Маяковский стремился объединить усилия левых художников, восстано-вить единое культурное пространство авангарда: участвовал в международном журнале «Вещь», где был опубликован его «Приказ по армии искусств», а сти-хотворение «Сволочи»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
художественный авангард*
есть новотворчество* вскормленное великолепными традициями русской древ
, Рядом с
ориентацией на
опыт европейского авангарда (футуризма*
фовизма* экспрессионизма* дадаизма) получили распространение идеи «обра
щения к
Востоку»* к
синтезу в
«понимании окружающего мира и
сти в
его передаче»
, Эта теоретическая и
практическая устремленность к
ным* порой взаимоисключающим ценностям* получила предельное воплощение
Присущий модернизму синтез искусств обрел в
авангарде более зримые*
даже зрелищные формы* сочетавшие элементы условного театра* монодра
мы и
площадного балагана, Видовые и
жанровые границы стали проницаемы
ми или были разрушены, Текст входил в
живописное полотно как равноправ
ный изобразительный элемент (цикл «Времена года» Ларионова* «Англичанин
Москве» Малевича), Напротив* «Железобетонные поэмы» Каменского или
«Заумная гнига» Кручёных–Розановой рассматривались как предметы искус
ства и
экспонировались на
художественных выставках, Наконец* «взлетели но
вые книги»* и
получило развитие уникальное содружество поэта и
литографированных изданиях «самописьма», В
стремлении сохранить спон
танность и
интуитивность творческого акта были созданы разнообразные тех
Несомненно* многоликость авангарда неотделима от
ской ситуации в
России, Временем активных выступлений разнообразных футу
ристических и
постфутуристических групп принято считать 171.–170.-е годы*
вместившие и
Серебряный век русской культуры* и
период войн и
построение «коммуны во
весь горизонт», За
эти годы сложилось два истори
ческих этапа
— ранний авангард и
послереволюционный* связанный с
мой Левого фронта искусств* конструктивизма и
производственного искусства,
Как отмечает Н,
Гурьянова* эти «две идеологические модели русского авангар
да какое-то время продолжали сосуществовать* часто в
творчестве одной груп
пы (развитие супрематизма после 1717
года тому хороший пример)* да и
в про
странстве одной творческой биографии (Маяковский)»
, Водоразделом стал
— этот рубеж обозначен и
в томах нового полного собрания произве
дений Маяковского (т, 1 «Стихотворения 1710–1701»* т, 3 «Поэмы 1713–1701»
д,), Маяковский отразил непростую логику своей творческой эволюции
Ранний авангард* сосредоточенный на
критике существующего искусства
формопорождении нового* выражал себя в
игровом* эпатажном действии,
Бахтин* как известно* подчеркивал* что «большим переворотам даже в
ласти науки всегда предшествует* подготовляя их* известная карнавализация
Напротив* авангард 0.-х годов явно политизирован* в
нем свобода творче
ства уступает место утилитарной тенденции социального заказа* конструкти
визма* литературы факта* производственного искусства, Стремление примирить
художественный эксперимент и
политическую активность нашло уникальное
воплощение в
творчестве Маяковского* что дало ему основание утверждать:
«Живопись и
поэзия первые осознали свою свободу»*
— с
этого утвержде
ния ведет начало будетлянство* или кубофутуризм* уникальное движение* орга
нично объединившее литературу и
изобразительное искусство в
поисках новых
(«Бурлюк»)
Почти все кубофутуристы были художниками или неплохо рисовали*
ориентировались на
новейшие приемы живописи* внедряя их в
словесное
творчество и
отражая в
манифестах, Маяковский в
силу особенностей своего
таланта ярче других выразил ведущую роль зрительного восприятия мира
визуализации всего внутреннего опыта в
поэтике авангарда, «Я
— поэт,
Этим и
— писал Маяковский в
автобиографии и
там же отмечал*
что «понятия поэтические» и
«понятия живописные» сосуществуют в
нем
детства,
Первые уроки рисования он получил у
профессионального художника
Краснухи в
Кутаиси, После переезда в
году в
Москву Маяковский
учился в
Пятой классической гимназии и
помогал овдовевшей матери* раскра
шивая на
продажу открытки* пасхальные яйца* делая плакаты, Пятнадцатилет
ним подростком Маяковский участвовал в
нелегальной социал-демократиче
ской работе* в
17.8 вступил в
РСДРП(б)* был трижды арестован* с
августа 17.7
январь 171.
года находился в
заключении в
одиночной камере Бутырской
тюрьмы, Уже после первого ареста он был исключен из
гимназии* а
осенью 17.8
года в
подготовительный класс Строгановского училища* не
продолжить учебу из-за нового тюремного заключения, В
письме Маяковского
Сущевской части в
январе 17.7
года среди просьб к
сестре Людмиле встре
чается первое упоминание о
рисовании плакатов: «…спроси у
Сергея адрес Вик
тора Михайловича* которому я
рисовал плакат* сходи туда* спроси денег (проси
8 рублей)* а
если понадобится что-нибудь дорисовать* то сделай это* пожалуй
ста, На
полученные деньги купи акварельных красок в
училище* обязательно
коробкой* затем папку для рисования :…>* принеси Гнедича “Историю ис
кусств”* Мутера “Историю живописи в
XIX столетии”* если есть* то принеси
кого-нибудь другого* а
если нет* то в
крайнем случае те* которые лежат у
сундучке* только оберни в
бумагу» (11: 11* 10), Заметим* что книги по
ству пятнадцатилетний Маяковский не
только читал* но
и берег как свое до
стояние, Договорившись с
надзирателем о
занятиях рисованием* он получил
возможность делать портреты своих товарищей
— сохранились немногие
— С,
Через полгода* арестованный в
третий раз Маяковский провел шесть меся
цев в
одиночной камере Центральной пересыльной тюрьмы
— знаменитой Бу
тырки, От
этого времени сохранилось лишь четыре строчки из
отобранной над

Несомненное и
нескрываемое ученичество у
символистов* цветопись и
копись* воспринятые у
Бальмонта и
Белого* недолгое знакомство с
поэтом Вик
тором Гофманом и
несколько томов стихотворений Надсона* Блока*
— вот тот*
надо признать* интересный поэтический опыт* который был освоен Маяков
ским до
вступления на
литературный путь, Но
более реальной перспективой
(без свидетельства о
благонадежности) было получить профессию художника
он посещал студии С,
Жуковского и
Келина (171.), В
августе 1711
Маяковский был допущен к
конкурсному экзамену в
Высшее художественное
училище при Академии художеств в
Петербурге* но
сам экзамен не
сдавал* так
как не
получил справки о
благонадежности, Его судьба определилась тогда же*
поступлением в
фигурный класс Московского училища живописи* ваяния
зодчества* где он сблизился с
Чекрыгиным* Л,
Шехтелем (Жегиным),
По воспоминаниям А,
Кручёных* «Маяковский того времени
— еще не
менитый поэт* а
просто необычайно остроумный* здоровенный парень лет 18–
17* учившийся живописи* носил длинные черные космы* грозно улыбался, Рот
него был слегка завалившийся* почти беззубый* так что многие знакомые уже
тогда звали его в
шутку “стариком”, Ходил он постоянно в
одной и
той же бар
Осенью 1711
года произошла встреча Владимира Маяковского с
Бурлюком* который угадал его мощный критический потенциал и
указал ему
цель, Маяковский* по
его словам* заговорил сразу как художник и
как поэт,
Уже в
первых диспутах* когда Бурлюк делал основной доклад и
ся к
17-летнему Маяковскому* юноша рвался доказать публике: «Только мы
Он читал стихи свои и
будетлян, «Бронебойно грохотали мятежные» строки
Первое публичное выступление состоялось на
диспуте общества «Бубновый
валет» 03
февраля 1710
года в
Политехническом музее* когда по
существу в
его
активе не
было ни картин* ни стихов
— лишь пафос несогласия, Его полемический
дар проявился на
диспутах в
Троицком театре в
Петербурге* в
«Бродячей собаке»*
участие в
выставке общества художников «Союз молодежи» в
декабре 1710
года
(«Портрет Р,
совпало с
литературным дебютом в
альманахе «Пощечи
на общественному вкусу» («Ночь» и
«Утро»), Подписанный Маяковским вместе
Хлебниковым* Д,
Бурлюком и
Кручёных манифест провозглашал разрыв
Альманах «Садок судей» (171.) и
«Пощечина общественному вкусу» (1710)
обозначили появление группы «Гилея»* получившей затем наименование
«кубофутуристов», Ядро ее составили Давид Бурлюк* Велимир Хлебников* Ва
силий Каменский* Владимир Маяковский* Алексей Кручёных* Бенедикт Лив
шиц, Маяковский печатался в
футуристических сборниках «Садок судей
— 0»*
«Требник троих»* «Дохлая луна»* «Молоко кобылиц»* «Рыкающий Парнас»
др, Первая книга «Я!» вышла в
году в
оформлении В,
Чекрыгина* Л,
Вспоминая выступления Маяковского* Кручёных писал: «И вот зрелище:
Маяковский в
блестящей как панцирь золотисто-желтой кофте с
широкими чер
ными вертикальными полосами* косая сажень в
плечах* грозный и
уверенный*
был изваянием раздраженного гладиатора»
, На
диспуте 04
февраля 1711
года
руках Маяковского оказалась только что* в
декабре 1710
года* изданная «Поще
чина общественному вкусу»* и
на чистой странице он зарисовал в
память о
своем
первом сражении его участников
— М, Волошина* Д,
Бурлюка и
К, Малевича,
Любопытно* что и
в этих мимолетных набросках уже видны характерные черты
Успех кубофутуристических вечеров и
прежде всего неукротимого поле
миста* артистичного юноши Маяковского заставил их инициаторов задуматься
создании театрального зрелища, В
июле 1711
года Матюшин* Малевич и
чёных собрались на
Первый Всероссийский съезд баячей будущего в
ко* дачном поселке в
Финляндии, В
принятом манифесте говорилось* что пора
«устремиться на
оплот художественной чахлости
— на
русский театр и
тельно преобразовать его», С
этой целью учреждался новый театр «Будетлянин»,
Предполагалось поставить «Снежимочку» Хлебникова и
заказанные вещи: пье
су Маяковского* первоначально названную «Железная дорога» (позже
— «Вос
стание вещей»)* и
оперу Матюшина по
пьесе Кручёных «Победа над солнцем»,
Вернувшись из
Финляндии* Малевич пишет Матюшину* уже переговорив с
ковским: «Я всё раздумываю над нашим “Будетлянином”, У
Маяковского выхо
дит такая драма* что восторгу не
будет конца* для нас блестяще он всё разреша
ет :…>, Я
и Маяковский вносим предложение Вам* надеюсь* что и
Круч:ёных>
тоже* и
Вы присоединитесь к
нам, Именно* мы поручаем Вам снести письменное
заявление от
имени всего нашего Т:оварищест>ва в
Союз молодежи о
поддержке
нас на
первый спектакль»
, Судя по
письму* юный Маяковский (на 13 лет млад
ше Малевича!) воспринимался как единомышленник* даже более близкий в
этот
В
предисловии к
сборнику памяти Е,
Гуро Матюшин писал: «Новая фило
софия* психология* музыка* живопись* порознь почти неприемлемые для нор
мально усталой души*
— так радостно* так несбыточно поясняют и
друг друга: так сладки речи только для тех* кто всё сжег за
собою, Но
все эти
— только средства, А
— тот новый удивительный мир впереди* в
Стремясь к
такому синтезу разных форм искусства* «Гилея» и
«Союз моло
щали из
Москвы Матюшину: «Полны боевых разговоров
— о
— трагедии
— уже почти написана
— и
о Вашей опере
— очень интересно
Инициаторам театра футуристов казалось* что под угрозой приоритет заду
манного проекта* ибо конкурирующая московская группа Михаила Ларионова
объявила о
схожих планах, Малевич был недоволен медлительной подготовкой
спектаклей: «Бурлюк и
Маяковский меня очень разозлили своей флегматично
стью, :…> В
октябре у
Ларионова уже назначены спектакли* после которых он
Хотя театральный проект Ларионова так и
не был воплощен* Маяковский*
едва закончив текст трагедии* вышел на
московскую сцену в
образе Поэта* заявляя: «Я
— бесценных слов транжир и
мот» (в пьесе: «Гране
ных строчек босой алмазник»), 17
октября 1711
года он участвовал вместе с
чаровой и
Ларионовым в
открытии кабаре «Розовый фонарь»* запомнившемся
грандиозным скандалом при появлении художников с
раскрашенными лицами
Постановки «первых в
мире футуристов театра» в
декабре 1711
— тра
гедии «Владимир Маяковский» (оформление П,
Филонова* И,
при участии О,
Розановой) и
оперы «Победа над солнцем» (текст А,
музыка М,
Матюшина* оформление К,
Малевича) стали* по
общему мнению*
наивысшим достижением раннего русского авангарда, Важнейшей темой теа
трального эксперимента стала потребность «дать личное творческое прозрение
подлинного мира новых людей», Маяковский показал «наши новые души* гу
дящие* как фонарные дуги»* а
героями пьесы Кручёных стали «будетлянские
силачи» и
спортсмены, В
спектакле-монодраме «Владимир Маяковский» автор
исполнил заглавную роль Поэта* провозглашенного «князем нищих» и
нести за
них крестную муку, «И как просто было это всё*
— писал Борис Пастер
— Искусство называлось трагедией, Так и
следует ему называться, Траге
дия называлась “Владимир Маяковский”, Заглавье скрывало гениально простое
открытье* что поэт не
автор* но
— предмет лирики* от
первого лица обращаю
щейся к
миру, Заглавье было не
именем сочинителя* а
фамилией содержанья»
Пафос спектаклей ярко выразила Ольга Розанова в
афише «Первые в
постановки футуристов театра», В
сложном движении вечерних огней города
взлетают буквы театральной афиши, Динамичная композиция* цветовые кон
трасты зеленого* белого* красного, Из
темноты к
зрелищу устремляется фигура
высокого мужчины в
цилиндре и
развевающемся пальто, Изображенный чело
век чем-то схож с
автором и
героем трагедии
— Владимиром Маяковским, Это
его желто-полосатая кофта проглядывает в
распахнутых полах пальто* а
порывистого движения характерен для раннего Маяковского: «Версты улиц
взмахами шагов мну, Куда уйду я* этот ад тая»* «Хорошо* когда в
желтую коф
ту душа от
осмотров укутана…», Над декорациями пролога* эпилога и
мами работал П,
Филонов, Он* по
воспоминаниям А,
Кручёных* когда начал
писать декорации для трагедии Маяковского (два задника)* то засел* как в
пость* в
специальную декоративную мастерскую* не
выходил оттуда двое суток*
спал* ничего не
ел* а
только курил трубку: «В сущности* писал он не
ции* а
две огромные* во
всю величину сцены* виртуозно и
тщательно сделан
ные картины*
— рассказывал Алексей Кручёных,
— Особенно мне запомни
лась одна: тревожный* яркий городской порт с
многочисленными* тщательно
написанными лодками* людьми на
берегу и
— сотни городских зданий*
Другой декоратор
— Иосиф Школьник* писавший для пьесы Маяковского
той же мастерской* в
помещении рядом с
Филоновым* задумал было вступить
соревнование с
ним* но
после первой же ночи заснул под утро на
ной* свеженаписанной декорации* а
забытая керосиновая лампа для разогрева
ния клея коптила возле него вовсю, Филонов ничего не
По
минаниям мецената футуристического театра* председателя «Союза молодежи»
Жевержеева* образы героев-калек Филонов делал без эскизов
— по
«Чрезвычайно сложные по
композиции “плоскостные” костюмы Филонова* на
писанные без предварительных эскизов им самолично прямо на
холсте* затем
были натянуты на
фигурные* по
контуру рисунка* рамки* которые передвигали
перед собою актеры»
, Некоторое представление о
сценографии трагедии дает
помещенный в
журнале «Огонек» (1711, №
3.) репортажный рисунок Живо
товского* запечатлевший не
только сцену из
спектакля* но
и выход автора: «Мо
лодой человек-футурист в
ярко-желтой кофте демонстрирует себя во
время ан
По свидетельству Н,
Харджиева* в
подготовке спектакля «Владимир
Маяковский» принимала участие Ольга Розанова, В
печатной афише футури
стического театра с
рисунком Давида Бурлюка указано: «Декорации художни
В центре эскиза декорации Розановой мост и
угловатые («заломленные»)
конструкции* они явно предполагают трехмерное пространство сцены, Пересе
кающиеся плоскости могли создать выразительные возможности для мизансцен
страстных монологов Маяковского* вынужденного в
реальности использовать
обычную приставную лесенку посреди пустой сцены, Об
этом писали очевид
цы: «Сцену осветили перед тем* как появиться поэту, Поэт взошел на
пьедестал* утвердился в
позе и
стал говорить»,
Для Розановой футуристи
ческого периода «Человек на
— также ведущая тема, Острые грани до
мов* пространственные и
светотеневые контрасты видны в
ее эскизе декорации
Сопоставление трагедии «Владимир Маяковский» с
оперой А,
Кручёных
«Победа над солнцем»* также представленной в
Луна-парке* свидетельствует о
ных путях развития русского футуризма: один связан с
неоромантической* экспрес
заумной* словотворческой тенденцией,
Исключенный из
Московского училища живописи* ваяния и
феврале 1712
года за
выступления в
турне футуристов* Маяковский не
занятий живописью и
графикой, Только летом 1713
года он* по
Чуковского* сделал около 10. рисунков* среди них преобладали острые
К этому времени Маяковский в
августе–октябре 1712
года* сотрудничая
Бурлюком* К,
Малевичем* М,
Ларионовым* А,
Лентуловым* И,
издательстве «Сегодняшний лубок»* написал стихотворные тексты к
00 пла
катам и
10 открыткам на
тему войны, В
шести литографских плакатах и
Маяковский использовал многие приемы футуристической поэтики* напри
Пользовались популярностью экзотические рифмы* основанные на
ре созвучия к
иностранным словам и
Интересно отметить* что со
четание просторечия с
экзотизмами само по
себе было бы известной «смесью
французского с
нижегородским»* если бы не
использование его как приема, Это
стилизация под народную речь* и
стремление обновить литературный язык*
Здесь впервые в
его практике возникло сцепление агитационного текста*
«милитарной карикатуры» и
лубочного изображения* нашедшее развитие в
В цикле статей о
современном искусстве Маяковский протестовал против
превращения картин в
«телегу для перевозки здравого смысла сюжета» и
стаивал достижения молодых художников* воскрешающих «настоящую рус
скую живопись* простую красоту дуг* вывесок* древнюю русскую иконопись
Подлинным манифестом авангардной эстетики стала поэма Маяковского
«Облако в
штанах» (первоначальное название книги «Тринадцатый апостол»*
1713)* страстная проповедь «крикогубого Заратустры»* обозначенная автором
как четыре крика четырех частей: «долой
любовь* долой
искусство*
Эта книга* по
словам современника* представляла угрозу
— «угрозу стать
частью нашего взыскующего духа* так как поистине она
— кровавые лоскутки
Когда в
феврале 1713
года в
Петрограде вышел альманах «Стрелец» с
рывками из
поэмы «Облако в
штанах»* Д,
Бурлюк отметил* что в
этой кни
ге «футуристы как тараканы меж солидно отсыревших (климат такой) бревен
, Действительно* впервые здесь встретились стихи футуристов
произведения Александра Блока* Михаила Кузмина* Федора Сологуба, По
хожим было явление футуристов в
марте 1713
года на
«Выставке живописи
года» в
Москве, Вместе с
полотнами академиков в
респектабельных залах
был показан «Самопортрет» Маяковского* состоявший из
половинки цилин
дра* перчатки и
трости* его экспрессионистская «Рулетка» (Chemin de fer)
приклеенными игральными картами, Критика отмечала новый облик Мая
ковского: желтую кофту сменил вполне обычный костюм, Цилиндр и
полосатая кофта остались в
«Автопортрете» (1711) и
во фрагменте полотна
«Рулетка» (1713), Восприятие мира сквозь «метафорику игры» (Р,

важнейший элемент лирики Маяковского и
всего авангардного творчества,
Тот же образ возникает спустя десять лет: «Вся жизнь
- на
карты окон лег
ла…» («Про это»), Мир карт многократно воплотился и
в образности Розановой
В том же 1713
году* весной и
зимой* прошли две яркие футуристические вы
ставки картин: «Первая футуристическая выставка “Трамвай В”» и
футуристическая выставка .*1.», Здесь к
концу года произошло размежевание
группы Малевича* тяготевшей к
чистой форме* «живописной зауми»* с
тем «со
держательным»* экспрессионистским направлением* которое представлял Мая
ковский, Прочитанные после вернисажа выставки «.*1.» отрывки из
«Война и
мир» были восприняты художниками как измена футуризму, По
поминаниям В,
Алексеевой-Месхиевой* Маяковский на
вечере в
ском музее читал «Войну и
мир» с
необычайным внутренним пафосом* с
шим трагедийным запалом, В
финале он встал на
колени и
читал на
Об актуальности поэмы в
послереволюционные годы свидетельствует теа
трализованное представление «Войны и
мира» вместе с
прологом из
буфф» в
Витебске 17
сентября 1701
года силами Уновиса*
— художественного
объединения «Утвердителей нового искусства»* созданного К,
Малевичем, Вы
ступлением под лозунгом «Величайшина» открывался цикл вечеров современ
ной поэзии* музыки и
театра: «Представлено будет “Война и
мир” Маяковского
3 актах, Стихи Малевича и
других, Специальные декорации худ,
Еще в
году в
ответ на
утверждения И,
Зданевича о
том* что «футуризм
умер, Идет всёчество!» Владимир Маяковский заявил: «Да! футуризм умер как
особенная группа* но
во всех вас он разлит наводнением… Футуризм мертвой
хваткой взял Россию», В
дальнейшем* сколько бы ни возобновлялись разгово
ры о
«смерти футуризма»* а
затем и
о ликвидации* кубофутуризм оставался ре
альной силой* с
которой приходилось считаться и
старшему поэтическому по
колению* и
начинающим литературную жизнь писателям, «Нами* футуристами*
много открыто словесных Америк* ныне трудолюбиво колонизируемых всеми*
даже благородно шарахающимися от
нас писателями, Скоро сделанное нами
Отличительной чертой русского авангарда* как уже отмечалось* стала его
тесная связь с
социальной и
политической стороной жизни, Широта практиче
ской реализации авангардной поэтики была уникальна
— от
плаката и
С началом революционных преобразований Маяковский на
Совете органи
заций художников Москвы был вместе с
Коровиным избран представителем
для всех переговоров с
Временным правительством, Ольга Розанова сообщала
Шемшурину 2
апреля 1717
года о
собраниях художников: «За всё это время
умные речи слышала только от
Бурлюка и
, Вместе с
ем Якуловым он поддержал создание в
июле 1717
года Левой федерации Проф
союза живописцев Москвы* участвовал в
их первой выставке, В
марте 1717
Петрограде Маяковский вошел во
Временный комитет уполномоченных Сою
за деятелей искусств, На
собрании в
Михайловском театре Илья Зданевич при
зывал: «Выбирайте временный комитет для созыва Учредительного собрания
текущих дел* боритесь за
право художников на
самоопределение и
ление* протестуйте против министерства искусств и
захвата власти», Маяков
ский также выступил со
словами: «Мой девиз и
всех вообще
— да здравствует
политическая жизнь России и
да здравствует свободное от
политики искус
От имени левых организаций свободного искусства их поддержал Н,
нин: «Наш лозунг здесь провозглашен*
— товарищи Зданевич и
ясно здесь всё обрисовали, Левые течения во
всё время старого строя находи
лись в
ненормальных условиях»,
результате дискуссии была принята резо
люция Маяковского, Показателен список избранных в
состав Временного ко
митета Союза деятелей искусств* который огласил председатель собрания
Набоков: «От живописи
— Альтман и
Сомов9 кандидаты
— Шагал и
лов9 от
— Дубенецкий и
Таманов9 кандидаты Шретер и
тов9 от
— Матвеев и
Исаков9 кандидаты
— Яковлев и
— Пунин и
Маяковский9 кандидаты
— Блок и
Кузмин9 от
— Зилоти и
Черепнин9 кандидаты
— Прокофьев и
Глазунов9 от
(сценических деятелей)
— Мейерхольд и
Фокин9 кандидаты Соловьев и
лев», Имя Зданевича* как мы видим* отсутствовало в
списке, Более успешным
было выступление Маяковского* подхватившего слова Зданевича о
Союза деятелей искусств и
получившего мандат, Вспоминая в
докладе «Илиаз
да» (1700) этот день* Зданевич говорил: «Когда из
огромного зала заседаний все
деятели искусств разбрелись по
комнатам для выборов* я* аниматор и
тор (вдохновитель и
)* остался один, Мне некуда было идти,
Гейро приводит слова Зданевича* написанные на
обороте одной из
ниц романа «Философия»: «Ильязд
— любитель искусств, Всё* к
чему он ни
прикасался* обращалось в
красоту, Маяковский
— всё* к
чему он ни прикасался*
После Октябрьской революции кубофутуристы (В,
Маяковский* В,
ский* отчасти Д,
Бурлюк) адаптировались к
новым условиям,Создавались лите
ратурно-художественные объединения: АСИС (Ассоциация социалистического
искусства* 1718)* Летучая федерация футуристов (1718)* ИМО (Искусство мо
лодых* 1717)* Комфуты (коммунисты-футуристы* 1717* 1701)* МАФ (Москов
ская* в
будущем Международная ассоциация футуристов* 1700)* Леф (Левый
фронт искусств* 1701–1703)* Новый Леф (1707–1708)* РЕФ (Революционный
фронт искусств* 1707), Их последователи были за
пределами Москвы и
града: комфуты в
Иркутске и
Чите* «Творчество» на
Дальнем Востоке* УкрЛеф
Роль поэта и
художника в
построении социально справедливого общества
Маяковский связывал с
«демократизацией искусства»* с
поиском новых форм об
ращения к
массам* преобразованием культурной среды: «Искусство должно быть
сосредоточено не
в мертвых храмах-музеях* а
повсюду: на
улицах* в
трамваях*
фабриках* в
мастерских и
в рабочих кварталах», Вместе с
Бурлюком и
менским зимой 1717–1718
годов Маяковский выступал в
«Кафе поэтов», 13
марта
года в
единственном номере «Газеты футуристов» был напечатан «Манифест
Летучей федерации футуристов» с
требованием отделения искусства от
ства и
провозглашением необходимости третьей Революции* Революции Духа,
осени 1718
года он стремится* напротив, использовать возможности государства
интересах авангарда и
работает в
отделе Изобразительных искусств (ИЗО) Нар
компроса* где начинает издавать газету «Искусство коммуны», Пафос преодоле
ния времени* борьбы с
прошлым выразился в
жанрах оды* приказа* марша («Ода
революции»* «Приказ по
армии искусств»* «Левый марш»), Стихотворение «Наш
марш» стало «Маршем футуристов» (отдельное изд,
— 1718* муз, А,
Лурье* облож
Под непосредственным впечатлением* в
один-два дня я
сочинил к
этому
стихотворению музыку, Причем из
озорства сочинил я
этот марш не
в четы
рехдольном размере* как это полагается быть всякому маршу* а
в трехдольном,
Характер маршеобразного движения сохранялся* но
марш мой как бы прихра
Кафе поэтов в
Настасьинском переулке располагалось в
близости к
зданию бывшего Купеческого собрания на
Малой Дмитровке* где
был клуб анархистов, Сохранилось заявление Московской федерации анархи
Усиление роли советского государства* политика военного коммунизма*
исключавшая частную инициативу* привели футуристов к
необходимости со
трудничества с
властными структурами* к
соединению идеи социальной рево
люции с
творческим экспериментом: «В государственную систему управления
вошли носители живой художественной культуры России* привыкшие обычно
себя власти* и
вошли как
— писал Абрам Эфрос,
годах с
Наркомпросом сотрудничали кроме Владимира Маяков
ского Василий Кандинский* Казимир Малевич* Владимир Татлин* Ольга Роза
нова* Артур Лурье* Марк Шагал* Александр Родченко* Надежда Удальцова и
В «Приказе по
армии искусств» (1718) Маяковский требовал: «Товарищи!
— баррикады сердец и
душ», На
страницах «Газеты футуристов»
«Искусства коммуны» разрабатывались понятия «Революции Духа»* «Ин
тернационала искусств» (Красный Искинтерн), Футуристами планировалось
объединение «пролетариев от
искусства» в
международную организацию* по
добную Третьему коммунистическому интернационалу, В
документах Между
народного бюро при Наркомпросе говорилось: «Социальная роль искусства как
фактора* гармонически объединяющего народы и
общества* делает его могучим
орудием в
борьбе за
осуществление мирового социализма, В
то же время ду
ховная роль искусств обещает социалистическому человечеству еще небывалые
радости всенародной художественной деятельности в
творчестве и
Подчеркивая значение своих достижений* их насущность* подобную хлебу*
первый послереволюционный сборник кубофутуристы назвали «Ржаное слово,
Революционная хрестоматия футуристов» (1718), «Хлебы искусства да прело
мятся равенственно*
— писал Давид Бурлюк,
— Ибо искусство
— единственная
религия нашего духа* пришедшего к
купели эстетической», Недаром В,
Утопическая вера в
возможность рая на
земле* впервые воплощенная в
нале поэмы «Война и
мир» (1714)* остается важнейшей чертой художествен
ного мира Маяковского, Финалы всех его крупных произведений обращены
будущее* ближайшее или отдаленное на
века, Поэт стремился заглянуть впе
ред как можно дальше* чтобы «тянуть за
собой понятое время», Проективный*
созидательный пафос освещает пьесу «Мистерия-буфф»* задуманную в
года* за
несколько месяцев до
Октябрьской революции, Пьеса была по
ставлена в
Петрограде к
ее первой годовщине
— 7
ноября 1718
года, Режиссе
ром был Вс,
Мейерхольд* художником спектакля
— К,
Малевич, Маяковский
ну после трагедии «Владимир Маяковский»), Переосмысленная им библейская
история о
всемирном потопе и
чудесном спасении в
ковчеге как новый миф о
волюции* давала ошеломляющие возможности для сценических экспериментов,
Актеры Александринского театра отказались играть пьесу* травестирующую
религиозный сюжет*
— исполнителей набирали по
объявлению в
газете: «То
варищи актеры! Вы обязаны великий праздник революции ознаменовать ре
волюционным спектаклем, Вами должна быть разыграна “Мистерия-буфф”*
героическое* эпическое и
сатирическое изображение нашей эпохи* сделанное
, К
сожалению* эскизы Малевича не
сохранились* не
фотофиксации спектакля, Известно лишь* что центральное место занимало
большое* диаметром около пяти метров земное полушарие и
черные кубы* на
Афиша и
обложка первого издания пьесы были выполнены Маяковским
едином решении, В
году он сделал эскизы костюмов и
декораций к
состоявшейся постановке в
передвижном «Летучем театре» (экспонировались
Первой свободной выставке всех течений в
Зимнем дворце* 1717), Как пре
красно подметила Цветаева* масштаб декорационного творчества особенно со
ответствовал Маяковскому* потому что «из кожи поэзии рвался еще и
Попытки поставить «Мистерию-буфф» предпринимались и
позже, Сделан
ный Г,
Якуловым в
году эскиз оформления спектакля в
Театре РСФСР
Первом «с ренессансным блеском в
форме своеобразного амфитеатра»* по
вам В,
Бебутова* пригодился для постановки вагнеровского «Риенци»
, Но
стерии-буфф» более соответствовали конструктивистские решения А,
ского* В,
Храковского* В,
Киселева (режиссура В,
Мейерхольда и
мая 1701), Отталкиваясь от
идеи беспредметничества* они превратили сцену
огромную стройку, «Установка поражала своей грандиозностью*
— отмечал
— всеми своими частями она прямо выступала из
пространства сцены, Огромные масштабы места действия вполне гармонирова
ли с
размахом пьесы, Занавеса не
было,,, Сцена сливалась с
полом зрительного
В июне 1701
года во
0-й редакции* с
новым прологом и
эпилогом* пьеса была
показана в
московском цирке для делегатов конгресса Коминтерна и
стала из
вестна за
рубежом (перевод на
польский язык сделал В,
Вандурский* на
— И,
Бехер), Маяковскому представлялась особенно интересной постанов
ка «Мистерии-буфф» под открытым небом на
Лубянской площади* в
которой в
170.-е годы находился фонтан
— естественный символ всемирного
С октября 1717 по
февраль 1700
года Маяковский работал в
РОСТА вместе
Черемных* И,
Малютиным* А,
Нюренбергом и
др,* выпуская трафаретным
способом плакаты с
характерными для них лаконичными рисунками и
ми («лозунг* а
не роман!»)* символикой цвета и
жеста* поликадровой компози
цией, «Это*
— отмечал Маяковский*
— фантастическая вещь, Это обслуживание
горстью художников* вручную* стопятидесятимиллионного народища», Около
1 тысяч плакатов и
4 тысяч подписей составили его вклад в
агитискусство, Де
сять плакатов РОСТА были показаны на
Первой русской художественной вы
Художественная цельность и
действенность этого творчества словно вы
водила его из
области военно-политических конфликтов в
сферу искусства,
случайно* как вспоминают* Анна Ахматова* определяя сущность Маяковско
Марина Цветаева также связывала создание «Окон РОСТА» с
выражением всей революционной эпохи: «Эпос наших дней: плакат», Она отме
чала: «Если же это “белогвардеец” (враг)* Маяковский наделяет его такой выра
зительности атрибутами* что мы не
вспомним ни одного нашего живого знако
мого-добровольца* это будет Белая армия глазами Красной армии: то есть живой
эпос ненависти… Генерал будет
— до
чудовищности отросший погон и
бард* буржуй будет
— не
мясом* а
целым мысом выступающий на
нас живот…»
Таков плакат РОСТА №
271 (октябрь 170.): «Врангель
— фон*
- Врангеля
- Врангель
— враг*
- Врангеля в
овраг!», Краткие* как выстрелы* строки
лаконичные четыре картинки-эмблемы, Врангель в
мантии и
с короной под
— в
руках кинжал и
цепи, В
— красноармейский сапог со
под зад, Врангель в
белой черкеске тянется к
красному флагу
— красным шты
ком сброшен с
крымских гор, Нетрудно заметить* что этот плакат органично вы
рос из
авангардной стилистики предшествующих лет, «Геометрия* сведенная
пронзительного крика целенаправленной выразительности*
— подчеркивал
В то же время строки-подписи наполнены частушечным ритмом* легко за
поминаются несмотря на
виртуозную рифмовку и
динамичный синтаксис: стре
мительное действие без единого глагола, Так же и
четырехкадровая композиция
плаката* раскрывающая сюжет в
карикатурных рисунках* создает четкое рит
мическое движение, Маяковский пользуется графическим языком* который он
опробовал в
плакатах «Сегодняшнего лубка»* в
декоративных эскизах костюмов
«Мистерии-буфф», Характерна максимальная семантическая нагруженность
каждого элемента плаката
— цветовое решение выявляет невыраженное лекси
чески противостояние Белой и
Красной армий (Врангель в
белой черкеске
Но в
поэме «Хорошо!» (1707) плакатное противостояние сменяется исто
рической панорамой, Цветаева напоминает «гениальные строки о
Врангеле* встающем и
остающемся как последнее видение Добровольчества над
последним Крымом* Врангеле* только Маяковским данном в
росте его нечело
«Будущих былин Святогор-богатырь»*
— так говорил о
себе Маяковский,
«Запевший Илья Муромец»*
— так озаглавил рецензию на
книгу поэта Роман
Гуль* писатель из
стана русской эмиграции, Не
принимая революционной на
сыщенности стихов Маяковского* он утверждал* что «Левый марш» идеологи
чески чужд* но
творчески прекрасен, Так проявляла себя авангардная эстетика
активизма* объединявшая поиск новых художественных форм с
Воспользовавшись футуристической «азбукой»* русский авангард 170.-х го
дов существенно изменил* приспособил к
новым условиям многие положения
кубофутуризма и
создал собственную* постфутуристическую теорию и
тику, Наиболее важные изменения касались политизации творческой сферы
Маяковский стремился объединить усилия левых художников* восстано
вить единое культурное пространство авангарда: участвовал в
журнале «Вещь»* где был опубликован его «Приказ по
армии искусств»* а
хотворение «Сволочи»
— в
переводе Марины Цветаевой на
французский язык
(1700, №
1)* встречался с
поэтами «Блока»* «Дзвигни» в
Варшаве* с
группой «Де
ветсил» в
Праге* с
эстридентистами в
Мехико* с
Уильямсом и
гом в
Нью-Йорке, «Маяковский* подобно Толстому* обнаруживает*
— по
— свойственный русским вкус к
перестройке жизни всего человече
ства», В
октябре 1700
года Маяковский* участвуя в
открытии Первой выставки
русского искусства в
Германии* познакомился с
Гроссом* И,
Голлем* Э,
скатором* В,
Герцфельде* Д,
Хартфильдтом, Тогда же* по
приглашению С,
лева* Маяковский побывал в
Париже* посетил мастерские П,
Пикассо* Ж,
Делоне* Ф,
Леже* встречался с
Кокто* Т,
Тцара* И,
Стравинским* Н,
чаровой* М,
Ларионовым* Б,
Григорьевым и
др, Он вел переговоры о
Интернационала искусств для объединения «левых мира» с
редактором жур
нала «Удар» С,
Ромовым* создателем группы «Через» И,
Зданевичем, В
годах произведения Маяковского переводили на
0. языков* в
том числе
Бехер* Ю,
Тувим* В,
Броневский* А,
Стерн* Л,
Арагон* Ф,
Кубка* Б,
Милев, Плакаты «Окон РОСТА» и
рекламная продукция экспонировались
В 1701
году Маяковский организовал группу «Левый фронт искусств»
(Леф) и
журнал «Леф» (1701–17039 «Новый Леф»* 1707–1708), Этому предше
ствовали длительные организационно-творческие поиски нового объединения*
сочетающего футуристическое формальное мастерство и
социальный заказ, Это
было своеобразное отступление с
передовых позиций* самосохранение авангар
да в
области производственного искусства, Маяковский отмечал: «Леф
— это
группа людей* связанная литературными интересами, Мы являемся несомненно
Декларацию «За что борется Леф?» подписали вместе с
Маяковским члены
редколлегии журнала Н,
Асеев* Б,
Арватов* О,
Брик* Б,
Кушнер* С,
Чужак, До
года* когда на
7-м номере прекратилось издание «Лефа»
(фактически после Постановления ЦК ВКП(б) о
политике партии в
области ли
тературы и
искусства)* журнал действительно отражал позицию отечественного
международного авангарда, В
журнале наряду с
произведениями Н,
Пастернака* А,
Кручёных* О,
Брика* С,
Третьякова* И,
Бабеля* А,
др, печатались статьи и
репродукции работ художников Л,
Поповой* А,
ченко* В,
Степановой* Г,
Гросса* архитекторов Весниных* Н,
Ладовского* кино
режиссеров Д,
Вертова* С,
Эйзенштейна* Э,
Рутмана и
др,* заметки художников
студентов Вхутемаса* архитектурные фантазии Н,
Леонидова* Я,
Представители формальной школы (ОПОЯЗ) В,
Шкловский* Б,
Якубинский и
др, участвовали в
номере* озаглавленном «Язык Ленина», Об
ложки журнала оформлял Родченко в
духе конструктивизма* преимущественно
На страницах «Лефа» и
«Нового Лефа» Маяковский поддерживал идеи кон
структивизма* производственного искусства* социального заказа* литературы
факта, В
программных статьях он обращался к
футуристам* вынесшим искус
ство на
улицы и
площади* к
производственникам* давшим вдохновению твер
дый расчет* к
конструктивистам* заменившим мистику творчества обработкой
Конструктивизм* по
мысли О,
Брика* это течение* которое использует ма
стерство для изготовления «нужных в
быту* утилитарных вещей»* выполняет
«лишь производственные заказы: обложки* плакаты* модели мебели* проекты
— делают вывески* надписи* жетоны*
— раскрашивают автомобили*
поезда* аэропланы и
Область «искусства в
производстве» расширялась
счет литературы факта* кино* театра* архитектуры* прикладного искусства*
Утилитарный подход отличал «производственничество» во
всех его прояв
лениях, Осип Брик писал* например* в
статье «От картины к
ситцу»: «Только
те художники* которые раз навсегда порвали с
станковым ремеслом* которые
деле признали производственную работу не
только равноправным видом ху
дожественного труда* но
единственно возможным*
— только такие художники
могут продуктивно и
с успехом браться за
разрешение проблем сегодняшней
Это было* по
словам М,
Левидова* «организованное упрощение культу
, Но
Маяковский увлекался пафосом производственничества и
на прак
тике переходил к
газетным стихам на
злобу дня* сатирическим фельетонам*
утилитарным текстам для санитарных* пожарных плакатов* стихов о
Любопытен первый опыт коллективной разработки современной темы
— за
казанные Маяковским стихотворения к
празднику «Первое мая» («Леф», 1701,
0), «Социальный заказ» выполнили кроме Маяковского Асеев* Пастернак*
Кручёных* Третьяков* Незнамов, Стихотворение Маяковского обращено к
там с
призывом: «Да здравствует деланье мая
- искусственный май футури
стов», Для Кручёных* в
отличие от
других авторов* первомайская тема решается
своеобразных неологизмах: «рабочеправствие»* «Меж-нар-май»* «Май теп
Но* утверждая социально значимое творчество* Маяковский подчеркивал
докладе «Левей Лефа» 07
сентября 1708
года: «“Самовитое слово”
— пройден
ный этап* к
которому Леф уже не
может вернуться и
делать его критерием своей
работы, Ближайшая задача Лефа
— целиком идти к
массовому читателю* закрыв
собою двери самодовлеющей лаборатории слова», К
этому привела установка
значительной части лефовцев на
утилитарность и
массовость, Необходим «пе
ревод искусства на
положение одного из
средств* помогающих пролетариату
осуществить свою власть над миром, Это
— внесение искусства* как предельной
квалификации производственного изобретательства* в
самую гущу ежеднев
ной житейской практики»*
— писал С,М,
Третьяков* требуя противопоставить
— агитвоздействие9 лирике
— энергическую словооб
работку9 психологизму беллетристики
— авантюрную изобретательную новел
лу9 чистому искусству
— газетный фельетон* агитку9 декларации
— ораторскую
трибуну9 мещанской драме
— трагедию и
фарс9 переживаниям
— производствен
Несомненно* в
литературном творчестве Маяковский мог идти по
му пути только «наступая на
горло собственной песне», «Нами лирика неодно
кратно атакована»*
— отчитывался поэт перед лефовцами, Результатом нередко
были «газетные стихи» или* по
определению В,
Полонского* «стихоподобные
статьи», Но
в конструктивном оформительском искусстве Маяковский чув
ствовал справедливость рациональной эстетики производственного искусства*
его утилитарной установки на
формирование новой среды обитания и
Признание получила торговая реклама («Нигде кроме* как в
сельпроме»* «Резинотрест»* ГУМ и
др,) с
маркой «Реклам-конструктор Мая
ковский–Родченко»* удостоенная серебряной медали и
диплома на
народной выставке современных декоративных искусств и
промышленности в
Париже (1703) по
разделу «Искусство улиц», Маяковский
входил в
оргкомитет по
подготовке советской экспозиции и
отстаивал необхо
димость показа лефовской продукции, А,
Родченко вспоминал* что их первым
:…> вся Москва украсилась нашей продукцией :…> Было сделано
3. плакатов* до
сотни вывесок* упаковок* оберток* световых реклам*
Маяковский получал заказы* определял темы* делал подписи, По
словам
Родченко* обычно его «текст был с
рисунком* который он не
мог не
сделать* хотя
каждый раз говорил* что “вот это я
нарисовал* но
тебе* конечно* не
нужно* это
так* для ясности”, Он знал* что я
не использовал его рисунки по
той причине*
что они были сатирические* в
стиле лубка»
, Тем не
менее такие плакаты* как
«Лучших сосок не
было и
нет…»* «Дождик* дождь* впустую льешь…»* довольно
точно следуют эскизу Маяковского* его образным и
композиционным решениям,
В «Лефе» отмечалось* что «вполне возможны папиросы “Еуы”*
— не
хуже па
пирос “Капэ”, И
почему* если есть часы “Омега”* не
может быть часовой фабри
ки “Воэоби”?»
Однако реклама* адресованная массовому покупателю* нередко
малограмотному крестьянину* требовала отказа от
футуристических экспери
ментов в
пользу элементов традиционного лубка и
куплетов абрикосовского
Маяковский уделял внимание полиграфическому дизайну* сделал облож
ку своего первого поэтического сборника «Я!» (1711)* поэмы «Человек» (1718)*
революционной хрестоматии футуристов «Ржаное слово» (1718)* журнала
«БОВ» (1701), В
оформлении его книг участвовали Эль Лисицкий («Для голо
са»* 1701)* М,
Ларионов («Солнце»* 1701)* А,
Родченко («Про это»* 1701)* С,
Однако узость программных установок привела к
расколу лефовского сооб
щества* выходу из
него Пастернака* Мейерхольда* Эйзенштейна и
др, Возникали
внутренние споры* о
которых Сергей Эйзенштейн писал как об
«агонии “Нового
Лефа”* этого хилого последыша когда-то бойкого и
боевого “Лефа”… И
в центре
Действительно* Маяковскому было тесно в
лефовских пределах* он не
уничтожения культуры
— «атакуя лирику»* он по-прежнему искал слово* срав
нимое с
«золоторожденной кометой»* с
энергией радия, На
упомянутом вече
ре «Левей Лефа» 04
сентября 1708
года Маяковский говорил: «Я амнистирую
Рембрандта»* «Я говорю
— нужна песня* поэма* а
не только газета»* «Не вся
кий мальчик* щелкающий фотоаппаратом*
— лефовец»
, Об
этом противоречии
поисках новых форм творчества вспоминал и
работавший вместе с
ко над оформлением спектакля «Баня» в
театре Мейерхольда Александр Дей
нека: «Он писал короткие рекламные четверостишия для плакатов на
киосках* мечтая создать ансамбль архитектуры с
крепким орнаментом лозунгов,
Маяковский особо остро чувствовал завтрашний день и
не случайно поддержал
меня в
споре с
одним прижившимся к
нему “леваком”* утверждавшим гегемо
нию фото* когда я
указывал* что можно сфотографировать только уже построен
На пути от
«солнечной Коммуны» («Мистерия-буфф»)* от
грядущей «жиз
ни* мечтаемой от
дней Фурье» (Пятый Интернационал»* 1700)* от
человечьих воскрешений»* дарующей бессмертие («Про это»* 1701)* его уто
пизм претерпевает изменения вместе с
меняющейся общественной средой, Эти
лирические фрагменты еще заметны в
поэмах «Владимир Ильич Ленин»* «Ле
тающий пролетарий»* «Хорошо!»* в
лучших стихах о
желанной будущей жизни
новом человеке, «У Маяковского была эта жажда заглянуть в
этот прекрасный
мир будущего… Во
всех его пьесах не
только бьется пульс современности* а
Однако во
второй половине двадцатых годов ощущается кризис утопического
сознания Маяковского* и
поэт приходит к
гротескным картинам будущего в
сах «Клоп» (1708* премьера 11
февраля 1707
года в
— реж,
ерхольд* худ,
Кукрыниксы* А,
Родченко* муз,
Шостаковича) и
«Баня» (1707*
премьера 14
марта 171.
года в
— реж,
Мейерхольд* худ,
тангов* А,
Дейнека* муз,
Шебалина), Пьесу «Клоп» Р,
Якобсон считал прямой
пародией на
поэму «Про это», Машина времени из
пьесы «Баня»* продвигаясь
хлебниковской «Волге времени»* встречает слишком много препятствий

бюрократизм* невежество* приспособленчество, Обгорела* не
пробилась сквозь
эти преграды весть из
будущего* так могла погибнуть и
делегатка* «Фосфориче
Последним обращением в
«коммунистическое далеко» стала итоговая вы
ставка «0. лет работы Маяковского»* открытая 1
февраля 171.
года* и
апреля 171.
года Маяковский скончался от
выстрела в
сердце в
комнате в
Лубянском проезде, Тысячи людей вышли на
улицы* чтобы простить
ся с
ним, «Он медленно покачивался на
грузовике* на
железной платформе* сде
ланной по
эскизу Татлина студентами Вхутеина* глухо громыхавшей и
\n\r
Не всё* к
чему был причастен Маяковский* он придумал сам* но
у него был
особый талант увидеть перспективную идею как находку, Действительно* Зда
невич предлагал выступить за
свободу искусства* но
Маяковский дал резолю
цию* за
которую все проголосовали, Каменский написал «Декрет о
заборной ли
— о
росписи улиц
— о
балконах с
— о
карнавалах искусств»*
опубликованный в
«Газете футуристов» 13
марта 1718
года, Его призыв к
там («…берите кисти ну
- И
— листы со
- По
улицам с
- расклеивайте жизнь…») и
художникам («Прибивайте к
домам карна
- Ярчайшие свои картины») намечал программный «Приказ по
искусств» Маяковского, Также опережал время лозунг Каменского
— воспе
вать «Революцию Духа Вселенскую», Мастерской «Окон РОСТА» руководил
Черемных* сделавший первые плакаты* а
Шиман предложил использовать
для размножения плакатов трафареты* но
стиль нового политического плаката
Своеобразие Маяковского проявилось в
мощной внутренней свободе* с
Маяковский был общепризнанным лидером авангардного движения, На
пример* когда Татлин узнал* что макет Башни Третьего Интернационала хотят
пустить на
растопку самоваров в
Доме Союзов* то обратился прямо к
Прошу тебя немедленно принять меры и
на митинге или лекции громко
Есть имена* просто обозначающие такого-то человека* почти как бы его но
мер трамвайного билета* имена без магии предопределения* без предначертания,
Но есть имена-предначертания:
* да еще
— какой
(как бы первый слог в
человеческом языке
— обра
щение к
подательнице и
хранительнице жизни)*
(вечная свежесть* вечная
(путеводная звезда)*
(неустанная работа и
сила* преодо
(непрерывная неподвижность* непрерывное гибкое скольжение*
Этими словами знаменитая художница русского авангарда Наталья Гонча
рова приветствовала Владимира Маяковского от
группы русских художников
Париже* в
году, Действительно* и
для нас «Маяковский» не
только имя*
понятие, В
нем заключено некое общее культурно-историческое содержание*
выходящее далеко за
пределы отдельной личности и
определяющее целую эпо
ху, Как бы ни относиться к
этому явлению* сколько бы ни пытаться обойтись
без него* исключить его из
активного обихода*
— нет* невозможно, Весь два
дцатый век пронизан утопической верой Маяковского в
грядущую гармонию
земной жизни человека и
реальной трагедией ее недостижимости, Этот вечный
конфликт многообразно отразился в
литературе* искусстве* философии нашего
времени* но
страстная исповедь и
проповедь Маяковского не
осталась в
нах книг»* она была услышана миллионами и
принята как своя: «13.
Он начинал с
трехсот экземпляров книги «Я!»* с
диспутов о
путях нового
искусства* а
поднялся* по
словам Пабло Неруды* на
«вершину столетия»* став
одним из
создателей своеобразного стиля русского авангарда* проявив себя и
словесном* и
в изобразительном искусстве, По
определению многих современ
ников* Маяковскому принадлежит особая роль организатора и
лидера значи
тельных* определяющих статус русского авангарда* начинаний: «Мы всю жизнь
Проблемному изучению целостности художественного мира Маяковского
посвятил цикл работ* вошедших в
книгу «Поэтическая культура Маяковского»
(177.)* Н,
Харджиев, В
книгах «Слова и
краски» (1744) и
«Нам слово нуж
но для жизни» (1778) В,
Альфонсов выявил характерные черты становления
творчества Маяковского* исходя из
понимания того* что «мир открылся Мая
ковскому в
зримых пластических образах* из
всех органов чувств он больше все
го доверял глазу* и
это уже не
“поэтика”* а
, О
плакатного творчества написаны книги В, Дувакина «Радость* мастером кован
В данном томе впервые вместе собраны и
в хронологической последова
тельности представлены исследовательские статьи и
публикации о
лубках*
плакатах РОСТА* печатных плакатах* книгах агитлубков* об
агите для детей
рекламе В,
Маяковского, Разбросанный по
разным томам предыдущих со
браний сочинений* этот вид работы во
многом утрачивал свою предметную
эстетическую значимость9 нескольким поколениям читателей плакаты и
кламная продукция поэта были известны лишь по
отдельным образцам* ко
торые приводились в
его изданиях в
качестве иллюстративного материала,
новом полном собрании произведений Маяковского в
0. томах книжно-пла
катное творчество выделено в
специальную серию из
пяти томов* где впервые
академическом издании писательских трудов эти произведения будут вос
произведены в
единстве словесного и
графического материала как целостный
объект,
Это широкая панорама культурно-просветительской работы* вдохновлен
ной и
обусловленной идеями «производственного искусства»* «социального за
Маяковский считал* что поэтическое слово является важнейшим элементом
плакатной агитационности* так как* взаимодействуя с
рисунком* оно придает
Лубки* плакаты* реклама занимают важное место в
творчестве Маяковского
составляют уникальную и по
объему* и
по жанровому своеобразию часть его
Выражаем глубокую признательность всем* кто содействовал нашей работе
над проектом: руководству и
сотрудникам РГБ* РГАЛИ* ГММ* ГЛМ и
Соколовой* Н,
Шундик* Д,
Карпову* а
также нашим зарубежным кол
ˆ\r\n„ .
, Маяковский и
-- Маяковский, Материалы и
, Хлебников
— основатель будетлян
-- Книга и
революция, 1700, №
Индусский и
персидский лубок, Цит, по
Михаил Ла
Авангард и
-- Авангард и
идеология: русские примеры,
…\r€ .
Творчество Франсуа Рабле и
народная культура средневековья и
Я
Маяковский В,В, Полн, собр, соч,: В
11 т, М,* 1733, Т,
, Наш выход: К
истории русского футуризма
- Сост, Р,
Дуганов, М,*
Рисунок не
сохранился* но
характерно* что имя Розалии Павловны Коган Маяков
Открытка Д, Бурлюка М, Матюшину от
сентября 1711
-- ГММ, Рукописно-
, Воспоминания
-- Маяковскому, Сб, воспоминаний и
статей, Л,*
Великолепные неожиданности
-- Очарованный странник, Пг,* 1713, №
Единая эстетическая Россия
-- Весеннее контрагентство муз, М,* 1713,
, «Лефанта чиол…»
- Вступ, статья* публикация писем* коммент,
Терёхиной, Сост, «Хроники жизни и
творчества О,В, Розановой» В,
\f ], Философия футуриста
- Сост, С, Кудрявцев, М,* 0..8, С,

Приложенные файлы

  • pdf 1203461
    Размер файла: 939 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий