Иванова Мария Геннадьевна. “Без музыки я не ощущаю полноты жизни”. С. М. Майкапар – композитор, пианист, педагог Бетховена, до него это делали только. Антон Григорьевич Рубинштейн в его.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

2

С.

М.

Майкапар известен, прежде всего, как композитор, написавший множество
фортепианных сочинений (преимущественно циклы миниатюр) для детей и юношества.
Однако в его архиве представ
лены также ноты произведений для симфонического
оркес
т
ра, детского струнного ансамбля, скрипки и фортепиано, хора и солистов в
сопровожд
е
нии фортепиано. Сохранилась произведения, сочиненные Майкапаром еще до
получения им специальной теоретической подготовк
и. Среди них есть как пьесы для
фортепиано


галопы, вальсы, сонатина, вариации, фуга, так и сочинения для скрипки с
фортепиано (на этом инструменте играли его дядя и младшая сестра), романсы и даже

Fantasie
-
S
t

ck


для камерного оркестра. Несколько ранних

сочинений посвящены
первому педагогу Ма
й
капара по фортепиано


Гаэтано Молла и его консерваторскому

преподавателю


Влад
и
миру Васильевичу Демянскому.

Прекрасный пианист


Ма
й
капар всю жизнь активно
концерт
и
ровал в России и Германии.
Его р
е
пертуар насчитыв
ал более 120
пр
о
изведений как зарубежных
композ
и
торов


Баха, Скарлатти,
Гайдна, Бетховена, Шуберта,
Шумана, Бра
м
са, Мендельсона,
Грига, Шопена, Штрауса, Листа,
Лешетицкого, так и русских


Чайковского, Лядова, Аренского,
А.

Рубинштейна, Скр
я
бина. В
исполн
ении Майкапара зв
у
чали
виртуозные переложения р
о
мансов
Глинки и Алябьева, выпо
л
ненные
Балакиревым и Листом. С
а
муил
Моисеевич выступал не только как
солист, но и как концертмейстер.




Сохранились программы его концертов в Москве и Петербурге с известным
и
скр
и
пачами


Леопольдом Ауэром, Иваном Гржимали (и его квартетом), Михаилом
Прессом.

В период с 1903 по 1910

годы Майкапар жил в музыкальных центрах Германии
(Лейпциге и Берлине) где давал многочисленные концерты вместе со своей первой женой

3

певицей Софи
ей Майкапар, выступавшей под псевдонимом Нина Ормелли, и скрипачом
Ованесом Налбандяном. В архиве Майкапара есть подборка вырезок из российских и
з
а
рубежных газет с отзывами и рецензиями. В них подчеркивалась необыкновенная
муз
ы
кальность исполнения Самуила

Моисеевича, пренебрежение пустой виртуозностью и
внешними эффектами. Авторы отзывов отмечали и интересно составленные программы
концертов Майкапара, включавшие не только сочинения, требующие блестящей техники


Венгерскую рапсодию Листа №

13, «Исламея» Ба
лакирева и Этюды Шопена, но и
м
а
лоизвестные даже музыкантам произведения Скарлатти и Шуберта. Самуил Моисеевич
исполнял в концертах и собственные сочинения, которые всегда были благожелательно и
тепло принимаемыми публикой.


Значительным достижением
Майкап
ара как пианиста являлось
и
с
полнение в 1925

г. в семи концертах
цикла всех 32 сонат Людвига ван
Бе
т
ховена, до него это делали только
А
н
тон Григорьевич Рубинштейн в его
И
с
торических концертах и пианист
Макс Пауэр. Выступления послужили
тол
ч
ком к написанию им ряда статей,
одна из которых называлась
«Организация научно
-
исследовательского опыта пу
б
личного
исполнения полного цикла 32
-
х сонат
Бетховена в семи концертах да
н
ных в
один день».



Не менее важными по значению были концерты перед детс
кой аудиторией, в том
числе и по радио. У Самуила Моисеевича складывались по
-
настоящему теплые и
друж
е
ские отношения с детьми, о чем свидетельствуют несколько писем юных
музыкантов св
о
ему любимому композитору. В них ребята делились своими успехами и
выража
ли и
с
кренние увлечение и радость от разучивания и исполнения его новых
произведений.

Педагогическая деятельность занимала значительное место в жизни Майкапара. Он
работал как с детьми, только начинающими свое обучение, так и со студентами

4

консерв
а
тории в
классах специального фортепиано и методики преподавания, где готовил
будущих педагогов
-
пианистов. В фонде Майкапара сохранились письмо и телеграммы
директора Петербургской консерватории А.

К.

Глазунова, датированные осенью 1910

г., с
сообщен
и
ем о решении Х
удожественного совета принять Майкапара в число
преподавателей по фортепиано. В 1912

г. Художественный Совет присвоил ему звание
стар
шего преподав
а
теля, а в 1915

г.

звание профессора.

В архиве сохранился проект реформ и нововведений в учебный план для
подг
ото
в
ки зрелых высококвалифицированных музыкантов, поданный Майкапаром в
1924

г. в М
а
лый Совет Петроградской консерватории. В нем рассматривалась
необходимость усове
р
шенствования методики преподавания уже существующих
дисциплин, с сохранением всех ценнейших

традиций и заслуг консерватории, и введения
ряда новых предметов. Самуил Моисеевич предложил ввести класс ритма, включающий
две дисциплины


теорию и практику ритма для исправления ритмических дефектов и
испорченного ритмического чувства. Новым обязательн
ым для всех предметом должен
был стать класс акустики, включающий изучение устройства уха, физиологию и
психологию звука. Организованный на лекционных началах, курс предполагал
привлечение профессоров Университета


ф
и
зиков, специалистов акустики или
физио
логов, а также психологов.

Большую ценность представляют материалы, отражающие целостную
педагогич
е
скую систему от начальной ступени обучения детей игре на фортепиано и
знакомства с музыкальной теорией к формированию всесторонне развитого музыканта
-
исполн
ителя. В его работах последовательно и систематически изложены методы
обучения музыкальной грамоте, теории и гармонии. Им разработаны способы развития
фортепианной техники, приемы разучивания произведений, борьбы с волнением во время
выступлений и худож
е
ст
венное воплощение музыкального образа. В архиве Майкапара
есть следующие научно
-
исследовательские статьи, доклады, методические разработки: «О
фортепианной техн
и
ке», «О педализации», «Исследование фортепианной педали»,
«Культура детского инс
т
рументального
ансамбля и ее значение в системе музыкального
воспитания», «О методах разучивания музыкальных произведений на основе
исследования процесса их усвоения», «Основы первоначальной педагогики», «НОТ
(Научная Организация Труда) в применении к работе музыканта
-
ис
полнителя», «От каких
причин зависит волнение, мешающее пу
б
личному исполнению», «Музыкальное
исполнительство и художественное творчество», «Творчество и работа музыкального
исполнителя», «Краткий курс теории музыки для н
а
чинающих», «О художественном
музыка
льном ритме», «Музыкальный слух», «О сиа
м
ской музыкальной системе по проф.

5

Штумпфу и ее значение для оправдания целесообра
з
ности нашей равномерной
темперации». Для детей и юношества написаны его литерату
р
ные работы: «Годы учения и
музыкальной деятельности»
, неоконченная книга воспом
и
наний «Моя музыкально
-
педагогическая исповедь», сохранившиеся в архиве в виде авт
о
графов.

Находящиеся в Отделе рукописей материалы дают представление о масштабе
де
я
тельности Самуила Моисеевича Майкапара, главной заслугой которо
го является
научное осмысление и изложение бесценного личного практического опыта,
накопленного в
ы
дающимся музыкантом



пианистом, педагогом и композитором.




1

Иванова

Мария Геннадьевна



“Без музыки я не ощущаю полноты жизни”.

С.

М.

Майкапар


композитор, пианист, педагог, исследователь.


В 2017 году исполняется 150 лет со дня рождения Самуила Моисеевича Майкапара
(1867

1938)


композитора, концертирующего пиани
ста, профессора Санкт
-
Петербургской консерватории, автора научных исследований в различных областях
муз
ы
ки.



Документы, связанные с именем и
деятельностью Майкапара, находятся в
н
е
скольких фондах Отдела рукописей
Росси
й
ской национальной библиотеки.
Личны
й архив Самуила Моисеевича
составляют м
а
териалы, полученные в
1977

г. от племя
н
ницы композитора
Евгении Семеновны Бейм. Архив включает
в себя личные док
у
менты, биографические
материалы, муз
ы
кальные сочинения,
печатные ноты с и
с
полнительскими
пометами Майка
пара, пр
о
граммы
концертов и рецензии на выступл
е
ния,
научно
-
исследовательские работы и
материалы к ним, статьи и доклады,
пер
е
писка, фотографии, материалы его
жены


Елизаветы Аароновны Майкапар,
друзей и учеников.


В архиве пианистки, профессора Санкт
-
Пе
тербургской консерватории
М.

Н.

Бариновой находятся
в
оспоминания о Майкапаре и его выступлениях для детей.
Материалы Майкапара есть также в
архиве композитора Н.

А.

Римского
-
Корсакова,
фонде
создателя и редактора «Русской музыкальной газеты», музыкального
критика
Н.

Ф.

Финдейзена и в архиве композитора, пианиста, исследователя древнерусской
певч
е
ской рукописной традиции М.

В.

Бражникова.

Документы, хранящиеся в Отделе рукописей, наглядно свидетельствуют о
взаим
о
связи четырех главных направлений деятельност
и Майкапара


концертной,
педагогич
е
ской, литературной и композиторской.


Приложенные файлы

  • pdf 1212312
    Размер файла: 394 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий