.
Модернистское и авангардное искусство. Понятие «серебряного века» русской литературы.
История развития символизма в России. Символизм как теория и литературно-художественная практика. Особенности художественного мира А. Блока. Образы-символы в циклах. Художественные открытия Блока.
История развития акмеизма: теоретические трактаты Н.Гумилёва, Н.Кузмина, О.Мандельштама – внимание к «вещному миру», интерес ко «всечеловеческой культуре», «культ сильного человека». Лирический герой в поэтических циклах Н.Гумилёва Акмеистские сборники Ахматовой, Мандельштама, Гумилева.
Эстетические основы и поэтика футуризма. Особенности русского футуризма. История развития, эстетика русского футуризма: «гилейцы», «кубофутуристы», «будетляне»; «эгофутуристы» (И.Северянин), «Центрифуга» (Б.Пастернак). Открытия кубофутуристов: В.Хлебников, В.Маяковский, Вас.Каменский (поэтическая техника, герой, конфликт), демократизация искусства.
Особенности поэтического мира и лирического героя в дооктябрьском творчестве В.В.Маяковского. Своеобразие ранней лирики Б.Пастернака. Ранняя лирика М.Цветаевой.
Народнопоэтические истоки творчества Есенина. Творчество Есенина в годы революции и гражданской войны. Проблематика поэмы «Анна Снегина»: личность и история, судьбы деревни в революции. Исповедальные мотивы в поэме «Чёрный человек».

5
Литература первой половины XX века
Историческая и социокультурная ситуация в период 1920-1930-х годов. Вмешательство государства в развитие искусства и литературы. Проблема творческого метода.
Тема революции и человека, конфликт человека и власти в произведениях Б.Пильняка «Голый год», «Повесть непогашенной луны», А.Серафимовича «Железный поток», Д.Фурманова «Чапаев», М.Шолохова «Донские рассказы», А.Фадеева «Разгром», И.Бабеля «Конармия», М. Булгакова «Белая гвардия», А.Н.Толстого «Хождение по мукам». Различия в трактовке революции и её последствий у разных авторов. Образ «нового» человека в литературе этого периода.
Творчество Е.Замятина. Роман «Мы»: жанровая природа; проблематика и идейное содержание романа, проблема взаимоотношений личности и государства; влияние романа на развитие жанра антиутопии.
«Тихий Дон» Шолохова как роман-эпопея, раскрывающий историческую судьбу донского казачества на переломном этапе жизни страны. Жанровое своеобразие произведения. Проблематика романа: народ и революция, народ и личность, катаклизмы социальной истории и общечеловеческие, семейные ценности. Особенности композиции произведения. Дом и дорога как ведущие мотивы романа. Природа трагического в романе.
Творчество М.Булгакова. Нравственно-философская позиция Булгакова в сатирических повестях. Революция и эволюция в осмыслении Булгакова. Пьеса «Дни Турбинных», её связь с романом «Белая гвардия», проблематика, система образов, традиции чеховской драматургии в пьесе. Проблематика и жанровая природа романа «Белая гвардия».
Творческая история романа «Мастер и Маргарита», проблема жанра, многоплановость композиции, особенности хронотопа, приём «роман в романе», сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Нравственно-философские оппозиции добра и зла, веры и безверия, красоты и безобразия, жизни и смерти в произведении.

6
Литература второй половины XX века
Особенности русской литературы 40-50-х годов ХХ века. Тема войны в литературе этого периода. Поэмы А.Твардовского 40-50-х годов. Художественный мир поэмы «Василий Тёркин». Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в послевоенной литературе («Судьба человека» М.Шолохова)
Творческий и жизненный путь Солженицына. Значение его творчества в русской литературе и общественной жизни II пол. XX века. Первые публикации в советской периодике. Повесть «Один день Ивана Денисовича»: проблематика, композиция, особенности жанра и стиля, образ главного героя. Тема праведничества в повести «Матрёнин двор». Противостояние личности и государства в романах «В круге первом», «Раковый корпус», их проблематика, жанрово-стилевое своеобразие.
«Деревенская проза» как особое явление в литературе середины ХХ века, как особая творческая общность, становление и развитие. Обращение к трагическим событиям коллективизации; изображение прошлого и настоящего русской деревни в свете общечеловеческих проблем; художественное освоение народного бытия, народных традиций; историческая память; философия природы «естественного мира»; русский национальный характер в произведениях В.Белова. С.Залыгина, В.Тендрякова, Б.Можаева, В.Распутина, Е.Носова, Ф.Абрамова и др.
Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества Шукшина. Своеобразие новеллистики Шукшина. Специфика героя. Концепция народного характера у Шукшина.
Кризис в русской литературе 70-х-начале 80-х годов и его причины. Отражение в литературе социальных потрясений 80-90-х годов. Расцвет публицистических жанров. «Возвращённая» литература как часть историко-литературного процесса конца ХХ века.
Своеобразие художественного мира Астафьева, особенности тематики и проблематики его произведений, элементы автобиографизма в них. Изображение нравственных устоев народной жизни в цикле «Последний поклон». Образ ребёнка и народные типы в цикле, его жанрово-стилевое своеобразие. Изображение войны как трагедии в повести «Пастух и пастушка», особенности композиции и системы образов в ней. Символические образы в реалистическом контексте. Повествование в рассказах «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы как ведущая тема произведения, его нравственно-философская проблематика. Социальная, нравственная и философская проблематика в пьесах А.Вампилова («Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). Типология героев Вампилова.


6. Планы семинарских занятий
2 семестр

Практическое занятие №1
«Слово о полку Игореве»: идейное, жанровое своеобразие и историко-литературный комментарий
Вопросы:
Каковы различия в построении летописной повести об Игоревом походе и «Слова о полку Игореве»?
Как развивается сюжет в «Слове о полку Игореве»? Каким принципом сюжетной организации руководствуется автор «Слова о полку Игореве»?
Каковы сюжетная и композиционная функции «Золотого слова Святослава» и «Плача Ярославны»?
Какую роль в «Слове о полку Игореве»» играют исторические отступления?
Какие проблемы поднимает автор «Слова о полку Игореве»?
Как раскрываются в «Слове о полку Игореве» тема воинского подвига и тема судьбы Русской земли?
Почему жанровое определение «Слова о полку Игореве» вызывает споры?
Черты каких древнерусских жанров присущи «Слову о полку Игореве»?
Какова роль в тексте «Слова о полку Игореве» обращений, риторических вопросов, прямой речи, повторов и рефренов?
В чём своеобразие образной системы «Слова о полку Игореве»? Как она построена? Какое место в ней занимает образ Русской земли?
Какое место в художественном строе «Слова о полку Игореве» занимают метафоры, метонимии, эпитеты, сравнения, уподобления, символика?
Какие из поэтических средств «Слова о полку Игореве» имеют фольклорную природу?
Литература:
Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л., 1978.
Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» // Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. С. 132-204.
Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы. – Л., 1968.
Орлов А.С. «Слово о полку Игореве». – М., Л., 1946.
Осетров Е.И. Мир Игоревой песни: Этюды. – М., 1981.
Осетров Е.И. Славянский характер // Аз – свет миру: Повести в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. – М, 1989. С.185-206.
Кудряшов К.В. Про Игоря Северского, про Землю Русскую: Историко-географический очерк о походе Игоря Северского на половцев в 1185 году. – М., 1959.
Никитин А.Л. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. – М., 1998.
Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., 1971.
«Слово о полку Игореве» и его время // Под ред. Рыбакова Б.А. – М.,1985.
Энциклопедия «Слова о полку Игореве» – М., 1995. Т.1-5.

Практическое занятие № 2
Трансформация жанра торжественной оды в оде Г.Р.Державина «Фелица»
План:
Жанровый канон торжественной оды, его реализация в торжественной оде М.В.Ломоносова.
Творчество Г.Р.Державина в контексте основных тенденций историко-литературного развития 60-80-х годов.
Соединение высокого и низкого мирообразов в «Фелице» Державина:
формальное следование жанровому канону торжественной оды;
новаторство Державина в жанре торжественной оды.
Образ субъекта лирического высказывания в «Фелице», смысл его противопоставления Фелице: реализация высокого художественного конфликта классицизма.
Особенности создания образа Фелицы: соединение черт реального прототипа (Екатерина II) и литературного персонажа. Формирование собственно лирической ситуации.
Значение финала оды, его противопоставленность основной части произведения.
Литература:
Фёдоров В.И. История русской литературы XVIII века. – М., 2003.
Минералов Ю.И.История русской словесности XVIII века. – М., 2003.
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.
Западов А.В. Умение прочитать оду // Западов А.В. В глубине строки. М., 1972.
Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин). – М., 1979.
Западов А.В. Державин. – М., 1965.
Ходасевич В. Державин. – М., 1988.
Гуковский Г.А. Русская поэзия XVIII века. – Л., 1972.

Практическое занятие № 3
Поэзия середины XIX века
План:
Поэтический мир Ф.И. Тютчева:
Особенности творческого пути Ф.И.Тютчева. Мировоззрение поэта. Связь творчества Тютчева с эстетикой романтизма.
Тема космоса и хаоса в поэзии Ф.Тютчева.
Человек и природа в поэзии Ф.Тютчева.
Философия истории в лирике Ф.Тютчева.
Внутренний мир человека в лирике Ф.Тютчева. Своеобразие лирического героя.
Лирика Н.А.Некрасова:
Специфика лирического героя Н.А.Некрасова.
Своеобразие решения Некрасовым проблемы назначения поэта.
Тема народной судьбы в поэзии Некрасова. Типология персонажей из народа.
Сатирические стихотворения Н.А.Некрасова.
Специфика интимной лирики Н.А.Некрасова.
Особенности поэтического стиля Н.А.Некрасова и новаторство его поэзии.
Литература
Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М., 1980.
Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.
Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Тютчева. – Саратов, 1969.
Осповат А.Л. «Как слово наше отзовётся»: о первом сборнике Тютчева. – М., 1980.
Бухштаб Б.Я. Некрасов: проблемы творчества. – Л., 1989.
Гин М.М. О своеобразии реализма Н.Некрасова. – Петрозаводск, 1966.
Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Некрасова. – М., 1971.

Практическое занятие № 4
Поэтика и идеология романов И.А. Гончарова и И.С. Тургенева
План:
1. Проблема героя в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Особенности проблематики и поэтики романного творчества И.А.Гончарова.
Сюжетно-композиционные принципы построения романа «Обломов». Своеобразие художественного конфликта в романе.
Образ Ильи Обломова: предыстория героя, портрет, жизненная позиция, роль художественной детали в создании образа.
«Сон Обломова» с точки зрения его места в художественной структуре романа и роли в раскрытии идеи произведения.
Образ Штольца как антитеза образу Обломова.
Идейно-художественная функция образа Ольги в романе «Обломов»: поиски идеала.
Критика о романе «Обломов»: статьи Н.А.Добролюбова «Что такое «обломовщина»?», А.В.Дружинина «Обломов», роман Гончарова».
2. Проблема нигилизма в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Нигилизм как явление: его философский, этический, социально-исторический и психологический аспекты.
Образ Базарова как постановка автором актуальной этико-философской проблемы своего времени.
Своеобразие конфликта в романе и пути его разрешения.
Смысл финала романа.
Споры о романе И.С.Тургенева и его герое в критике (статьи М.А.Антоновича, Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова). Современное восприятие и истолкование романа «Отцы и дети».
Литература
Пустовойт П.Т. Роман Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60х гг. XIX в. – М., 1960.
Батюто А.И. Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. – Л., 1990.
Цейтлин А. Тургенев. – М., 1958.
Бялый Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». – М.-Л., 1963.
Лебедев Ю.В. Роман Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982.
Чалмаев В.А. Тургенев. – М., 1986.
Недзоветский В.А., Пустовойт П.Г., Полтавец Е.Ю. И.С.Тургенев. – М., 1998.
Роман Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Сб. статей. – Л., 1986.
П.Вайль, А.Генис. Формула жука. Тургенев // П.Вайль, А.Генис. Родная речь. – М., 1991.
Гончаров в русской критике. Сб. статей. – М., 1958.
Краснощёкова Г.А. «Обломов» И.А.Гончарова. – М., 1970.
Политыко Д.А. Роман Гончарова «Обрыв». – Минск, 1962.
Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. – М.,Л., 1962.
Постнов О. Эстетика Гончарова. – М., 1997.
Розенблюм Л. «Необыкновенная история» // Вопросы литературы. 1996. №3.
Цейтлин А.Г. И.А.Гончаров. – М., 1952.

Практическое занятие № 5
Система персонажей в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»
План:
Реализация «мысли народной» в системе персонажей романа-эпопеи «Война и мир».
Изображение высшего света в романе.
Реализация духовного и земного пути к истине и к Богу в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Своеобразие интеллектуального пути поиска истины и смысла жизни. Значение смерти князя Андрея.
Наташа Ростова как идеальная героиня Толстого. Народная основа характера героини. Развитие героини по типу «героя степи».
Литература:
Бочаров С. Мир в «Войне и мире» // Бочаров С. О художественных мирах. – М., 1985.
Куприянова Е. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.
Ломунов К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., 1956.
Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова.
Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.
Развитие реализма в русской литературе: в 3-х т. – М., 1972. Т. 2, 3.
Типология русского реализма второй половины ХIХ века. – М., 1979.

Практическое занятие № 6
Рациональное и иррациональное в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
План:
Противоборство рационального и природного начал в главном герое романа Ф.М.Достоевского Родионе Раскольникове как основа этого персонажа.
Функции и значение снов Раскольникова в романе. Первый сон Раскольникова: отказ от божьего суда и истоки теории, противопоставление теории и нравственной натуры. Значение снов Раскольникова в эпилоге.
Тождественность «внешнего», событийного сюжета и «внутреннего» развития главного героя. Система двойников в романе:
Раскольников – Лужин;
Раскольников – Лебезятников;
Раскольников – Свидригайлов;
Раскольников – Сонечка Мармеладова.
Литература:
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М., 1972.
Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова.
Вересаев В.В. Человек проклят. (любое издание).
Гарин И.И. Многоликий Достоевский. – М., 1997.
Карякин Ю. Самообман Раскольникова. Роман Достоевского «Преступление и наказание».- М., 1976.
Карякин Ю. Достоевский и Апокалипсис // Кн. обозрение, 1994. - № 43.
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1970.
Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. – М., 1996.
Селезнев Ю. В мире Достоевского. – М., 1980.

3 семестр

Практическое занятие № 1
Поэтика драматургии А.П. Чехова. Художественные особенности пьесы «Вишнёвый сад»
План:
Реализация чеховского типологического художественного конфликта в его драматургии.
Диалог между человеком и миром в пьесах Чехова послесахалинского периода. «Чайка»: традиции и новаторство.
Разрешение проблемы ассимиляции человека миром природы в пьесе «Три сестры». Символизм пьесы. Новое понимание личности человека в произведении.
«Вишневый сад» как итоговое произведение Чехова. Онтологическая интеграция человека в мире в позднем творчестве писателя и в пьесе «Вишневый сад». Своеобразие художественного конфликта, система персонажей, ее идейное значение, символизм произведения.
Литература:
Анненский И. Книги отражений // Анненский И. Избранные произведения. – Л., 1988.
Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания.- М., Л., 1970.
Бердников Г.П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. – М., 1970.
Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. – М., 1979.
Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. – Томск, 2001.

Практическое занятие № 2
Художественные поиски в прозе рубежа XIX-XX веков
План:
1. Особенности проблематики и художественного мира прозы И. Бунина.
Своеобразие реализма И. Бунина. Особенности повествования, роль детали. Авторское начало и голоса персонажей в прозе И. Бунина:
- «Антоновские яблоки»;
- «Лёгкое дыхание».
Философские мотивы в прозе И. Бунина:
- тема греха, тема жизни и смерти в рассказе «Иоанн Рыдалец»;
- концепция мира и тема апокалипсиса в рассказе «Господин из Сан-Франциско; символика в рассказе.
Тема любви в прозе И. Бунина:
- особенности раскрытия темы в рассказе «Солнечный удар»;
- особенности раскрытия темы в рассказе «Чистый понедельник».
2. Особенности прозы А.И. Куприна.
Своеобразие реализма А.И. Куприна. Традиции классической русской литературы в творчестве Куприна.
Повесть «Олеся»:
- особенности композиции;
- роль картин природы в повести;
- раскрытие темы «естественной личности» в повести.
Рассказ «Гранатовый браслет»:
- тема трагической любви в рассказе;
- особенности раскрытия образа «маленького человека» в рассказе;
- смысл «музыкального» финала рассказа.
3. Ранние рассказы М. Горького.
Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие ранних рассказов М.Горького.
Способы создания образа главного героя в ранних рассказах М.Горького:
экспозиция образа главного героя;
портрет героя;
основные положения философии героя, суть его поучений;
место героя в художественном пространстве рассказа;
судьба героя, её роль в раскрытии авторского замысла.
Легенды в художественной структуре ранних рассказов М.Горького:
событийная линия легенд;система художественных образов в легендах;
смысл столкновения Рады и старого магната, Лары и старейшин, Данко и толпы.
Образ рассказчика-путника и его функции в художественной системе рассказов:
художественное пространство рассказчика;
эволюция образа рассказчика.
Литература:
Михайлов О.Н. И.А.Бунин : жизнь и творчество. – Тула, 1987.
Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. – М.,1989.
Долгополов Л.К. Судьба Бунина. // Долгополов Л.К.На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала XX века. – Л., 1985.
История русской литературы: в 4-х т. Т. 4 Литература конца XIX- начала XX в. Л.: Наука, 1983.
Волков А.А.Творчество А.И.Куприна. – М., 1981.
История русской литературы: в 4-х т. Т. 4 Литература конца XIX- начала XX в. Л.: Наука, 1983.
Спиридонова Л.Н. Горький: диалог с историей. – М., 1994.
Баранов В. Огонь и пепел костра: М.Горький: творчество, искания, судьба. – Горький, 1990.
Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. – М., 1968.

Практическое занятие №3
Поэтический цикл А. Блока «Стихи о Прекрасной даме»
План:
1.Поэтические циклы в творчестве А.Блока. Место цикла «Стихи о Прекрасной даме» в лирике поэта.
2.Жанровое своеобразие цикла.
3.Структура цикла «Стихи о Прекрасной даме»: причины единства.
4.Система образов в цикле «Стихи о Прекрасной даме».
5.Лики Прекрасной дамы: многообразие или эволюция.
6.Особенности художественного пространства в цикле.
Литература:
Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1987.
Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока. – Л., 1981.
Приходько И.С. Александр Блок и русский символизм. – Владимир, 1999.

Практическое занятие №4
«Облако в штанах» В.Маяковского: формирование жанра лирической поэмы

План:
Значение поэмы «Облако в штанах» в творческом наследии В.Маяковского. «Облако в штанах» как кульминация и завершение «серебряного века».
Поэтика и идеология футуризма в поэме.
Открытия Маяковского в жанре поэмы: создание лирической поэмы. Лирическое начало в поэме «Облако в штанах».
Развитие сюжета во внешнем и внутреннем художественном пространстве: проблема воссоздания внешнего события через образы, порожденные субъективным восприятием лирического героя.
Переосмысление в поэме библейских и классических литературных мотивов и сюжетов. Владимир Маяковский как лирический герой и герой поэмы. Интертекстуальность «Облака в штанах». Значение безумия героя в финале поэмы.
Литература:
Альфонсов В. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.
Метченко А.И. Маяковский. Очерк творчества // Избранные труды: В 2х т. – М., 1982.
Михайлов А. Мир Маяковского. – М., 1990.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). – М., 2001.
Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб., 1997.

Практическое занятие №5
«Мы» Е.Замятина: роман-антиутопия
План:
Своеобразие жанра утопии. Антиутопия как вариант утопического жанра. Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века. Е.Замятин как первооткрыватель жанра романа-антиутопии.
«Мы» Е.Замятина как роман-антиутопия: отражение в произведении типологических особенностей антиутопии.
Фантастика и отражение основных тенденций развития современного общества в романе. Поэтика названия. Истоки мира гармонии, построенного на редукции личностного начала.
«Мы» как роман. Изображение столкновения «мы» и «я» в произведении. Своеобразие художественного конфликта. Эволюция героя-повествователя в произведении.
Поэтика романа. Роль эпистолярной формы в художественном решении главной идеи произведения.
Традиции Е.Замятина в антиутопии ХХ века.
Литература:
Андреев Ю. Революция и литература. – М., 1987.
Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х гг. – М., 1977.
Бузник В.В. Русская советская проза 20-х гг. – Л., 1975.
Василевский А. Открывая Замятина //Октябрь. – 1987. – № 3.
Давыдова Т.Т. Евгений Замятин. – М., 1991.
Заманская В.В. Русская литература первой трети ХХ века: проблемы экзистенциального сознания. – Екатеринбург, 1996.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века. – М., 2001.
Практическое занятие №6
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: проблематика и поэтика
План:
История создания и публикации романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Мастер и Маргарита» как модернистский роман.
Роман Мастера и роман о Мастере в их единстве: проблема выбора и вины Понтия Пилата как стержень романа.
Художественное время и пространство в романе: удвоение сюжета и персонажей.
Евангельский сюжет в интерпретации М.Булгакова: своеобразие трактовки. Значение образа Иешуа.
Роль нечистой силы и ее миссия в Москве 30-х годов. Смысл эпиграфа к роману и его реализация в тексте произведения. Фаустианские мотивы в образе Воланда. Значение бала Сатаны.
Смысл противопоставления человека и абсолютных воплощений добра и зла – Иешуа и Воланда.
Образ Маргариты, выполнение ею миссии милосердия и прощения в романе. Тема любви.
Сопоставление и противопоставление образов Иешуа и Мастера. Почему Мастер в финале романа заслуживает не света, а покоя и остается в мире, подвластном Воланду, а не Иешуа?
Литература:
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века. – М., 2001.
Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – Воронеж, 1999.
Смелянский А.М. М.Булгаков в Художественном театре. М., 1986.
Чудакова М.О. Жизнеописание М.Булгакова. М., 1988.
Яновская Л.М. Творческий путь М.Булгакова. – М., 1983.
Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М., 1997.

Практическое занятие №7
Противостояние личности и государства в русской литературе ХХ века. Проблема «простого человека» в малой прозе А.И. Солженицына
План:
Значение творчества А.И.Солженицына в русской литературе и общественной жизни страны II половины ХХ века.
Изображение лагерной жизни в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: быт и бытие.
Судьба человека в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: образ Ивана Денисовича.
Проблема «человек в неволе» в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: образы Алёши и капитана Буйновского.
Изображение власти в рассказе «Один день Ивана Денисовича»: лейтенант Волковой.
Советская деревня и «матрёнин двор» в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»: пространство и время в произведении.
Тема праведничества в рассказе «Матрёнин двор»: образ Матрёны Васильевны.
«Русский характер» в рассказе «Матрёнин двор»: концепция национальной судьбы по Солженицыну.
Литература:
Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий. Александр Солженицын // Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий. Современная русская литература. Кн.1. – М., 2001. С.179.
О.А.Бердникова. «Сомневаться и учить»: А.Солженицын // Русская литература ХХ века. – Воронеж, 1999. С.612.
Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994.
Жорж Нива. Солженицын. – М., 1992.

7. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов
Таблица5

Модули и темы
Виды СРС
Неделя семестра
Объем часов
Кол-во баллов



обязательные
дополнительные




2 семестр

Модуль 1






1.1
Специфические черты средневековой литературы и особенности древнерусской письменной культуры.
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление словаря терминов
Выполнение реферата
Выполнение теста
1
6
0-5

1.2
Основные жанры древнерусской литературы и их эволюция (слово, летопись, житие, хождение)
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной литературой
Составление презентации в PowerPoint

2
6
0-5

1.3
Развитие древнерусской литературы в XIV-XV веках
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление словаря терминов
Выполнение реферата
Выполнение теста
3
6
0-10

1.4
Историко-культурная ситуация XVI века. Памятники обобщающего характера.
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата
Выполнение теста
4
6
0-5

1.5
XVII век – формирование литературы нового типа.
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение исследовательской работы
Выполнение теста
5
6
0-5


Всего



30
0-30

Модуль 2






2.1
Специфика русской литературы XVIII в.
Литература Петровской эпохи.
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение исследовательской работы

7
6
0-5

2.2
Русский классицизм.
Теоретики русского классицизма: Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков
Работа с учебной, научной и критической литературой

Выполнение самостоятельной работы по анализу текста

8
6
0-5

2.3
Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Поэтическое новаторство. Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выразительное чтение наизусть

9
6
0-5

2.4
Драматургия Д.И.Фонвизина.
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата
10
6
0-5

2.5
Специфика русского сентиментализма Творчество А.Н. Радищева и Н.М.Карамзина
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление презентации в PowerPoint
11
7
0-10


Всего



31
0-30

Модуль 3






3.1
Романтизм как тип художественности. Проблема типологизации русского романтизма. Основные представители романтизма в русской литературе
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выразительное чтение наизусть
Составление презентации в PowerPoint
Выполнение реферата
13
7
0-5

3.2
Поэзия середины XIX века (Тютчев, Фет, Некрасов)
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата
Составление презентации в PowerPoint
Выполнение теста
14
6
0-5

3.3
Аналитический реализм как тип художественности. Своеобразие художественного мира И.С.Тургенева и И.А. Гончарова.
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление словаря терминов
Составление презентации в PowerPoint
Выполнение теста

15
6
0-10

3.4
Психологический реализм Л.Н.Толстого. Философские взгляды Л.Н.Толстого. Роман-эпопея «Война и мир»
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата
Выполнение теста
16
6
0-10

3.5
Реализм Достоевского как новый этап в развитии русского реализма
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение теста
Выполнение исследовательской работы

17
6
0-10


Всего



31
0-40


Итого



92
100

3 семестр

Модуль 4






4.1
Своеобразие реализма чеховского типа. Новеллистика А.П. Чехова. Поэтика драматургии А.П.Чехова.
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление словаря терминов
Выполнение реферата
Выполнение теста
1
7
0-5

4.2
Художественные поиски в прозе рубежа ХIХ-ХХ вв. (Бунин, Горький, Куприн)
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление презентации в PowerPoint

2
7
0-5

4.3
Символизм как теория и литературно-художественная практика. Особенности художественного мира А. Блока.
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление словаря терминов
Выразительное чтение наизусть

3
7
0-5

4.4
История развития акмеизма. Акмеистские сборники Гумилева, Ахматовой, Мандельштама
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выразительное чтение наизусть

4
7
0-5

4.5
Эстетические основы и поэтика футуризма. Особенности русского футуризма. Особенности творчества В. Маяковского
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выразительное чтение наизусть

5
7
0-5

4.6
Поэтический мир С. Есенина
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Составление презентации в PowerPoint

6
7
0-5


Всего



42
0-30

Модуль 5






5.1
Тема революции и человека в произведениях 1917-1920-х годов
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата Выполнение теста
7
7
0-5

5.2
Роман Е. Замятина «Мы»: жанровая природа, проблематика и идейное содержание
Работа с учебной, научной и критической литературой

Выполнение самостоятельной работы по анализу текста
Составление презентации в PowerPoint
8
7
0-5

5.3
«Тихий Дон» Шолохова: жанровая природа и проблематика романа
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение исследовательской работы

9
8
0-10

5.4
Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»: проблема жанра, многоплановость композиции, проблематика и сюжет, система образов.
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата
10
7
0-10


Всего



29
0-30

Модуль 6






6.1
Особенности русской литературы 40-50-х годов ХХ века. Тема войны в литературе этого периода. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в послевоенной литературе
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение исследовательской работы
11
7
0-10

6.2
Творческий и жизненный путь Солженицына, проблематика его творчества
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата
Выполнение теста
12
7
0-5

6.3
«Деревенская проза» как особое явление в литературе середины ХХ век
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение реферата
Выполнение работы по анализу текста
Выполнение теста
13
7
0-10

6.4
Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества Шукшина.
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение самостоятельной работы по анализу текста

14
8
0-5

6.5
Своеобразие художественного мира Астафьева, особенности тематики и проблематики его произведений
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение самостоятельной работы по анализу текста

15
8
0-5

6.6
Социальная, нравственная и философская проблематика в пьесах А.Вампилова
Составление читательского дневника
Работа с учебной, научной и критической литературой
Выполнение самостоятельной работы по анализу текста

Выполнение теста
16
7
0-5


Всего



44
0-40


Итого



115
100


7.1.Список произведений, рекомендованных для чтения и составления читательского дневника
2 семестр
Древнерусская литература
Повесть временных лет. Предание об основании Киева. О русских племенах. Легенда о призвании князей. Поход Олега на Царьград. Смерть Олега. Смерть Игоря и месть Ольги. Крещение Ольги. Выбор веры. Крещение Владимира. О мудрости Ярослава. Завещание Ярослава.
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
Житие Феодосия Печёрского.
Сказание о житии и погублении Бориса и Глеба.
Поучение Владимира Мономаха.
Хождение игумена Даниила в Святую землю.
Моление Даниила Заточника.
Слово о полку Игореве.
Житие Александра Невского.
Слово о погибели земли Русской.
Повесть о разорении Рязани Батыем.
Сказание о Мамаевом побоище.
Задонщина.
Житие Стефана Пермского.
Житие Сергия Радонежского.
Хождение за три моря Афанасия Никитина.
Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
Повесть о Юлиании Лазоревской (Житие Улиянии Осорьиной).
Повесть о Марфе и Марии.
Повесть о Петре и Февронии Муромских.
Житие протопопа Аввакума.
Домострой (главы).
Повесть о Ерше Ершовиче.
Повесть о Шемякином суде.
Повесть о Фроле Скобееве.
Повесть о Горе-Злочастии.
Повесть о Савве Грудцыне.
Сочинения Симеона Полоцкого. Монах. Купечество. Комедия притчи о блудном сыне.
Сочинения Кариона Истомина. Приветствие царевне Софье Алексеевне.
Сочинения Сильвестра Медведева. Епитафион.
Литература XVIII века
Гистория о российском матросе Василии Кориотском.
Прокопович Ф. Владимир. Слово похвальное Петру Великому.
Кантемир А. Сатиры 1,2,7.
Тредиаковский В. О новом и кратком способе к сложению стихов российских. Езда в остров любви. Тилемахида.
Ломоносов М. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном. Ода 1747г. Письмо о пользе стекла. Утреннее размышление Вечернее размышление Случились вместе два астронома в пиру.
Сумароков А. Эпистола о стихотворстве. Хорев. Димитрий Самозванец. Рогоносец по воображению. О благородстве. Жуки и пчелы.
Новиков Н. Крестьянские отписки. Письмос к Фалалею. Отрывок путешествия в И.Т.
Эмин Ф. Письма Эрнеста и Доравры.
Майков В. Елисей, или раздраженный Вакх.
Херасков М. Россияда.
Фонвизин Д. Послание к слугам моим. Бригадир. Недоросль. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях.
Княжнин Я. Вадим Новгородский. Хвастун.
Капнист Я. Ябеда.
Плавильщиков П. Бобыль. Сиделец.
Богданович И. Душенька.
Державин Г. Фелица. Памятник. Бог. Водопад. Вельможа. На взятие Измаила. Заздравный орел. Снигирь. К лире.
Радищев А. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. Слово о Ломоносове. Вольность. Житие Ф.В. Ушакова. Путешествие из Петербурга в Москву. Ты хочешь знать Осьмнадцатое столетие.
Карамзин Н. Письма русского путешественника. Бедная Лиза. Остров Борнгольм. Стихи.
Крылов И. «Кофейница», «Подщипа» («Трумф»). «Каиб». «Похвальная речь в память моему дедушке».
Литература XIX века
И А Крылов. “Ворона и лисица”. “Волк и ягненок”. “Мартышка и очки”. “Волк на псарне”. “Стрекоза и муравей”. “Лжец”. “Осел и соловей”. “Слон и моська”. “Кот и повар”. “Квартет”. “Листы и Корни”. “Лебедь, Щука и Рак”. “Тришкин кафтан”. “Конь и всадник”. “Демьянова уха”. “Зеркало и Обезьяна”. “Волк и Журавль”. “Лисица и Виноград”. “Рыбья пляска”. “Пестрые овцы”. “Кукушка и Петух”.
В.А.Жуковский. “Сельское кладбище”. “Вечер”. “Певец во стане русских воинов”. “К ней”. “Людмила”. “Светлана”. “Ивиковы журавли”. “Эолова арфа”. “Там небеса и воды ясны”. “Лесной царь”. “Теон и Эсхин”. “Песня” (“Минувших дней очарованье”). “Замок Смальгольм”. “Море”. “Невыразимое”. “Воспоминание”. “Я музу юную, бывало”. “Таинственный посетитель”. “Царскосельский лебедь”. “Розы”. “Агасфер”.
К.Н.Батюшков. “Выздоровление”. “Ложный страх (подражание Парни)”. “Веселый час”. “Мои пенаты”. “К Дашкову”. “Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года”. “Элегия из Тибулла” (1814). “Судьба Одиссея”. “Вакханка”. “Таврида”. “Мой гений”. “Разлука” (1815). “Пробуждение”. “Мечта” (1817). “Беседка муз”. “Подражания древним”.
А.С. Грибоедов. “Горе от ума”.
К.Ф.Рылеев.“К временщику”. “Ты посетить, мой друг, желала”. (Гражданин). “Дмитрий Донской”. “Смерть Ермака”. “Иван Сусанин”. “Державин”. “Войнаровский”.
В.К.Кюхельбекер.“Разлука”. “К Ахатесу”. “На Рейне”. “Разуверение”. “Пророчество”. “Проклятие”. “Тень Рылеева”. “Море сна”. “19 октября 1837 года”. “Три тени”. “Участь русских поэтов”. “Усталость”.
П.А.Вяземский. “Петербург”. “Уныние”. “Негодование”. “Первый снег”. “Море”. “Черные очи”. “Слеза”. “Еще тройка”. “Я пережил”. “Любить. Молиться. Петь”. “Степь”. “Моя вечерняя звезда”. “Друзьям”.
А.А.Дельвиг. “К мальчику”. “Дориде”. “Первая встреча”. “Русская песня” (“Соловей мой, соловей”). “Домик”. “Русская песня” (“Ах ты, ночь ли”). “Русская песня” (“Пела, пела пташечка”). “Жаворонок”. “Элегия” (“Когда, душа, просилась ты”). “Друзья”. “Дамон”.
Д.В.Давыдов. “Голова и Ноги”. “Бурцову” (“Бурцов, ера, забияка”). “Бурцову” (“В дымном поле, на биваке”). “Песня” (“Я люблю кровавый бой!..”). “Бородинское поле”. “Вальс”. “Не пробуждай, не пробуждай”. “На голос известной русской песни”. “Выздоровление”.
Н.М.Языков.“Муза”. “Элегия” (“Поэту радости и хмеля”). “Родина”. “Элегия” (“Меня любовь преобразила”). “Элегия” (“Любовь, любовь! веселым днем”). “Песня” (“Когда умру, смиренно совершите”). “Пловец” (1829). “Элегия” (“Мне ль позабыть огонь и живость”). “Поэт” (1831). “Молитва”. “Я помню: был весел и шумен мой день”. “Море” (1842).
Д.В.Веневитинов.“К друзьям”. “Веточка”. (Сонет) (“К тебе, о чистый дух, источник вдохновенья”). “Песнь грека”. “Поэт”. “Послание к Рожалину” (1826). (Утешение). (Жертвоприношение). “Завещание”. “К моему перстню”. “Кинжал”. “Три розы”. “Три участи”.
Е.А.Баратынский. “Ропот”. “Уныние”. “Разуверение”. “Поцелуй”. “Размолвка”. “Признание”. “Смерть”. “Мой дар убог, и голос мой

Приложенные файлы

  • doc 1218698
    Размер файла: 644 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий