44. В чем злободневность лермонтовского романа. В чем злободневность лермонтовского романа и что делает его проблематику вневременной? «История души человеческой» как главный объект повествования в романе.



Администрация Дмитровского муниципального района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Черновская средняя общеобразовательная школа
141 875, Московская область, Дмитровский район, пос. Некрасовский, микрорайон
«Строителей», д.10, тел/факс 9938607


«Утверждаю»
Директор школы
_________Слабунова Л.А.
Приказ от 01.09.15№_18/4-Р___















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9 класс
учителя русского языка и литературы
Агаевой О.А.


















Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования и науки РФ от 05.03.2004года № 1089, в соответствии с примерной программой, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской программой «Литература 5-11классы», (авторы-составители Зинин С.А. Сахаров В.И, Чалмаев В.А.), в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004, в соответствии с основной образовательной программой школы.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использовании русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Основное содержание

№п/п
Наименование раздела
Количество часов



Всего
Развитие речи (из них)
Контрольные работы (из них)

1.
Введение
1



2.
Из древнерусской литературы.
5
1


3.
Литература 18 века
11
1



Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.
8



4.
Литература первой половины 19 века.
А.С.Грибоедов – 9 часов.
А.С.Пушкин - 22 час.
М.Ю.Лермонтов – 17 часов.
Н.В.Гоголь - 11 часов
58
12
1

5.
Литература второй половины 19 века.
5
1
1

6.
Литература 20 века
13
2


7.
Зарубежная литература
3



8.
Заключительный урок.
1




Всего
105
17
2



Введение – 1 час
Из древнерусской литературы:
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве».
3. Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова».
4. Образ автора в «Слове».
5. Р/Р Подготовка к написанию сочинения.
Литература 18 века:
1. Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии.
2. М.В. Ломоносов. Тема поэта и поэзии.
3. Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта.
4. Г.Р.Державин.
5. Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
6. Д.И. Фонвизин. «Сатиры смелый властелин».
7. Мир «Недоросля» и его герои.
8. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
9. Карамзин – историк.
10. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
11. Р/Р Сочинение «Нравственные уроки Карамзина».
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века:
Становление и развитие русского романтизма.
Важнейшие черты эстетики русского романтизма.
3-4. Золотой век русской поэзии. В.А.Жуковский.
5-6. Важнейшие черты эстетики русского романтизма и их воплощение в творчестве поэтов.
7-8. «Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти 19 века.
Литература первой половины 19 века:
1.А.С.Грибоедов. Жизненная и литературная судьба.
2 А.С.Грибоедов «Горе от ума». Сюжет, композиция.
3. А.С.Грибоедов «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший».
4. Любовная интрига в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
5. А.С.Грибоедов «Горе от ума». Фамусовское общество.
6. А.С.Грибоедов «Горе от ума». Развязка комедии.
7. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».
8. Р/Р Сочинение по комедии.
9. А.С.Пушкин. Творческий путь поэта.
10. А.С.Пушкин. Лирика дружбы.
11. А.С.Пушкин. Свободолюбивая лирика.
12. Образы природы в лирике А.С.Пушкина.
13. А.С.Пушкин. Любовная лирика.
14. Р/Р Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина.
15. Романтические поэмы А.С.Пушкина.
16. А.С.Пушкин. «Борис Годунов».
17. А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии».
18. А.С.Пушкин. «Повести Белкина».
19. А.С.Пушкин. История создания романа в стихах «Евгений Онегин».
20. Картины жизни русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
21. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский.
22. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» Пушкина.
23. Р/Р Выразительное чтение наизусть глав романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
24. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Пейзаж в романе.
25. Автор как идейно-художественный и лирический центр романа
26. Нравственно-философская проблематика романа «Евгений Онегин».
27. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В чем смысл «открытого финала» романа?
28. В.Г.Белинский о романе.
29-30. Р/Р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
31. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.
32. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.
33. Адресаты любовной лирики.
34. Тема родины в лирике Лермонтова.
35. Р/Р Сочинение. Анализ стихотворения.
36. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
37. Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени».
38. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения».
39. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Журнал Печорина».
40. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Любовь в жизни Печорина.
41. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Дружба в жизни Печорина.
42. Р/Р Обучение анализу эпизода по главе «Тамань».
43. Роль пейзажных зарисовок в характеристике персонажей и сцен романа.
44. В чем злободневность лермонтовского романа.
45. В.Г.Белинский о романе.
46-47. Р/Р Печорин как герой повести. Написание сочинения.
48. Н.В.Гоголь. Судьба писателя.
49-50. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Помещики в поэме.
51. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Чиновники в поэме.
52. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образ Чичикова.
53. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образ города в поэме.
54. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Лирические отступления.
55. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Русь на страницах поэмы.
56. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Художественно мастерство Гоголя-прозаика.
57. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Злободневное и вечное в поэме.
58. Р/Р Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Литература второй половины 19 века.
1. Литература второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев.
2. А Фет. Лирика любви, природы, родины.
3. Н.А.Некрасов. Тема народного страдания в лирике поэта.
4. А.Н.Островский. «Свои люди – сочтемся!».
5. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника».
Литература 20 века
1. М.Горький. Рассказы «о босяках». «Челкаш».
2. Серебряный век русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи.
3. С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.
4. В.В.Маяковский. Слово о поэте. Лирика.
5. А.А.Ахматова. Слово о поэте. Основные мотивы лирики.
6. М.И.Цветаева. Судьба. Творчество.
7. А.Т.Твардовский. Военная тема в лирике поэта.
8. Своеобразие отечественной прозы первой половины 20 века. М.А. Шолохов «Судьба человека».
9. Р/Р Тема Великой Отечественной войны в поэзии.
10. Литературный процесс 50-80 годов. Новейшая русская проза
11. Новейшая русская проза. В. Распутин. «Живи и помни».
12. А.Солженицын Рассказ «Матренин двор».
13. Р/Р Лирика последних десятилетий 20 века.
Зарубежная литература
1. И. Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты).
2. Ж.Б.Мольер. Тематика и проблематика комедий драматурга.
3. «Гамлет». Герой и его судьба.
Заключительный урок.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятии;

уметь
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения:
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение составлять простой и сложный план изучаемого произведения;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное мнение об иллюстрациях.

УМК:
Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Авторы: Зинин С.А. – доктор педагогических наук, профессор МПГУ; Сахаров В.И. – доктор филологических наук, профессор; Чалмаев В.А. – литературовед. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, М., «Русское слово», 2014 год.








































Тематическое планирование

№ п/п
Сроки
Дата проведения
Тема урока
Корректировка




Введение (1 час)


1.
1-ая неделя

Своеобразие изучения литературы в 9 классе.





Из древнерусской литературы. (5 часов)



2


Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.



2.


«Слово о полку Игореве». «Печальная повесть о походе Игореве». История рукописи. Сюжет. Герои. Обзор содержания. Идейный смысл произведения.



3.
2-ая неделя

Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова». Связь с фольклором.


4.


Образ автора в «Слове». Ярославна – пленительный женский образ в «Слове».


5.


Р/Р Подготовка к написанию сочинения: анализ видов вступления и заключения, структурирование плана.





Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии. (11 часов)


6.
3-ая неделя

Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии. Литература 18 века как литература классицизма. Классицизм в русском искусстве.


7.


М.В. Ломоносов. Слово о поэте, ученом, реформаторе русского литературного языка. «Разговор с Анакреоном». Тема поэта и поэзии.


8.


Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта. Ода «На день восшествия».


9.
4-ая неделя

Г.Р.Державин. Слово о поэте. Новаторство Державина-поэта. «Арфа», «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица».


10.


Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова.


11.


Д.И. Фонвизин. «Сатиры смелый властелин». «Недоросль». Обзор содержания комедии. Композиция пьесы.


12.
5-ая неделя

Мир «Недоросля» и его герои. Семья Простаковых. Стародум. Обличение безнравственности крепостного права. Проблема формирования истинного гражданина. Идеал честного человека.


13.


А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия»


14.


Карамзин – историк. «История государства Российского».


15.
6-ая неделя

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Сюжет, герои. Утверждение общечеловеческих ценностей. Сентиментализм.


16.


Р/Р Сочинение «Нравственные уроки Карамзина».





Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века (8 часов)


17.


Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века. Романтизм как литературное направление. Шедевры поэзии, прозы, драматургии первой четверти 19 века.


18.
7-ая неделя

Важнейшие черты эстетики русского романтизма. Батюшков – основатель «школы гармонической точности». Элегия. «Мечта». «Мой гений». «К Дашкову».


19.


Золотой век русской поэзии. В.А.Жуковский «Светлана». Идеал и действительность в поэзии поэта-романтика.


20.


В.А.Жуковский. Своеобразие романтической лирики. Анализ-исследование стихотворения. «Море», «Невыразимое».


21.
8-ая неделя

Важнейшие черты эстетики русского романтизма и их воплощение в творчестве Е.Баратынского. «Разуверение».


22.


Традиции Жуковского и Батюшкова в творчестве русских поэтов 1820 годов: П.А.Вяземского, А.А.Дельвига, Н.М.Языкова.


23.


«Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти 19 века.



9-ая неделя

Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «К временщику», «Думы».





Развитие русской литературы в первой половине 19 века
(59 часов)


24.


Развитие русской литературы в первой половине 19 века. А.С.Грибоедов. Жизненная и литературная судьба.


25.


А.С.Грибоедов «Горе от ума». Сюжет, композиция. Система образов.


26.
10-ая неделя

А.С.Грибоедов «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший».


27.


Любовная интрига в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


28.


А.С.Грибоедов «Горе от ума». Фамусовское общество.


29.
11-ая неделя

А.С.Грибоедов «Горе от ума».
Развязка комедии, проблема ума. Художественное совершенство комедии. Афористичность языка.


31.И.


И.А.Гончаров «Мильон терзаний»



12-ая неделя

Р/Р Сочинение по комедии: выбор темы, составление плана, способы цитирования. Современность звучания пьесы.


32.


А.С.Пушкин. Творческий путь поэта. Систематизация материала.


33.


А.С.Пушкин. «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал» Лирика дружбы.


34.
13-ая неделя

А.С.Пушкин. «Свободы верный воин». Свободолюбивая лирика.


35.


Образы природы в лирике А.С.Пушкина. «Осень», «Погасло дневное светило».


36.


А.С.Пушкин. Любовная лирика. «Поговорим о странностях любви». «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье»


37.
14-ая неделя

Р/Р Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина.


38.


Романтические поэмы А.С.Пушкина. «Кавказский пленник», «Цыганы».


39.


А.С.Пушкин. «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия.


40.
15-ая неделя

А.С.Пушкин. Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий».


41.


А.С.Пушкин. «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров.


42.


А.С.Пушкин. «Я думал уж о форме плана». История создания, замысел, сюжет, композиция романа в стихах «Евгений Онегин».


43.
16-ая неделя

Картины жизни русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».


44.


А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Роль антитезы в создании центральных образов.


45.


Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» Пушкина. Татьяна и Ольга.


46.
17 –ая неделя

Р/Р Выразительное чтение наизусть глав романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».





А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Пейзаж в романе.


47.


Автор как идейно-художественный и лирический центр романа. «Онегинская строфа».



18-ая неделя

Нравственно-философская проблематика романа «Евгений Онегин».






А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В чем смысл «открытого финала» романа?





В.Г.Белинский о романе. Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».



19-ая неделя

Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина. Выбор темы, составление плана, подбор материала.


21


Р/Р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. Написание сочинения.





М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Тема свободы и одиночества


50.
20-ая неделя

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».


51.


Адресаты любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не достоин, может быть».


52.


Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. Тема родины, характер лирического героя. «Дума», «Родина», «Монолог».


53.
21-ая неделя

Р/Р Сочинение. Анализ стихотворения: восприятие, истолкование, оценка.


54.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции.


55.


Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени».


56.
22-ая неделя

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения». Главы «Бэла», «Максим Максимыч».


57.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя.


58.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина


59.
23-ая неделя

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина.


60.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
Р/Р Обучение анализу эпизода по главе «Тамань».


61.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Роль пейзажных зарисовок в характеристике персонажей и сцен романа.


62.
24-ая неделя

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». В чем злободневность лермонтовского романа и что делает его проблематику вневременной?






«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г.Белинский о романе.


15


Р/Р Печорин как герой повести. Противоречивость характера. Проблема смысла жизни. «Зачем я жил? Для какой цели родился?». Подготовка к сочинению.



25-ая неделя

Р/Р Печорин как герой повести. Противоречивость характера. Проблема смысла жизни. «Зачем я жил? Для какой цели родился?». Написание сочинения.


63.


Н.В.Гоголь. Судьба писателя. Роль Гоголя в судьбе русской литературы. «Мертвые души». Обзор содержания, замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.


64.


Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Помещики - «расточители» и помещики – «накопители» в поэме.


65.
26-ая неделя

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Помещики в поэме: что объединяет их и в чем главное отличие?


66.


Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Чиновники в поэме.


67.


Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.


68.
27-ая неделя

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образ города в поэме.





Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Лирические отступления.





Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Русь на страницах поэмы.



28-ая неделя

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Художественно мастерство Гоголя-прозаика.


10


Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Злободневное и вечное, история и современность в поэме.





Р/Р Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».





Литература второй половины 19 века (5 часов)



29-ая неделя

Литература второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев. Основные мотивы лирики. Эмоциональное богатство поэзии.





А Фет. Лирика любви, природы, родины.


14


Н.А.Некрасов. Тема народного страдания в лирике поэта.


69.
30-ая неделя

А.Н.Островский. «Свои люди – сочтемся!».


70.


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе.





Литература 20 века (13 часов)


71.


Своеобразие русской прозы рубежа веков. Литература начала 20 века. М.Горький. Рассказы «о босяках». «Челкаш». Композиционная роль диалога героев в конце рассказа.



31-ая неделя

Серебряный век русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи. А.А.Блок. Слово о поэте. Основные мотивы лирики. Трагедия поэта «в страшном мире». «О доблестях, о подвигах, о славе»





С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. Гуманизм мировосприятия.





В.В.Маяковский. Слово о поэте. Лирика. Трагическое одиночество поэта. Мечта о «вселенской любви». Новаторство поэта. «Послушайте!», «А вы могли бы?»



32-ая неделя

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Основные мотивы лирики. Тема Родины и гражданского мужества. «Не с теми я, кто бросил землю».





М.И.Цветаева. Судьба. Творчество.





А.Т.Твардовский. Военная тема в лирике поэта. «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые ».



33-ая неделя

Своеобразие отечественной прозы первой половины 20 века. М.А. Шолохов «Судьба человека». Гуманистический пафос произведения. Тема судьбы человека, искалеченного судьбой.





Р/Р Тема ВОВ в поэзии. Д.Самойлов, К. Симонов, С.Орлов, А.Сурков, Б.Слуцкий.





Литературный процесс 50-80 годов. Новейшая русская проза. В.П.Астафьев «Царь-рыба» (фрагменты).



34-ая неделя

Новейшая русская проза. В. Распутин. «Живи и помни».





А.Солженицын Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.





Р/Р Лирика последних десятилетий 20 века. Б.Окуджава, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Рубцов, Р.Рождественский.





Зарубежная литература (3 часа)



35-ая неделя

И. Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Диалектика добра и зла. Жажда познания как свойство человеческого духа





Ж.Б.Мольер. Краткие сведения о драматурге. Тематика и проблематика комедий драматурга. «Мнимый больной» - основной конфликт пьесы, объекты уничтожающего смеха.





Шекспир «Гамлет». Герой и его судьба. Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести.





Р/Р Устное сочинение«Уроки литературы в моей жизни.»






«Согласовано»
Руководитель ШМО русского языка
и литературы
_______Малькова Е.В.
Протокол от _________ №____


«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______Цимбал Т.И.





Заголовок 2 Заголовок 415

Приложенные файлы

  • doc 1209408
    Размер файла: 264 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий