Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. 75 А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.




I

Раздел. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:

-

Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Ми
нобразования РФ
№1089 от 5 марта 2004 года),

-

базисного учебного плана,

-

примерной программы основного общего образования по литературе,

-

авторской программы «Литература, 5
-
11 классы. (Базовый уровень.)ª Под редакцией
В.Я.Коровиной 10
-
е издание.
-

М.:

«Просвещениеª,2011.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Феде
ральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения
учебного предмета «Литератураª на этапе основного общего образования.



II Раздел. Планир
уемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения литературы ученик должен знать:



содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;



наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательн
ому изучению (по выбору);



основные факты жизненного и творческого пути писателей
-
классиков;



историко
-
культурный контекст изучаемых произведений;



основные теоретико
-
литературные понятия;


уметь:



работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главно
е, сравнивать
фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);



определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных
родов и жанров;



выявлять авторскую позицию;



выражать свое отношение к прочитанному;



с
опоставлять литературные произведения;



выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;



характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразит
ельно
-
выразительных
средств;



выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;



владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным прои
зведением;



участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;



писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных
произведениях, сочинения.







III

РАЗДЕЛ. Содержа
ние учебного курса.


Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно
сти общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как
искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак
тер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игоревеª.
История открытия памятника, проблема авторс
тва.
Художественные особенности произве
дения. Значение «Слова...ª для русской литературы после
-
дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.


Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы
XVIII

века. Граж
данский
пафос русского
классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов


Жизнь и творчество.(Обзор.)
Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и
стиха.


«Вечернее размышление о Божием величестве при слу
чае великого северного сиянияª,
«Ода на день восшествия
н
а Всероссийский престол ея Величества государыни Им
ператрицы
Елисаветы Петровны 1747 годаª.
Прославле
ние Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по
эзии.

Гавриил Романович Державин


Жизнь
и творчество. (Об
зор.)

«Властителям и судиямª.
Тема несправедливости силь
ных мира сего. «Высокийª слог и
ораторские, декламаци
онные интонации.

«Памятникª.
Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слогª
Державина и его особен
ности.
Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москвуª. (
Обзор.) Широкое
изображение российской действительности. Кри
тика крепостничества. Автор и путешеств
енник.
Особенно
сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель
ное наполнение. Черты
сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин


Слово о писателе.

Повесть
«Бедная Лизаª,
стихотворение
«Осеньª.

Сенти
ментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лизаª. Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус
ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКО
Й ЛИТЕРАТУРЫ
XIX

ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы
XIX

века. Поэзия,
проза, драматургия Х
I
Х века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.


1ч.

Василий Андреевич Жуковский


Жизнь и творчество.
(Обзор.)

«Мореª.
Романтический образ моря.

«Невыразимоеª.
Границы выразимого. Возможности по
этического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светланаª.
Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное нач
ало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред
-
сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и
смерти. Баллада «Светланаª


пример преображения традиционной фанта
стической баллады.
Нравственный
мир героини как средо
точие народного духа и христианской веры. Светлана


пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным
чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ
лений).

Александр Сергеевич Грибоедов


Жизнь и творчество.
(Обзор.)

«Горе от умаª.
Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности
композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров.
«Мильон терзанийª).
Преодоление
канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин


Жизнь и творчество.
(Обзор.)

Стихотворения
«Деревняª, «К Чаадаевуª, «К морюª, «Пророкª, «Анчарª, «На холмах
Грузии лежит ночная мгла...ª, «Я вас любил: любовь еще, б
ыть может...ª, «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...ª.

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья
о смысле жизни, о поэзии...

Поэма
«Цыганыª.
Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественныйª


противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер
Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегинª.
Обзор содержания. «Евгений Оне
гинª


роман в стихах. Творческая
история. Образы глав
ных героев. Основная сюжетная линия и лирические

от
ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна


нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне
гина.
Автор как идейно
-
композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман
в зеркале
критики (при
жизненная критика


В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическаяª критика


А. А. Григорьев; «почвенникиª


Ф. М. Достоевский; философская критика начала
XX

века;
писательские оценки).

«Моцарт и Сальериª.
Проблема «гения и злодейств
аª.
Трагедийное начало «Моцарта и
Сальериª. Два типа миро
восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их
нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред
ставления). Реализм (развитие
понятия). Тр
агедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество.
(Обзор.)

«Герой нашего времениª.
Обзор содержания. «Герой на
шего времениª


первый
психологический роман в рус
ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин


«самый любопыт
ный предмет своих наблюденийª
(В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундинаª. Повесть
«Ф
аталистª
и ее философско
-
композиционное значение. Споры о романтиз
ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой
наше
го времениª в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики.
«Смерть Поэтаª, «Парусª, «И скучно и грустноª, «Думаª,
«Поэтª, «Родинаª
, «Про
рокª, «Нет, не тебя так пылко я люблю...ª, «Нет, я не Байрон, я
другой…ª, «Расстались мы, но твой портрет…ª, «Есть речи


значенье…ª
(1824),ªпредсказаниеª, «Молитваª, «Нищийª, «Я жить хочу! Хочу печали…ª.
Пафос вольности,
чувство одиночества, тема
любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп
ление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на
чальные
представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество.
(Обзор)

«Мертвые душиª


история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые
и живые души. Чичи
ков


«приобретательª, новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедиейª Данте, с плу
товским романом, романом
-
путешествием. Жанровое
своеобразие произведения. Причины незавер
шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чи
чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора


от сатирика к пророку и
проповеднику. Поэма в оценках Б
елинского. Ответ Гоголя на критику Белин
ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко
мического
изображения в соответствии с тоном речи: о
бличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех
(развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

. Слово о писателе.

«Бедность не порокª.
Патриархальный мир в пьесе
и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя


положительные герои
пьесы. Особенности сюжета. Победа любви


воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Коме
дия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский


Слово о писателе.

«Белые ночиª.
Тип «петербургского мечтателяª


жад
ного к жизни и одновременно
нежного, доброго, несчаст
ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Наст
еньки в
романе. Содержание и смысл «сентименталь
ностиª в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юностьª.
Обзор содержания автобиографической три
логии. Формирование личности
юного

героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф
ликт героя с
окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием,
скептициз
мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики
Л. Толстого: психологизм («диалектика душиª), чистота нравственного чувства, внут
ренний
монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения
учащимися по индивидуальным заданиям
учителя.)

Антон Павлович Чехов


Слово о писателе.

«Тоскаª, «Смерть чиновникаª.
Истинные и ложные
ценности героев рассказа.

«Смерть чиновникаª. Эволюция образа маленького чело
века в русской литературе
XIX

века. Чеховское отношение
к маленькому человеку. Бо
ль и негодование автора. «Тоскаª.
Тема
одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан
ровых особенностях рассказа.

Из поэзии
XIX

века
-
1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по вы
бору учителя
и учащихся). Многообра
зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с
включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
XX

ВЕКА

Богатство

и разнообразие жанров и направлений рус
ской литературы
XX

века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений
XX

века, о ведущих
прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин


Слово о писателе.

Рассказ
«Темные аллеиª.
Печальная история любви л
юдей
из разных социальных слоев.
«Поэзияª и «прозаª русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков


Слово о писателе.

Повесть
«Собачье сердцеª.
История создания и судьба повести. Смысл названия. Система
образов произведения. Умственная,

нравственная, духовная недоразвитость


основа живучести
«шариковщиныª, «швондерстваª. Поэти
ка Булгакова
-
сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан
тастика, сатира (развитие
понятий).

Михаил Александрович Шолохо
в

Слово о писателе.

Рассказ
«Судьба человекаª.
Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру
женика. Автор и
рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Зн
ачение картины весенней приро
-
ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли
тературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ
«Матренин дворª
.
Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная
основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии
XX

века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Много
образи
е направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные
явления русской поэзии
XX

века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...ª, «О, весна без конца и краю…ª, «О, я хочу безумно жить...ª.
Высокие идеалы
и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном миреª. Глубокое,
проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы
поэта.

Сергей Александрович Есенин


Слово о поэте.

«Вот уж вечер...ª,ªПисьмо к женщинеª «Не жалею, не
зову, не плачу...ª, «Край ты мой
заброшенный…ª,«Разбуди меня завтра рано...ª, «Отговорила роща золотая...ª.
Тема любви в
лирике поэта. Народно
-
песенная основа произведений по
эта. Сквозные образы в лирике Есенина.
Тема России


главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский


Слово о поэте

«Послушайте!ª, «А вы могли бы?ª, «Люблюª (отрывок)
и другие стихотворения по
выбору учи
теля и учащихся. Новаторство Маяковского
-
поэта. Своеоб
разие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.

М
арина Ивановна Цветаева


Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...ª, «Бабушкеª, «Мне нра
вится, что вы больны не
мной...ª, «Стихи к Блокуª, «Откуда такая нежность?..ª, «Родинаª, «Стихи о Москвеª.
Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэт
ики Цветаевой. Традиции и новаторство в
творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий


Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...ª, «Где
-
то в поле возле Магадана...ª, «Можжевеловый
кустª, «О красоте человеческих лицª, «Завещаниеª.
Стихотворен
ия о че
ловеке и природе.
Философская глубина обобщений поэта
-
мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова


Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг
«Четкиª, «Белая стаяª, «Пушкинª, «Подорожникª,
«А
NNO

DOMINI

ª, «Трост
никª, «Ветер войныª.
Трагические интон
ации в любовной лирике
Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...ª, «Переменаª, «Весна в лесуª, «Во всем мне хочется
дойти...ª,
«Быть знаменитым некрасиво…ª.
Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Одухотворенная предмет
ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к
современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский


Слово о поэте.

«Урожайª, «Весен
ние строчкиª, «Я убит под Ржевомª
. Стихотворения о Родине, о
природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес
кая системы стихосложения.

Виды
рифм. Способы рифмов
ки (углубление представлений).

Песни и романсы на с
тихи поэтов
XIX

XX

веков

А.С.Пушкин. «Певецª; М.Ю.Лермонтов. «Отчегоª; В.Соллогуб. «Серенадаª («Закинув
плащ, с гитарою под рукою…ª); Н.Некрасов.

«Тройкаª («Что ты жадно глядишь на до
рогу...ª);
Е.А.Баратынский. «Разуверениеª; Ф.Тютчев. «К.Б.ª («Я вс
третил вас
-

и все былое…ª); А.Толстой.
«Средь шумного бала, случайно…ª; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…ª; А.Сурков. «бьется в
тесной печурке огонь…ª; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…ª; Н.Заболоцкий. «Признаниеª и др.

Романсы и песни как синтетиче
ск
ий жанр, посредством словесного и музыкального ис
кусства
выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл


Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...ª, «Нет, не надейся
приязнь заслужить..
..
Любовь как
выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик
Катулла
{«Мальчикуª).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...ª.
Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль
о поэтических заслу
гах


знакомство римлян с греческими лириками. Тради
ции горацианской
оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери


Слово о поэте.

«Божественная комедияª
(фрагменты). М
ножественность
смыслов поэмы

Универсально
-
философский харак
тер поэмы.

Уильям Шекспир


Краткие сведения о жизни и творче
стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи
Возрож
дения.

«Гамлетª
(обзор с чтением отдельных сцен по выбо
ру учителя, например: моно
логи
Гамлета из сцены пя
той (1
-
й акт), сцены первой (3
-
й акт), сцены четвертой

(4
-
й акт).
Теория
литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете
-

Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика
особенно
стей эпохи Про
свещения.

«Фаустª
(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
«Пролог на
небесахª, «У городских
воротª, «Кабинет Фаустаª, «Садª, «Ночь. Улица перед домом
Гретхенª,
«Тюрьмаª,
последний монолог Фауста из второй части трагедии)
.

Теория литературы. Философско
-
драматическая по
эма.




IV

Раздел.
Учебно
-
тематический план.

9 класс


Содержание

Кол
-
во часов

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы
XVIII

века.

10

Из л
итературы
XIX

века.

53

Из литературы
XX

века.

28

Из зарубежной литературы.

6

Итоговые уроки

2

ИТОГО

102


Количество часов:

Всего


102, в неделю
-
3 часа.

Плановых контрольных уроков
-

5

Уроков развития речи
-

8

Уроков внеклассного чтения
-

6









































Календарно
-
тематическое планирование учебного материала



Наименование тем уроков

Дата проведения



план

факт

1.


Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Выявление уровня литературного развити
я учащихся.

Первая
неделя


2.


Литература о Древней Руси (с повторением ранее
изученного).Самобытный

характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие
жанров. «Слово о полку Игоревеª
-

величайший памятник
древнерусской литературы. История открытия

памятника. Русская
история в «Слове…ª.


3.


Художественные особенности «Слова…ª: самобытность содержания,
специфика жанра, образов, языка
.


4.


Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика
русской литературы
XVIII

века. Особенности русск
ого классицизма

Вторая
неделя


5.


М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов


реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее
размышление о Божием величестве при случае великого северного
сиянияª. Особенности содержания и формы пр
оизведения.


6.


М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол
ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747
года)ª. Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения
в произведениях М. В. Ломоносова.


7.


Г.Р. Держав
ин. Слово о поэте
-
философе. Жизнь и творчество
Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.
Державина. Обличение несправедливости в стихотворении
«властителям и судиямª. Высокий слог и ораторские интонации
стихотворения.

Третья неделя


8.


Тема

поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятникª. Оценка в
стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о
бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина


9.


А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в
Москвуª (главы
).Изображение

русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный
пафос произведения.


10.


Особенности повествования в «Путешествии…ª.Жанр путешествия и
его содержательное наполнение.

Четвертая
неделя


11.


Н.М.Карамзин. Слово о писателе и истори
ке.


Понятие о сентиментализме. «Осеньª как произведение
сентиментализма. «Бедная Лизаª. Внимание писателя к внутренней
жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.


12.



«Бедная Лизаª как произведение сентиментализма. Новые черты
русской литер
атуры.


13.


Р.Р
.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии
современного читателяª (на примере 1
-
2 произведений)

Пятая
неделя


14.


Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Понятие о романтизме и реализме
.
Поэзия, проза и д
раматургия XIX
века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература


15.


Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и
творчество (обзор). «Мореª. «Невыразимоеª. Границы выразимого в
слове и чувстве. Возможности поэтического язы
ка. Отношение
романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.


16.


В.А.Жуковский. «Светланаª. Особенности жанра баллада.
Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные
мотивы, фантастика, образы
-
символы.

Шестая
неделя


17.


А.С. Гр
ибоедов: личность и судьба драматурга.


18.


А.С. Грибоедов. «Горе от умаª. Обзор содержания. Чтение ключевых
сцен пьесы. Особенности композиции комедии


19.



20.


Фамусовская Москва в комедии «Горе от умаª.

Седьмая


восьмая
недели


21.



22.


Чацкий в системе образов
комедии. Общечеловеческое звучание
образов персонажей.


23.


Р.Р.

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от умаª. Преодоление
канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода
драматического произведения (по комедии «Горе от умаª)


24.


Р.Р.

И. А. Гончаров.
«Мильон терзанийª. Подготовка к домашнему
сочинению по комедии «Горе от умаª.


25.


А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии
современного читателя («Мой Пушкинª).

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

Девятая
неделя


26.


Лири
ка петербургского периода. «К Чаадаевуª. Проблема свободы,
служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К
морюª, «Анчарª.


27.


Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а
холмах Грузии лежит ночная мгла…ª, «Я вас любил: любо
вь ещё,
быть может…ª. Адресаты любовной лирики поэта.


28.



Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророкª, «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…ª. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
«БесыªОбучение анализу одного стихотворения.

Десятая
неделя


29.


Конт
рольная работа

по романтической лирике начала XIX века,
комедии «Горе от умаª, лирике А.С.Пушкина


30.


Внеклассное чтение
. А.С.Пушкин «Цыганыª как романтическая
поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и
естественного. Индивидуалистическ
ий характер Алеко.


31.


Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегинª. История создания. Замысел
и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система
образов. Онегинская строфа

Одиннадцата
я неделя


32.


Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Тра
гические итоги жизненного пути


33.


Татьяна Ларина


нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга


34.


Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Двенадцатая
неделя


35.


Автор как идейно
-
композиционный и лирический центр романа. Роль
лирическ
их отступлений


36.


Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегинª как энциклопедия
русской жизни. Реализм романа


37.


Р.Р
. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский,
Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика
начала ХХ века. Роман
А..Пушкина и опера П.И.Чайковского.
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегинª

Тринадцатая
неделя


38.


Внеклассное чтение
. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальериª. Проблема
«гения и злодействаª.

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нрав
ственные
позиции в сфере творчества.


39.


М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и
одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я
другой…ª, «Молитваª, «Парусª, «И скучно, и грустно…ª


40.


Образ поэта
-
пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
ª Смерть поэтаª,
«Пророкª, «Я жить хочу! Хочу печали…ª, «Есть речи


значенье…ª

Четырнадцата
я неделя


41.


Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.
«Нет, не тебя так пылко я люблю…ª, «Расстались мы, но твой
портрет…ª, «Нищийª


42.


Эпоха безвр
еменья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Думаª, «Родинаª

«Предсказаниеª. Тема России и ее своеобразие. Характер лирического
героя его поэзии.


43.


М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времениª
-

первый психологический
роман в русской литературе, роман о незаурядной личност
и. Обзор
содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

Пятнадцатая


шестнадцатая
недели


44.


М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времениª. Печорин как
представитель «портрета поколенияª. Загадки образа Печорина в
главах «Бэлаª и «Максим Максимычª


45.



46.


«Журнал Печоринаª как средство самораскрытия его характера.
«Таманьª, «Княжна Мериª, «Фаталистª


47.


Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни
Печорина


48.


Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни
Печорина


49.


Р.Р
.Споры о

романтизме и реализме романа «Герой нашего
времениª.Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времениª
в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

Семнадцатая
неделя


50.


Контрольная работа

по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой
нашего времениª


51.


Н
.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие
успехи. «Вечера на хуторе близ Диканькиª, «Миргородª (с
обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых
сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые душиª. Обзор содержания.
Замысел, история создани
я, особенности жанра и композиции. Смысл
названия поэмы.


52.



53.



Р.Р
. Система образов поэмы «Мертвые душиª. Обучение анализу
эпизода.

Восемнадцата
я неделя


54.


Образ города в поэме «Мертвые душиª



55.


Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция е
го образа
в замысле поэмы

Девятнадцата
я неделя


56.



57.



Р.Р.«
Мертвые душиª
-

поэма о величии России. Мертвые и живые
души. Эволюция образа автора. Соединение комического и
лирического начал в поэме «Мертвые душиª Поэма в оценках
В.Г.Белинского. Подготовка к

сочинению


58.


А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порокª.
Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его
распада.

Двадцатая
неделя





Двадцать
первая неделя


59.


Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы

«Бедность не порокª. Комедия как жанр драматургии


60
-
61

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип
«петербургского мечтателяª в повести «Белые ночиª . Черты его
внутреннего мира.


62

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые н
очиª.
Содержание и смысл «сентиментальностиª в понимании
Достоевского. Развитие понятия о повести

Двадцать
первая неделя


63

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юностьª как часть
автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование
личности

героя повести, его духовный конфликт с окружающей
средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности
поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юностьª: психологизм, роль
внутреннего моно
-

лога в раскрытии души героя


64

А.П. Чехов: страницы жизни
и творчества. «Смерть чиновникаª.
Эволюция образа «маленького человекаª в русской литературе XIX
века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора



65

А.П.Чехов. «Тоскаª. Тема одиночества человека в мире. Образ
многолюдного города и его роль в

рассказе. Развитие представлений о
жанровых особенностях рассказа

Двадцать
вторая неделя


66

Р.Р
. Подготовка к сочинению
-
ответу на проблемный вопрос «В чем
особенности изображения внутреннего мира героев русской
литературы XIX века? (На примере произведе
ний А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)ª. (По выбору
учащихся.)


67


Внеклассное чтение
. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв.
Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их
стихотворения разных жанров. Эмоцион
альное богатство русской
поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

Двадцать
третья неделя


68

Русская литература
XX

века: многообразие жанров и направлений.


69

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеиª. История
любв
и Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзияª и «прозаª русской
усадьбы


70

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеиª. Лиризм
повествования

Двадцать
четвертая
неделя


71

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердцеªкак
социально
-
филос
офская сатира на современное общество. История
создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье
сердцеª. Сатира на общество шариковых и швондеров


72

Поэтика Булгакова
-
сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл
названия. Художественная усл
овность, фантастика, сатира. Гротеск и
их художественная роль в повести


73

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человекаª.

Смысл названия рас
-

сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Двадцать
пятая неделя


74

Особенности авторск
ого повествования в рассказе «Судьба человека


Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера
повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации,
особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе
-
эпопее


75

А.И.Солженицын. Слово о писат
еле. «Матренин дворª. Картины
послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в
рассказе


76

Образ праведницы в рассказе «Матренин дворª Трагизм ее судьбы,
Нравственный смысл рассказа
-
притчи

Двадцать
шестая
неделя


77

Контрольная работа


(

зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ
века


78

Русская поэзия «серебряного векаª.


79

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…ª, «О, весна без
конца и краю…ª, «О, я хочу безумно жить…ª. Высокие идеалы и
предчувствие пе
ремен. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта.

Двадцать
седьмая
неделя


80

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина.
«Вот уж вечер…ª, «Разбуди меня завтра рано…ª, «Край ты мой
заброшенный…ª


81

Размышления о жи
зни, любви, природе, предназначении человека в
лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщинеª, «Не жалею, не зову, не
плачу..ª, «Отговорила роща золотая…ª. Народно
-
песенная основа
лирики С.А.Есенина.


82
-
83

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!ª, «А вы м
огли
бы?ª, «Люблюª (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.
Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

Двадцать
восьмая
неделя


84

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о
любви, о жизни и

смерти.ª «Идешь, на


меня похожий…ª, «Бабушкеª, «Мне нравится, что вы больны не
мной…ª,

Стихи к Блокуª, «Откуда такая нежность?ª

Особенности поэтики Цветаевой


85

«Родинаª. Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи
о Москвеª. Традиции и новат
орство в творческих поисках поэта.
Елабужский период

Двадцать
девятая
неделя


86

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и
смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…ª, «Где
-
то в
поле возле Магадана...ª, «Можжевеловый кус
тª, «О красоте
человеческих лицª , «Завещаниеª. Философский характер лирики
Заболоцкого


87

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной
лирике.


88


А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
Особенности поэтики.

Тр
идцатая
неделя





89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о
природе и любви. «Красавица моя вся стать…ª, «Переменаª, «Весна в
лесуª, «Быть знаменитым некрасиво,,,ª, «Во всем мне хочется
дойти…ª. Философская глубина лирики Пасте
рнака


90

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в
лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожайª,
«Весенние строчкиª


91

А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…ª.

Проблемы интонации стихов о войне


Тридцать
первая неде
ля


92
-
93

Внеклассное чтение
. «Музыка поэзииª.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков


94

Зачетное занятие
по русской лирике ХХ века

Тридцать
вторая неделя


95

Внеклассное чтение.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет,
ни одна с
редь женщин…ª, «Нет, не надейся приязнь служить…ª.
Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик
Катулла («Мальчикуª).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…ª. Поэтические
заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии


96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедияª
(фрагментыª) Множественность смыслов поэмы и ее универсально
-
философский характер


97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлетª (обзор с чтением отдельных
сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечелов
еческое значение
героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным
миром «расшатавшегося векаª

Тридцать
третья неделя


98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции.
Гамлет как вечный образ мировой литературы


99

И.
-
В.Ге
те. Слово о поэте. «Фаустª (Обзор с чтением отдельных сцен.)
Эпоха Просвещения. «Фаустª как философская трагедия.
Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски
справедливости и смысла человеческой жизни


100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнер
а. Трагизм любви Фауста и
Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как
вечный образ мировой литературы

Тридцать
четвертая
неделя


101

Зачетная работа

по материалу, изученному в 9 классе. Выявление
уровня литературного развития учащихся.


102

Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для
летнего чтения



























































Приложенные файлы

  • pdf 1200094
    Размер файла: 642 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий