1. Горяева Н.А Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс. 3. Горяева Н.А Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5 класс
Данная рабочая программа представлена на основе авторской программы Изобразительное искусство 1-9 классы / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - М.: Просвещение, 2011. и Государственного образовательного стандарта.
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям - ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного (крестьянского) искусства к современным формам ДПИ.). Направленность содержания программы Б.М. Неменского на постижение языка декоративно-прикладного искусства, выступающего не как самоцель, а как средство создания художественного образа, передачи эмоционального отношения человека к миру, соответствует Примерной программе.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов и др.).
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Для учащихся
1. Горяева Н.А Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: Просвещение, 2012.
2. Горяева Н.А, Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя
1. Горяева Н.А Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс. - М.: Просвещение, 2010.
2. Горяева Н.А, Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
3. Горяева Н.А Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: Просвещение, 2012.
4. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009.
5. Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы (по программе Б.М. Неменского) / Авт.-сост. И.В. Буланова. М.: Планета, 2010

Календарно тематическое планирование. 5 класс
Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
№ Тема урока Количество часов
Дата проведения
по плану по факту
Древние корни народного искусства (8 ч)
1
1 чет Древние образы в народном искусстве 1 2-
Убранство русской избы 1 3 Внутренний мир русской избы 1 4 Конструкция, декор предметов народного быта 1 5 Русской народная вышивка 1 6
7 Народный праздничный костюм 2 8 Народные праздничные обряды (обобщение темы) 1 Связь времен в народном искусстве (8 ч)
9 Древние образы в современных народных игрушках 1 10
2 чет Древние образы в современных народных игрушках 1 11 Искусство Гжели. 1 12 Городецкая роспись 1 13 Хохлома 1 14 Жостово. Роспись по металлу 1 15 Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте 1 16 Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) 1 III четверть. Декор – человек, общество, время (12 ч)
17
18 Зачем людям украшения 2 19
20 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 2 21
22 Одежда говорит о человеке 2 23
24 О чем рассказывают гербы и эмблемы 2 25
26 Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Брянска 2 27
28 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества 2 IV четверть. Декоративное искусство в современном мире (7 ч )29
30 Современное выставочное искусство 2 31
32
33
34
35 Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства 5
Формирование художественных знаний, умений и навыков
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.); - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Содержание обучения
Древние образы в народном искусстве (1) Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Убранство русской избы (2) Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Внутренний мир русской избы (1) Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда (1) Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Русской народная вышивка (1) Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Народный праздничный костюм (2) Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Народные праздничные обряды (обобщение темы) (1) Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Древние образы в современных народных игрушках (1) Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Искусство Гжели. (1) Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Городецкая роспись. (1) Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Хохлома (1) Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина».
Жостово. Роспись по металлу (1) Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте (1) Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) (1) Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Проведение беседы или занимательной викторины.
Зачем людям украшения (1) Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (2) Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда говорит о человеке (2) Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы ХVII века (эпоха барокко). Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же – выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (2) Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике.
Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Брянска (2) Значение их элементов
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) (1) Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие задания, например, рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля.
Современное выставочное искусство (2) Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (5) Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая композиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (2) Отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6-7 классы
Данная рабочая программа представлена на основе авторской программы Изобразительное искусство 1-9 классы / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - М.: Просвещение, 2011. и Государственного образовательного стандарта
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского для 6-7 классов представляет собой единый блок под общим названием «Изобразительное искусство в жизни человека». В течение двух лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры.
Рабочие программы рассчитаны
на 35 учебных часа в 6 классе,
на 35 часов в 7 классе.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ.

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Для учителя
1. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическ рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009.
2.Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010
3. Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательны) реждениЙ. - М.: Просвещение, 2008.
4. Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы (по программе Б.М. Неменского) / Авт.-сост. И.В. Буланова. М.: Планета, 2010
Для учащихся
1. Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ Тема урока Количество часов Дата проведения
по плану фактически
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 ч)
1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств 1 2 Художественные материалы 1 3 Рисунок – основа изобразительного искусства 1 4 Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий 1 5 Пятно как средство выражения. Ритм пятен 1 6 Цвет. Основы цветоведения1 7 Цвет в произведениях живописи 1 8 Объемные изображения в скульптуре 1 9 Основы языка изображения (обобщение темы) 1 II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч)
10 Реальность и фантазия в творчестве художника 1 11 Изображение предметного мира – натюрморт 1 12 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 1 13 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 1 14 Освещение. Свет и тень 1 15 Натюрморт в графике 1 16 Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) 1 III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
17 Образ человека – главная тема искусства 1 18 Конструкция головы человека и ее основные пропорции 1 19 Изображение головы человека в пространстве 1 20 Портрет в скульптуре 1 21 Графический портретный рисунок 1 22 Сатирические образы человека 1 23 Образные возможности освещения в портрете 1 24 Роль цвета в портрете 1 25 Великие портретисты прощлого1 26 Портрет в изобразительном искусстве ХХ века 1 IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 ч)
27 Жанры в изобразительном искусстве 1 28 Изображение пространства 1 29 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива 1 30 Пейзаж – большой мир. 1 31 Пейзаж-настроение. Природа и художник 1 32 Пейзаж в русской живописи 1 33 Пейзаж в графике 1 34 Городской пейзаж 1 35 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) 1
Содержание обучения
Изобразительное искусство в семье пластических искусств (1) Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художественные материалы (1) значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения. Графические материалы и их особенности. Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы худложника.
Рисунок – основа изобразительного искусства (1) Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Линия и ее выразительные возможности (1) Выразительные свойства линии, виды и характер линий. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен (1). Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Цвет. Основы цветоведения (1). Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Цвет в произведениях живописи (1). Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительности мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: грусть, радость, нежность и т.д.
Объемные изображения в скульптуре (2). Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.- и их выразительные свойства.
Основы языка изображения (1). Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Реальность и фантазия в творчестве художника (1). Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Изображение предметного мира – натюрморт (1) Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (1). Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива (1). Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса
Освещение. Свет и тень (1). Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Натюрморт в графике (1). Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) (1). Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Жанр натюрморта и его развитие.
Образ человека – главная тема искусства (1). Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции (1). Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельна форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика
Изображение головы человека в пространстве (1). Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Портрет в скульптуре (1). Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Графический портретный рисунок (1). Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Сатирические образы человека (1). Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Образные возможности освещения в портрете (1). Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Роль цвета в портрете (1). Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Великие портретисты прошлого (1). Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века (1). Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П.Пикассо, А.Матисс, А.Модильяни, С.Дали, Э.Уорхол и др.). Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве ХХ века.
Жанры в изобразительном искусстве (1). Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Изображение пространства (1). Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива (1). Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Пейзаж – большой мир. (1). Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Пейзаж настроения. Природа и художник (1). Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Пейзаж в русской живописи (1) История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях А. Венецианова, И.Шишкина, И. Левитана. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели».
Пейзаж в графике (1) Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и ее роль в развитии культуры
Городской пейзаж (1). Разные образы города в истории и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (2). Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русским художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображение предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти, по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Календарно-тематическое планирование. 7 класс
Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ Тема урока Количество часов Дата проведения
по плану фактически
Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч)
1
1чет Изображение фигуры человека в истории искусства 1 2 Пропорции и строение фигуры человека 1 3
4 Лепка фигуры человека 2 5 Набросок фигуры человека с натуры 2 6 7 Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве 1 8 Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве 1 Поэзия повседневности (8 ч)
9 Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов 1 10
2чет Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры 1 11
12 Сюжет и содержание в картине 2 13 Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве 2 14 15 Жизнь в моем городе в прошлые века (историческая тема в бытовом жанре) 1 16 Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) 1 Великие темы жизни (12 ч)
17
3чет Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох 1 18 Тематическая картина в русском искусстве XIX века 1 19-20 Процесс работы над тематической картиной 4 21 22 23 Библейские темы в изобразительном искусстве 2 24 25 Монументальная скульптура и образ истории народов 3 26 27 28 Место и роль картины в искусстве XX века 1 Реальность жизни и художественный образ ( ч)
29 Искусство иллюстрации. Слово и изображение 1 30 Зрительские умения и их значение для современного человека 1 31 История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве 1 32 Личность художника и мир его времени в произведениях искусства 1 33
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре 1 34
35 Художественно-творческие проекты 2
Содержание обучения
Изображение фигуры человека в истории искусства (1). Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Пропорции и строение фигуры человека (1). Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.
Лепка фигуры человека (2). Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX– начала ХХ века.
Набросок фигуры человека с натуры (2). Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (1). Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца ХХ века. Беседа о восприятии произведений искусства.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (1). Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры (1). Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Сюжет и содержание в картине (1). Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (2). Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным
Жизнь в моем городе в прошлые века (историческая тема в бытовом жанре) (1). Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) (1). Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох (1). Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (1). Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина мира и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.
Процесс работы над тематической картиной (3). Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.
Библейские темы в изобразительном искусстве (2). Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народов (2). Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Место и роль картины в искусстве XX века (1). Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство светлой мечты и печали . искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. Сюрреализм Сальвадора Дали. Трагические темы в искусстве середины века. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине ХХ века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека. Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины ХХ века.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение (2). Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
Зрительские умения и их значение для современного человека (1). Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (1). Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данное культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековое Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественное культуры своего времени. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства (1). Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре (3). Музей мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства.

Формирование художественных знаний, умений и навыков
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий.
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями путей российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научить владеть материалами живописи, графики и лепки н6а доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8-9 классы
Данная рабочая программа представлена на основе авторской программы Изобразительное искусство 1-9 классы / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - М.: Просвещение, 2011. и Государственного образовательного стандарта.
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского для 8 класса посвящено теме: «Дизайн и архитектура в жизни человека». В связи с тем, что на изучение предмета в 8 и 9 классах выделено по 0,5 часа, то, согласно программе Б.М. Неменского, данный курс изучается в течение двух лет (8-9 классы)
Рабочие программы рассчитаны
на 19 учебных часов в 8 классе,
на 16 учебных часов в 9 классе.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ.

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Для учителя
1. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическ рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009.
2 Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009
Для учащихся
1 Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009

Календарно тематическое планирование. 8 класс
Тема года «Дизайн и архитектура в жизни человека»
№ Тема урока Количество часов
Дата проведения
по плану по факту
I четверть Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (10 ч)
1 Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции 1 2 Прямые линии и организация пространства 1 3 Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна 1 4-5 Буква – строка – текст. Искусство шрифта 2 6
7 Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 2 8
9
10 В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна 3 II четверть Художественный язык конструктивных искусств.
В мире вещей и зданий (9 ч)
11 Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету. 1 12 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 13 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля 1 14 Важнейшие архитектурные элементы здания 1 15 Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени 1 16 Форма и материал 1 17
18
19 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве 3
Календарно тематическое планирование. 9 класс
Тема года «Дизайн и архитектура в жизни человека»
№ Тема урока Количество часов
Дата проведения
по плану по факту
III четверть Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (9 ч)
1 Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого 1 2 Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна 1 3 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица 1 4 Вещь в городе. Городской дизайн 1 5 Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера 1 6 Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства 1 7-9 Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление 3 VI четверть Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7ч)
10 Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом 1 11 Интерьер, который мы создаем 1 12 Пугало в огороде или … под шепот фонтанных струй 1 13 Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды 1 14 Встречаем по одежке 1 15 Автопортрет на каждый день 1 16 Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайн. Моделируя себя – моделируешь мир 1
Содержание обучения
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции (1). Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статистика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Прямые линии и организация пространства (1). Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно –эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна (1). Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта (2). Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Когда текст и изображение рядом. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. (2). Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная целостность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
В бескрайне мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (2). Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету.(1). Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете (1). Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля (1). Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Важнейшие архитектурные элементы здания (1). Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени (1). Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
Форма и материал (1). Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи .Цвет в архитектуре и дизайне (1). Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветного пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого (1). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна (1). Архитектурная и градостроительная революция ХХ века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица (1). Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн (2). Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера (2). Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства (1). Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т.д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т.д.).Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление (2). Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом(1). Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. Мой дом – мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Интерьер, который мы создаем (1). Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй (1). Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды (1). Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Встречают по одежке (1). О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Автопортрет на каждый день (1). Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний, карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна (1) Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т.д., определяющей форму поведения и контактов в обществе.
Моделируя себя – моделируешь мир(1).Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Формирование художественных знаний, умений и навыков
Учащиеся должны знать:
-как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовками и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт и др.).

Приложенные файлы

  • docx 1205660
    Размер файла: 92 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий