Хрестоматия для фортепиано. 1 класс. Редакторы-составители: Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. Хрестоматия педагогического репертуара. 1-2 классы. Составители: Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.

Форма отчета учебной деятельности учащихся

I полугодие

класс
I четверть
II четверть


технический зачет
форма оценивания
контрольный урок
форма оценивания


репертуар

репертуар


1
-

-
2 разнохарактерных произведения
отметка

2
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет
2 разнохарактерных произведения
отметка

3
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет
произведение полифонического стиля,
пьеса
отметка

4
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет
произведение полифонического стиля,
пьеса

отметка

5
(выпуск)
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет

прослушивание



II полугодие

класс
III четверть
IV четверть


технический зачет
форма оценивания
переводной экзамен
форма оценивания


репертуар

репертуар


1
-
-
2 разнохарактерных произведения
отметка

2
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет
2 разнохарактерных произведения
(Анализ исполняемых произведений)
отметка

3
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет
Произведение крупной формы и пьеса
(Анализ исполняемых произведений)
отметка

4
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет
Произведение крупной формы и пьеса
(Анализ исполняемых произведений)
отметка

5
(выпуск)
Гаммы
1-2 этюда
(знание терминологии)

зачет
Полифония, произведение крупной формы,
пьеса (ансамбль)
(Анализ исполняемых произведений)
отметка
в свидетельство



1 класс

Основные задачи:


- введение ребенка в мир музыки;
знакомство с музыкальным инструментом, его возможностями;

- постановка пианистического аппарата;

- познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;

- хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано;

- первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание),
сходстве и контрастности мелодических построений;

- выработка слуховых различий простейших длительностей.

- основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);

- развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших
одноголосных мелодий;

- владение элементарных, двигательных навыков (экономичность и
пластичность движений, удобство и легкость исполнения);

- знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики.




Годовые требования



В течение учебного года ученик изучает:

1. 20-22 различных музыкальных произведений:
народные песни, пьесы песенного, танцевального характера, этюды, ансамбли.

2. Подбор по слуху от разных звуков песенных попевок, простейших песен.

3. Техника Ознакомление с построением гамм, аккордов и арпеджио.







Для начального обучения рекомендуется использовать следующую литературу:

Примерный репертуар.

Первый класс


1. «Азбука игры на фортепиано»
Учебное пособие. Составитель Барсукова С.


2. «Азбука юного пианиста»
Автор - составитель Хасанова Ч.И.


3. «В музыку с радостью»

4. «Музыкальные картинки»

Составители: Геталова О., Визная И.

Автор Дьяченко Н.


5. «Здравствуй, малыш!»

Составитель Бахмацкая О.

6. «Малыш за роялем»

7. «Музыкальная азбука»

Авторы-составители: Лещинская И., Пороцкий В.

Составитель Кончаловская Н.

8. «Музыкальный букварь»
Автор Ветлугина Н.


9. «Музыкальные картинки»
Автор Хереско Л.


10. «Первая встреча с музыкой»
Учебное пособие Артобалевской А.


11. «Путь к музицированию».
Школа игры на фортепиано.

Под общей редакцией Баренбойма Л.

12 «Фортепиано»
Интенсивный курс. Тетрадь 1.

Составитель Смирнова Т.

13. Фортепиано. 1 класс.

14. «Фортепианная азбука»
Составитель Милич .

Автор Гнесина Е.


15. Хрестоматия педагогического
репертуара для фортепиано.
Выпуск 1.

16. Хрестоматия по татарской
фортепианной музыке».
Часть 1.

Составители: Любомудрова Н., Сорокин К.,
Туманян А.


Составители - редакторы: Ахметова Э., Батыркаева Л., Соколова Е., Спиридонова В., Шашкина К.

17. «Школа игры на фортепиано»

18. Юный пианист. Выпуск 1.
Под общей редакцией Николаева А.

Составление и редакция Ройзмана Л., Натансон В.






2 класс

Основные задачи:


- добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;

- прививать навыки слышания вертикали и простейшей полифонии;

- развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;

- совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники;

- добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;

- усвоить ритмические фигуры: и размеры 3/8 , 6/8;

- понимать простейшие формы произведений;

- понятие основных темповых и динамических обозначений.




Годовые требования



В течение учебного года ученик изучает:

1. 10-12 различных музыкальных произведений:

6-7 разнохарактерных фортепианных произведений (включая и с элементами
полифонии);
4-5 этюдов.

2. Подбор по слуху легких мелодий одноголосно. Транспонирование. Чтение с листа.

3. Мажорные и минорные гаммы.








Примерный репертуар.

Пьесы



Аллегро. Фортепиано.
Интенсивный курс. Часть 1.
Составитель Смирнова Т.





Артоболевская А.
Первая встреча с музыкой (учебное пособие)


В музыку с радостью.
Составители: Геталова О.,
Визная И.


Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано.
1 класс.
Редакторы-составители: Любомудрова Н., Сорокин К.,
Туманян А.




Фортепиано. 1 класс.
Составитель Милич Б.
















Фортепиано. Маленькому пианисту.
Составитель Милич Б.



Хрестоматия татарской музыки. 1 часть.
Составители-редакторы: Ахметова Э.,
Батыркаева Л,. Соколова Е,. Спиридонова В,. Шашкина К





Школа игры на фортепиано (под общей редакцией Николаева А.)



Юный пианист. Выпуск 1.
Составители-редакторы:
Ройзман Л., Натансон В.







Кессельман В. «Маленький вальс»
Кехлер Л. «Игрушка»
Книппер Л. «Полюшко поле»
Накада Е. «Танец дикарей»
Остен Ч. «Кукушкин вальс»
Соколова Н. «Часы»
Роули А. «В стране гномов»

Бетховен Л. «Немецкий танец»
Крутицкий М. «Зима» (с элементами полифонии)
Парусинов А. «Танец с песней»
Стрибогг И. «Вальс петушков»

Гедике А. «Танец»
Градески Э. «Задиристые буги»
«Контраданс» переложение Ляховицкой С.
Сперонтес С. «Менуэт» (с элементами полифонии)

Гайдн Й. «Анданте»
Блок В. «Медведь в лесу»
Ботяров Е. «Танец»
Казахская народная песня «Степь» (с элементами полифонии)
«Латышский народный танец» в обработке Жилинского А
Слонов Ю. «Веселая игра»
Степовой Я. Пчелка» (с элементами полифонии)
Тюрк Д. «Ариозо» (с элементами полифонии)

Балтин А. «Дождь танцует»
Белорусская народная песня «Бульба»
Власов Л. «Метелица»
Грузинская народная песня «Сулико» (с элементами полифонии)
Дремлюга Н. «О зайчике» (с элементами полифонии)
Курочкин В. «Вальс»
Леденев Р. «Тихо все кругом» (с элементами полифонии)
Майкапар С. «Пастушок»
Мясковский Н. «Беззаботная песенка»
Рюигрок А. «Горе куклы»
Украинская народная песня «На горе, горе»
(с элементами полифонии)



Абелев Ю. «В степи» (с элементами полифонии)
«Башкирская песенка» в обработке Розанова А.
Кабалевский Д. «Ежик»
Колодуб Ж. «Вальс»
Русская народная песня «Калинка»

«Гусенок и лягушка» в обработке Файзи Дж.
Жиганов Н. «Колыбельная»
Зарипова Н. «Лирическая песня» »
(с элементами полифонии)
Песня «Ашхабад» в обработке Хабибуллина З.
«Пуговица» в обработке Батыркаевой Л.
«Мой соловей» в обработке Музафарова М.
Музафаров М. «В тихом саду»
«Соловей и голубь» обработке Музафарова М.
Шамсутдинов И. «В лесу»

Вакерлен Ж. «Пьеса»
Моцарт Л. «Менуэт»
Русская народная песня «Ах вы, сени»
(с элементами полифонии)
Русская народная песня «Как под яблонью»

Антюфеев Б. «Дождик»
Бер О. «Темный лес»
Львов-Компанеец Д. «День рождения»




Этюды



Артоболевская А.
Хрестоматия маленького пианиста (учебное пособие)

Беренс Г.


Гнесина Е.

Лекуппе Ф.

Фортепиано. 1 класс.
Редактор Милич Б.

Черни К.


Шитте Л.

Школа игры на фортепиано. (под общей редакцией Николаева А.)


Гедике А. Этюды. Соч. 6: №№ 2, 5-6
Беркович И. Этюд на тему Паганини


Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес:
№№ 1-30

Фортепианная азбука (по выбору)

Ор. 17. 25 маленьких этюдов: «№№ 1, 5-6

Этюды (по выбору)


Избранные фортепианные этюды
(под редакцией Гермера Г.) Часть 1: №№ 1-6

Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№ 1-10
Соч. 160. 25 легких этюдов: №№ 1-15
Этюды по выбору





3 класс

Основные задачи:

- осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений;

- накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании сложных произведений;

- привитие самостоятельности в разборе текста;

- развитие гармонического, тембро-динамического слуха;
- естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;

- воспитание полифонического мышления, усвоение контрастно-полифонического письма;

- понятие основных темповых, динамических обозначений;

приобщение учащихся к произведениям крупной формы (вариации, сонатины);

- освоение триольного, пунктирного и синкопированного ритмов, размеров 3/8, 6/8.



Годовые требования


В течение учебного года ученик изучает:

1. 10-12 различных музыкальных произведений:

1-2 произведения полифонического стиля;
1 произведение крупной формы;
4-5 разнохарактерных пьес;
4 этюда.

2. Чтение с листа, подбор мелодий по слуху с простейшим аккомпанементом.

3. Мажорные и минорные гаммы.


Примерный репертуар.

Полифонические произведения




Детские фортепианные пьесы
(I- IV кл.)
Составитель Ахмадуллина С.


Файзи Дж. «Друзья» (канон)
Шамсутдинов И. «Скворец»

Педагогический репертуар 1 кл.
Составители: Любомудрова Н.,
Сорокин К., Туманян А.


Голубев К. «Колыбельная»
Пахмутова А. «Маленький дуэт»
Телеман Г. «Пьеса»

Педагогический репертуар 2 кл.
Составители: Любомудрова Н.,
Сорокин К., Туманян А.


Гендель Г. «Ария», Ригодон»
Ляпунов С. «Пьеса»
Тюрк Д. «Аллегро»

Музыкальные жемчужины
(учебное пособие) выпуск 2.
Составитель Шелухина Н.
Бём Г. «Прелюдия»
Гендель Г. «Менуэт»
Гроупнер К. «Ригодон»
Кунау И. «Прелюдия»
Пахельбель И. «Сарабанда»



Хрестоматия педагогического репертуара. 1-2 классы.
Составители: Любомудрова Н.,
Сорокин К., Туманян А.

Корелли А. «Сарабанда»
Моцарт В. «Менуэт»
Моцарт Л. «Бурре»
Парусипов А. «Хоровод»
Руднев Н. «Щебетала пташечка»
Русская народная песня «Ай, во поле липынька»
Телеман Г. «Пьеса»
Шевченко С. «Канон»



Школа игры на фортепиано.
(под общей редакцией
Николаева А.)
Бах И.С. «Волынка»
Кабалевский Д. «Ночью на реке»
Перселл Г. «Ария»
Свиридов Г. «Колыбельная»


Русская народная песня «Ивушка»
в обработке Салютринской Т.



Юный пианист.
Составители: Митина С.,
Митин В.
Беркович И. «Отчего соловей»
Глинка М. «Полифоническая пьеса»
Моцарт В. «Менуэт»




Крупная форма


«В музыку с радостью»
Составитель Геталова О.,
Визная И.

Литкова И. Вариации на тему белорусской нар. песни
«Савка и Гришка сделали дуду»
Штейбельт Д. «Сонатина» часть 1

Хрестоматия по татарской фортепианной музыке ч.1.
Составители-редакторы:
Ахметова Э.
Батыркаева Л,. Соколова Е,. Спиридонова В,. Шашкина К

Еникеев Р. Легкие вариации «Аниса»

Тюрк Д.

«Сонатина» I-III части (C-dur)

Хрестоматия педагогического репертуара.
Вып.1
Составители:Любомудрова Н.,
Сорокин К., Туманян А.



Беркович И. «Сонатина» (G-dur)
Бетховен Л. «Сонатина» (G-dur) I часть
Кабалевский Д. «Легкие вариации на тему русской народной песни»
Клементи М.Соч.36 №1 «Сонатина» I часть
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»


Школа игры на фортепиано
(под общей редакцией
Николаева А.)
Беркович И. Вариации на русскую народную песню
Гедике А. «Сонатина» (С-dur)
Дункомб В. «Сонатина» (c-moll) I часть
Жилинскис А. «Сонатина» II часть



Пьесы

Ахиярова Р.
Фортепианные пьесы для детей:
«Больной зайчик», «Жеребенок»
«Маленький пудель» «На лугу»


Библиотека юного пианиста
(3 кл.)
Выпуск IV под редакцией Райзмана Л., Натансона В.

Болдырев И. «Татарская песенка»
Васильев Ф. «Чувашская народная песня»
Сидрер М. «Полька»
Чеботарян Г. «Танец»


«В музыку с радостью»
Составители: Геталова О.
Визная И.

Гиллок В. «Фламенко»
Ребиков В. «Аннушка»
Тетцель Э. «Прелюдия»

Гречанинов А.
Соч. 98. Детский альбом (по выбору)
Соч. 123. Бусинки (по выбору)
Соч. 28. Бирюльки: «Маленький командир»,
«Мотылек»


Глиэр Р.
«Монгольская песенка»



Жилинский А.
«Детская полька»
«Веселые ребята»


Любарский Н.
«Украинская песня»


Сальманов Р.
Пьесы: «Вороной иноходец»


Фаизова Ф.
Детский уголок:
«Вечером у озера»,
«Пружинистый шаг»


Фортепиано 2 класс.
Составитеь Милич.Б.
Геворкян Ю. «Обидели»
Кабалевский Д. Старинный танец»
Косенко В. «Скерцино»
Любарский Н. «Плясовая»
Металлиди Ж. «Воробьишкам холодно»
Рыбицкий Ф. «Кот и мыши»
Селени И. «На детской площадке»
Хачатурян А. «Скакалка»
Циполи Д. «Менуэт»
Щуровский «Украинская песня»


Хрестоматия татарской музыки I часть.
Составители: Ахметова Э., Батыркаева Л.,
Соколова Е., Спиридонова В., Шашкина К.

Ахмерова Р. «Четыре пьесы»
Еникеев Р. «Детские сцены»
Жиганов Н. «Колыбельная»
Татарская народная песня «Каз канаты» обр. Ключарева А.
Калимуллин Л. «Игра»
Татарская народная песня «Ашхабад» обр. Хабибуллиной З.
Шамсутдинов И. «Пляска журавлей»


Чайковский П.
Соч. 39. Детский альбом:
«Болезнь куклы»
«Старинная французская песенка»


Шуман Р.
Соч. 68. Альбом для юношества:
«Веселый крестьянин»
«Марш»
«Смелый наездник»


Юный пианист. Выпуск 1
Составители: Ройзман Л.,
Натансон В.

Вольфензон С. «Воробьи на солнышке»
Русская народная песня. «Эй, ухнем!»
Фрид. Г. «Мишка»

Юный пианист 1-4 классы.
Составители: Митина С.,
Митин В.
Бетховен Л. «Сурок»
Кабалевский Д. «Клоуны»
Пироумов А. «Веселая прогулка»
Роули А. «В стране гномов»
Свиридов Г. «Парень с гармошкой»
Штейбельт Д. «Адажио»





Этюды

Гедике А.
40 мелодических этюдов для начинающих. Тетрадь II
№ 21, 24, 29, 31, 35


Лекуппе Ф.
Соч. 17. 25 легких этюдов:
№№ 3, 6, 7, 9


Лемуан А.
Соч. 37. Этюды: №№ 1, 2,5, 6, 8, 10.


Лёшгорн А.
Соч. 65.Избранные этюды для начинающих:
№№ 3,5-7, 9, 27, 29.


Черни К.
Избранные фортепианные этюды (под ред. Гермера Г. ч 1):
№№10, 11, 16, 17, 18, 20, 23, 24 26, 27, 28, 29, 40.
«Сто пьес для удовольствия и отдыха» №№1-56
(по выбору).


Шитте А.
Соч. 108. 25 маленьких этюдов (по выбору)
Соч. 160. 25 легких этюдов (по выбору).


Юный пианист, вып. 1
Сост. Ройзман Л.,
Натансон В.
Бачинская Н. «Старинные часы с кукушкой»
Беркович И. «Этюд»
Дробнер М. «Будильник»
Парцхаладзе М. «Осенний дождик»



4 класс

Основные задачи:


- понимание музыки, ее формы и содержания;

- развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;

- осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов;

- развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы, виртуозные пьесы); других видов фортепианной техники (крупной);

- совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;

- понятие основных темповых и динамических обозначений;

- освоение ритмических фигур: , мелизмов, украшений;

- формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Годовые требования


В течение учебного года ученик изучает:

1. 9-10 различных музыкальных произведений:
2 произведения полифонического стиля;
1 произведение крупной формы;
2-3 пьесы;
4 этюда.

2. Чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии. Транспонирование.
Игра в ансамбле.

3. Мажорные и минорные гаммы.


Примерный репертуар.

Полифонические произведения

Бах И.С.







Бах Ф.Э.

Буцко Ю.

Лядов А.

Рамо Ж.-Ф.

Фортепиано. 3 класс.
Составитель Милич Б.





Хрестоматия для фортепиано. 3 класс.
Составление и редакция:
Любомудрова Н,.
Сорокин К., Туманян А.




Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 1:
Прелюдия (С-dur),
Прелюдия (g-moll).
Нотная тетрадь Бах А.М.:
Менуэты: № 3 (F- dur), № 7 (G-dur), № 9 (В-dur),
№ 14 (а), № 15 (С-dur).
Полонезы: № 10 (g-moll), № 19 (g-moll).

Менуэт (f-moll).

Фугетта (а moll).

Четыре народные пьесы («Подблюдная»).

Менуэт (g-moll).

Балтин А. «Перекличка» (Фугетта).
Русская народная песня «Кума» в обработке Александрова Ан.
Фрид Г. «Две подружки» (канон)
Хуторянский И. «Маленький канон»
Щуровский Ю. «Инвенция»

Арман Ж. «Фугетта» (С-dur)
Гендель Г. «Фуга» (С-dur), «Куранта» (d-moll).
Моцарт Л. «Буррэ» (с-moll)
Перселл Г. «Танец английских моряков»





Крупная форма

Беркович И.

Бенда Й.

Бетховен Л.

Жилинский А.

Кабалевский Д.

Клементи М.

Кулау Ф.


Любарский Н.

Майкапар С.

Мелартин Э.

Чимароза Д.


Сонатина (С-dur) I-II части

Сонатина (а-moll)

Сонатина (F- dur) - I-II части

Сонатина (D- dur)

Легкие вариации на тему русской народной песни.

Соч. 36 № 2. Сонатина (G-dur) I- часть

Вариации (G-dur),
Сонатина (С) I- часть

Вариации на тему русской народной песни

Маленькое рондо (а-moll)

Сонатина (В-dur)

Соната (g-moll).



Пьесы


Аллегро. Выпуск 3.
Составитель Смирнова Т.

Ахиярова Р.








Гречанинов А.

Детские фортепианные пьесы.
I-IV классы. Составитель:
Ахмадуллина С.

Кабалевский Д.


Львов-Компанеец Д.

Пьесы. 3 класс. Тетрадь 4.
Составитель Голованова С.

Пьесы советских композиторов.
Составители: Ройзман Л.,
Натансон В.

Сальманов Р.






Фаизова Ф.



Фортепианные пьесы композиторов Татарии.
Составитель Ахмедов Д.


Хачатурян А.



Хрестоматия татарской музыки. 1 часть.
Составители-редакторы: Ахметова Э.,
Батыркаева Л,. Соколова Е,. Спиридонова В,.
Шашкина К.

Чайковский П.






Шостакович Д.

Шуман Р.


Юный пианист.
Составители: Митина С.,
Митин В.


по выбору


Фортепианные пьесы для детей:
«Бабочка»,
«В дремучем лесу»,
«Галоп»,
«Игра»,
«Крокодил»,
«Старый мельник»,
«Считалка»

Соч. 123. Бусинки: «Грустная песенка»

Файзи Дж. «Дедушка»
Виноградов Ю. «Катание обручей»,
«Татарочка танцует».


Соч. 27. «Воинственный танец»,
«Новеллетта», «Токкатина»

«Матрешки»

по выбору


Арро Э. «Лабаялг»
Леммик Х. «Сигналы из космоса»
Салманов В. «Вечерняя песенка»
Эшпай А. «Татарская танцевальная песня»

Пьесы. (спец. редактор Франк А.):
«Веселая прогулка»,
«Лирическая пьеса»,
«Полька»,
«Сказка»,
«Туяляс»

Детский уголок:
«Секрет»,
«Танец цветов»

Байтиряк И. «Кот и воробей»
Калимуллин Р. «Шуточка»
Нури Р «Родной напев»
Шарафеев А. «Озорник»

Детский альбом:
«Андантино»,
«Вечерняя сказка»

Виноградов Ю. «Танец джигита»
«Тюмень» в обработке Ключарева А,
Якупов И. «Утро у реки»





Соч. 39. Детский альбом:
«Итальянская песенка»,
«Мазурка»,
«Марш деревянных солдатиков», «Немецкая песенка»,
«Новая кукла»

Танцы кукол: «Гавот», «Танец», «Шарманка»

Соч. 68. Альбом для юношества: «Сицилийская песенка», «Песня жнецов»

Глинка М. «Каватина»
Гурилев А. «Матушка-голубушка»
Косенко В. «Дождик»
Русская народная песня «Калинка»


Этюды

Лешгорн А.


Гедике А.

Лак Т.


Лемуан А.


Майкапар С.

Черни К.




Шитте А.

Соч. 32. 40 мелодических этюдов.
Тетрадь II: №№ 23, 25

Соч. 172. Этюды: №№ 5-6, 8

Соч. 37. 50 характерных этюдов:
№№ 4-5, 7, 10, 11, 20, 35

Соч. 35. Избранные этюды для начинающих
(по выбору)

«У моря ночью»

Избранные этюды (под редакцией Гермера Г. Часть 1): №№ 25, 30-32, 36, 42-43, 45, 47
Этюды-упражнения для пианистов. Выпуск 4 (редактор-составитель Бакулов А.) - по выбору

Соч. 68. 25этюдов: №№ 2-3, 6, 9






5 класс

Основные задачи:

- воспитание музыкального вкуса, ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки;

- владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью;

- формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;

. овладение все более усложняющимися навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);

- добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;

-. работа над разными видами мелкой и крупной техники;

- освоение все более сложных ритмических фигур, мелизмов (мордентов, группетто, коротких трелей и т.д.),

- привитие творческого музыкального мышления, осознанного исполнения музыки;

- чтение гармонических схем, записанные буквенными или цифровыми символами.
Годовые требования:

В течение учебного года ученик изучает:

1. 7-11 различных музыкальных произведений:

2 произведения полифонического стиля;
1 произведение крупной формы;
2-4 пьесы;
2-4 этюда.

2. Чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии. Транспонирование. Игра в ансамбле. Сочинение легких пьес различных жанров в форме периода, сочинение подголоска к песенным мелодиям.

3. Мажорные и минорные гаммы.


Примерный репертуар

Полифонические произведения


Бах И.С.





Бах Ф.Э.

Гендель Г.


Глинка М.


Калимуллин Р.

Мясковский Н.




Циполи Д.


Юному музыканту-пианисту. 5 класс.
Составители: Цыганова Г.,
Королькова И.


Маленькие прелюдии и фуги.
Тетрадь 1: №№ 1, 5-8, 11-12,
Тетрадь 2: №№ 1-3, 6
Маленькая прелюдия и фуга (с-moll) двухголосная
Двухголосные инвенции: С-dur, В- dur, а-moll

Фантазия (d- moll)

Сарабанда с вариациями,
Куранта

Двухголосная фуга (а-moll),
Двухголосная фуга (С-dur)

Фугетта (F-dur)

Двухголосная фуга (d -moll),
«В старинном стиле» (фуга),
«Охотничья перекличка» (фуга),
«Элегическое настроение» (фуга)

Фугетта (е- moll),
Фугетта (F-dur)

Гозенпуд М. Инвенция (Еs-dur)
Кирнбергер И. Полонез (g-moll)
Лядов А. Канон (G-dur)
Маттесон И. Ария (с- moll)
Рамо Ж.-Ф Два ригодона (е- moll, Е-dur)
Циполи Д. Прелюдия и фугетта (d -moll)

Крупная форма

Бортнянский Д.

Ильинский И.

Кабалевский Д.


Клементи М.


Моцарт В.



Сальманов Р.


Фортепиано. 4 класс.
Составитель Милич Б.




Чимароза Д.

Юному музыканту-пианисту. 4 класс.
Составители: Цыганова Г.,
Королькова И.





Соната (С-dur) I часть

Сонатина № 2 (а-moll)

Легкие вариации на тему словацкой народной песни,
Рондо-токкато

Соч. 36. Сонатина № 2 (G-dur),
Сонатина № 3 (С-dur)

Шесть сонатин: № 1 (С-dur), № 2 (А-dur), № 4 (В- dur),
№ 6 (С-dur)

Вариации «Карабай»
Сонатина (G-dur)

Бетховен Л. Соч. 19. Соната № 20
Грациоли Г. Соната (G-dur) I часть
Вюссек Я. Соч. 20. Сонатина (G-dur)
Кулау Ф. Соч. 55. Сонатина (G-dur)
Шуман Р. Соч. 118. Детская соната (G-dur) I часть

Сонаты (G-dur, а-moll, d -moll)

Андре А. Соч. 34. Сонатина (F-dur) I часть,
Сонатина (а- moll) III часть
Гуммель И. Рондо
Диабелли А. Сонатина (G-dur)
Жилинский А. Сонатина (е- moll
Черни К. Сонатина (С-dur)



Пьесы

Бархудорян С.

Гаврилин В.

Гладков Г.

Глиэр Р.


Грибоедов А.

Григ Э.




Даргомыжский А.

Детские фортепианные пьесы.
Составитель:
Ахмадуллина С.

Жиганов Н.



Кабалевский Д.



Насирбеков М.

Прокофьев С.




Сальманов Р,

Фаизова Ф.




Фортепианные пьесы композиторов Татарии.
Редактор Ахмедов Д.

Фортепианные пьесы для детей.
Автор Шамсутдинова М.



Хрестоматия татарской музыки. 1 часть.
Составители-редакторы: Ахметова Э.,
Батыркаева Л,. Соколова Е,. Спиридонова В,.
Шашкина К.

Чайковский П.





Шостакович Д.


Шуман Р.


Юному пианисту.
Составители: Митина С.,
Митин В.

Юному музыканту-пианисту. 5 класс.
Составители: Цыганова Г.,Королькова И.
«Восточная пляска»

«Частушка»

Детская сюита: «Маленькая танцовщица»

Альбом фортепианных пьес. Соч. 43:
«Ариэтта», «Мазурка»

«Вальс» (е- moll)

Лирические пьесы. Соч. 12: «Вальс»,
«Песня сторожа»,
«Танец эльфов»


«Табакерочный вальс»

Шамсутдинов И. «У елки»,
«Марш»
Яхин Р. «Дед Мороз и мишка танцуют русский танец»

Детские фортепианные пьесы: «Резвушка»,
«Танец медвежат».
Двенадцать зарисовок (по выбору)

Соч. 27. Избранные пьесы:
«Кавалерийская»,
!Шуточка»

«Хороводная»

Соч. 65. Детская музыка:
«Марш»,
«Прогулка»,
«Сказочка»

Пьесы: «Караван»

Детский уголок:
«Капризный мальчик»,
«Шуточный танец»,
«Золушкин башмачок»

Закирова Н. «Марш»
Зарюкова С. «Татарская пляска»
Монасыпов А. «Скерцино»

«В курятнике»,
«Закат»,
«Происшествие»,
«Песнь зари»,
«Танец»

Виноградов Ю. «Апипа»,
«Танец клоуна»






Детский альбом. Соч. 39: «Вальс»,
«Камаринская»,
«Песня жаворонка»,
«Полька»,
«Сладкая греза»

Детская тетрадь: «Заводная кукла»
Танцы кукол: «Лирический вальс»

Альбом для юношества: «Маленький романс»,
«Дед Мороз», «Охотничья песня»

Гедике А. «Миниатюра»
Пахульский Г. «В мечтах»
Эшпай А. «Перекличка»

Геллер С. «Тарантелла»
Капрал В. «Мазурка»
Слонов Ю. «Прелюдия»




Этюды

Беренс Г.


Лак Т.

Лемуан А.

Черни К.



Юный пианист. Выпуск 2.
Составители: Ройзман Л.,
Натансон В.


Юному музыканту-пианисту. 5 класс.
Составители: Цыганова Г.,
Королькова И.

32 избранных этюда (соч. 61 и 68): №№ 1 -3
Соч. 88: №№ 5,7

Соч. 172. Этюды: №№ 4-5

Соч. 37. Этюды: №№ 11, 22, 28, 30, 33, 37, 41, 46

Избранные фортепианные этюды (под редакцией Гермера Г.). Часть 1: №№ 42, 43, 50
Часть 2: №№ 1, 5-6, 8, 12, 18

Иванов А. Этюд
Парцхаладзе М. Этюд
Стоянов А. «Веселое приключение»
Фрид Г. «Галоп»

Бертини Г. Этюды (а-moll, е-moll)
Геллер С. Этюд
Городинский Б. Этюд
Дювернуа Ж. Этюд



Годовые требования к техническому зачету
I полугодие

1 класс: ознакомление с построением гамм, аккордов и арпеджио.

2 класс: мажорные гаммы: «До», «Соль», «Ре», «Ля», «Ми» - 2-мя руками
на 1 октаву в прямом движении,
от середины в расходящемся движении от одной клавиши;
аккорды, арпеджио - каждой рукой отдельно на 1 октаву;
хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 1 октаву.
1-2 этюда


3 класс: мажорные гаммы: «До», «Соль», «Ре», «Ля», «Ми», «Фа», «Си»
2-мя руками на 2 октавы в прямом движении,
от «До» и «Ми» - в расходящемся движении;
аккорды, арпеджио по 3 звука 2-мя руками на 2 октавы;
хроматические гаммы - 2-мя руками на 2 октавы,
от «Ре» из середины в расходящемся движении.
1-2 этюдов

4 класс: мажорные гаммы: от черных клавиш каждой рукой отдельно на
2 октавы;
аккорды, арпеджио по 3 звука каждой рукой отдельно на 2 октавы;
хроматические гаммы: 2-мя руками на 2 октавы,
от «Аs» в расходящемся движении.
1-2 этюда

5 класс: все мажорные и минорные гаммы от белых клавиш 2-мя руками
на 2 октавы (с симметричной аппликатурой - в расходящемся движении
и минорные гаммы от белых клавиш 2-мя руками на 2 октавы;
аккорды, арпеджио мажорные и минорные от белых клавиш 2-мя руками на 2 октавы;
хроматические гаммы 2-мя руками на 2 октавы,
от «Ре», «Ля бемоль» - в расходящемся движении.
1-2 этюда

Годовые требования к техническому зачету
II полугодие

1 класс: ознакомление с построением гамм, аккордов и арпеджио.

2 класс: мажорные гаммы: «До», «Соль», «Ре», «Ля», «Ми» -
2-мя руками на 2 октавы;
аккорды, арпеджио - каждой рукой отдельно на 2 октавы;
хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 2 октавы.
1-2 этюда

3 класс: минорные гаммы: «ля», «ми», «си» ( три вида) каждой рукой
отдельно на 2 октавы;
аккорды, арпеджио по 3 звука 2-мя руками на 2 октавы;
хроматические гаммы - 2-мя руками на 2 октавы.
1-2 этюда

4 класс: минорные гаммы: «ля», «ми», «си», «ре», «соль», «до», «фа»
(три вида) 2-мя руками на 2 октавы;
аккорды, арпеджио 2-мя руками на 2 октавы;
хроматические гаммы: 2-мя руками на 2 октавы.
1-2 этюда

5 класс: закрепление всего пройденного, ознакомление с построением и аппликатурой минорных гамм от черных клавиш каждой рукой отдельно (три вида), в них арпеджио, аккорды, хроматические гаммы каждой рукой отдельно на 2 октавы.
1-2 этюда
ТАБЛИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

класс
Темповые
обозначения
Характерные обозначения
Динамические обозначения
Приемы игры на фо-но
Вспомогательные обозначения


2 класс

Allegro
Andante
Moderato
Largo


con anima
dolce

f, p
mf, mp
cresc., dim.

legato
staccato
non legato

Primo
Secondo


3 класс

Adagio
Allegretto
Andantino
Vivo


cantabile
energico
espressivo

ff, pp
sf

marcato

simile
subito


4 класс

Lento
Vivace
A tempo
Da capo al fine
Presto


leggiero
con brio
drammatico

sotto voce

portamento
Pedale (Ped.)
tenuto

meno
mezzo
poco
piu


5 класс



Grave
Maestoso
Prestissimo
Con moto
Sostenuto

marciale
risoluto
semplice

morendo
smorzando

mano destra (m. d.)
mano sinistra (m. s.)
una corda
asai
molto
non troppo
poco a poco
poco meno
poco piu






КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ УЧАЩИХСЯ
В КЛАССЕ общего ФОРТЕПИАНО

за 20___-20 ____ учебный год


п/п


Фамилия,
имя
ребенка




класс

форма контроля



осознанность, эмоциональность
и образность исполнения
постановка пианистического аппарата
технические
навыки
культура исполнения
уровень сложности материала (соответствие репертуара)
Итоги


1.



технический зачет










контрольный урок










технический зачет










переводной экзамен







2.



технический зачет










контрольный урок










технический зачет










переводной экзамен







3.


технический зачет










контрольный урок










технический зачет










переводной экзамен












Преподаватель общего фортепиано: __________________________________

Примерные экзаменационные программы (5 класс):

1. Циполи Д. Фугетта ( е-moll)
Андре А. Сонатина ( а-moll)
Гаврилин В. «Частушка»

2. Павлюченко С. Фугетта (а-moll)
Сальманов Р. Вариации «Карабай»
Григ Э. «Танец эльфов»

3. Гендель Г. Сарабанда с вариациями
Ильинский И. Сонатина № 2 (а-moll)
Грибоедов А. «Вальс» (е moll)

4. Глинка М. Двухголосная фуга (а-moll)
Бетховен Л. Соч. 19. Соната № 20
Бархудорян «Восточный танец»

5. Калимуллин Р. Фугетта (F-dur)
Шуман Р. Соч. 118. Детская соната (G- dur)
Глиэр Р. Соч. 43. «Ариэтта»

6. Бах И.С. Двухголосная инвенция № 11 (B- dur)
Кабалевский Д. Легкие вариации на тему словацкой народной песни
Фаизова Ф. «Золушкин башмачок»

Анализ исполняемых произведений:

I.. Краткие сведения о композиторе. Основные сочинения.
II. Содержание музыкального произведения. Характеристика музыкальных образов.
III. Средства, которыми композитор создает эти музыкальные образы (стиль сочинения, жанровая характерность, форма произведения, ритмические и темповые особенности, строение мелодии, тональный план, гармонические и ладовые средства, динамический план сочинения, агогические особенности и др.)

Список используемой литературы:

Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста» (учебное пособие) Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» (учебное пособие). Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2008 г.
Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». Москва. «Музыка» 1987 г.
Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста». Москва. «Кифара» 2002 г
Николаев А. «Школа игры на фортепиано» Москва. «Музыка» 2004 г.
Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.
Класс общего фортепиано. 1975 г.
Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.
Класс специального фортепиано. 1988 г.
Примерная программа для детских музыкальных школ. Казань. 2005 г.
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» Москва. «Советский композитор» 1989 г.
Хереско Л. «Музыкальные картинки» Ленинград. «Советский композитор» 1985 г.
Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». Москва. «Просвещение». 1984








13PAGE 15


13PAGE 14215




15

Приложенные файлы

  • doc 1213050
    Размер файла: 361 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий