Лексическое богатство русского языка. Слово в художественном тексте. Русский язык среди других языков мира. Писатели, поэты, учёные о богатстве и выразительности русского языка. Читать ещёЛексическое богатство русского языка. Слово в художественном тексте. Переносное значение слова. Русский язык среди других языков мира. Писатели, поэты, учёные о богатстве и выразительности русского языка. Звуковые образные средства русского языка (7 часов). Звукопись (2 часа). Звуковая речь как основная форма существования языка. Скрыть


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №10

г.о.Тольятти










Дополнительная образовательная программа

«Уроки словесности»

(элективный курс)






Возраст
обучающихся


8 класс.

Срок реализации


34 часа (1 год)






Автор (составитель)


Львов
а С.И.,


Мнемозина, 2009


















Тольятти 2010


Пояснительная записка.

Так сложилась школьная практика последних лет, что на уроках русского язык
а вне
поля зрения остаётся важнейшая его сторона


эстетическая функция, которая наиболее
ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой
чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания,
бесконечных р
амочек в учебниках и напряжённых ожиданий результатов очередного
контрольного диктанта дети на видят в родном языке самого главного


его
удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает
русский язык своим родным. Именно поэ
тому и не отзывается душа ребёнка на
проникновенные и авторитетные высказывания ценителей русского языка, на
высказывания о величии, силе и красоте русского слова, поразительном богатстве русской
речи.

Эстетика языка долго оставалась без должного внимани
я. И хотя учитель всегда
стремился использовать лучшие образцы литературного творчества при проведении
грамматических разборов, в работе над связной речью учащихся, но при этом не ставилась
задача систематического и целенаправленного формирования у школьни
ков
лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов, способности
оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и
выразительности.


Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить лю
бовь к
русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данная программа берёт
за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в
разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известн
ый
учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике,
словообразованию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных
языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно
п
роявляется изобразительно
-
выразительная сила русского языка. Многоаспектная
языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать
важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического
анализа и выразительно
го чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия
помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей
школьного курса русского языка и литературы.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную
п
о содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до
создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых
художественных приёмов.

Цель курса:

через лингвистический анализ художественного текста показать

учащимся 8 класса необычайную красоту, выразительность русской речи, её
неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми
виртуозно пользуются мастера русского слова.

Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать б
азой для
проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Основные задачи курса:




раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка,
систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках
ру
сского языка в 5
-
9 классах;



углубить знан
ия о фонетических, лексических, словобразовательных

средствах
выразительности русского языка;



обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно
-
выразительным средствам языка в собственных творч
еских работах учащихся;



обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению
художественного текста.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Учащиеся должны:



иметь представление об изобразительно
-
выразительных средствах ро
дного языка:
фонетических, сл
овообразовательных, лексических
;



уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые
факты в их значении и употреблении;



использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих
работах;



производить многоаспектный комплексный анализ текста.

Программа создана на основе программы элективного (факультативного) курса для
7
-
9 классов «Уроки словесности» (автор Львова С.И., 2009г.).

На курс отводится 34 часа (1 час в неделю).







































Учебно
-
тематический план.



№ урока

Тема

Кол
-
во
часов

1

О родном языке.

1


Звуковые образные средства русского языка.

8

2
-
4

Звукопись.

3

5
-
6

Рифма.

2

7
-
8

Словесное ударение.

2

9

Логическое ударение.

1


Изобразительные ресурсы ру
сского словообразования.

9

10

Русское словообразование.

1

11

Морфема и её значение.

1

12
-
14

Словообразовательный повтор.

3

15
-
16

Внутренняя форма слова.

2

17
-
18

Окказионализмы.

2


Лексическое богатство русского языка.

16

19

Слово в художественном те
ксте.

1

20
-
23

Переносное значение слова.

4

24
-
25

Многозначные слова.

2

26
-
27

Омонимы.

2

28

Синонимы.

1

29

Антонимы.

1

30

Паронимы.

1

31

Лексика ограниченного употребления.

1

32

Устаревшие слова.

1

33
-
34

Фразеологизмы.

2


Итого:

34


Содержание п
рограммы.

О родном языке (1 час).

Русский язык среди других языков мира.

Писатели, поэты, учёные о богатстве и выразительности русского языка.

Звуковые образные средства русского языка (7 часов).

Звукопись (2 часа).

Звуковая речь как основная форма сущест
вования языка. Особенности звуковой
организации художественного текста. Звукопись в художественной речи. Два типа
звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.


Р
ифма (2 часа).

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от
совпадения звуков в рифмующихся словах: точная и неточная. Рифма простая и составная
(старости


ста расти). Усечённая рифма. Виды рифм в зависимости о
т расположения
ударений в рифмующихся словах: мужские и женские. Виды рифм в зависимости от
расположения рифмующихся строк: парные, перекрёстные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи. Рифмованная проза.


Словесное ударение (2 часа).

Особенность словесного у
дарения в русском языке (силовое, подвижное,
свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный
размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов.
Размер дв
усложный (ямб, хорей), трёхсложный ( дактиль, амфибрахий, анапест).


Логическое ударение (1 час).

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления
его смысловой нагрузки в предложении и тексте. Особенности расстановки логическог
о
ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции с
противопоставлением, конструкции сравнения и т.п.).

Изобразительные ресурсы русского словообразования (9 часов).

Русское словообразование (1 час).

Свойства русского словообразования,

определяющее его богатство и разнообразие,
безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и
словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их
стилистическая гибкость; большое разнообразие способов образо
вания (с помощью
морфем и неморфологические способы).

Морфема и её значение (1 час).

Морфема как значимая часть слова. Стилистические приёмы, основанные на
значимости морфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём
семантизации морфем), обыгр
ывание внутренней формы слова, словообразовательный
повтор, употребление слов с уменьшительно
-
ласкательными суффиксами, использование
слов паронимов, однокоренных слов в тексте.

Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое
выделен
ие их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов;
смысловое сопоставление производного и производящего слова.

Словообразовательный повтор (3 часа).

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды
словообразовательных повтор
ов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов),
повтор корня. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели.
Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора,
который одновременно служит и средством ед
иноначатия смежных стихов или строф
поэтического текста, и средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в
прозаическом произведении.

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова
-
паронимы и
паронимическое противопоставление. Нас
ыщение текста словами с суффиксами
субъективной оценки как изобразительный приём. Своеобразие использования
уменьшительно
-
ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных
исторических эпох, разных направлений, разных писателей.

Внутренняя форма

слова (2 часа).

Понятие «внутренняя форма слова» как объяснимость производных слов со
значением составляющих морфем. Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём
этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма, наивности детского
восприятия мир
а, как средство характеристики необразованных людей или людей,
любящих пофилософствовать, средство оживления пейзажных зарисовок и т.д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней
формы слова.

Окказионализмы (2 часа).

Словообра
зовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.
Индивидуально
-
авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в
художественном тексте.

Лексическое богатство русского языка (16 часов).

Слово в художественном тексте (1час
).

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного
состава: словообразование, изменение значения слов, заимствование.

Слово как основная единица языка. Лексический повтор и его виды (анафора,
эпифора).

Переносное значение слова (4

часа).

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в
переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение,
эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Многозначные слова (2 часа).

Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного
сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого
художественного приёма: создание комического эффекта, выражение иронии, сарказма,
речевая характеристика героя и т.п.

Омонимы (2 часа).

Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных
произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова,
для создания комического эффекта.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическо
м использовании слов
и омонимов.

Синонимы (1 час).

Стилистическое употребление синонимов в художественной речи.
Контекстуальные синонимы. Градация как стилистическая фигура речи.

Антонимы (1 час).

Стилистическое употребление антонимов в художественной речи
. Антитеза и
оксюморон и языковые средства их создания.

Лексика ограниченного употребления (1 час).

Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов,
жаргонизмов, профессионально
-
терминологической лексики): средство речевой
характер
истики героя, местности, в которой происходит действие и т.п.

Основные требования у использованию лексики ограниченного употребления в
художественном тексте: умеренность, понятность, умеренность.

Устаревшие слова (1 час).

Устаревшие слова как живые свидете
ли истории. Виды устаревших слов:
архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи:
стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания
поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средс
тво сатиры и юмора,
выражения насмешки и осуждения и др.

Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.

Фразеологизмы (2 часа).

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи:
использование семантически и структурно
не изменённых фразеологизмов как средства
эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание
фразеологизмов.

Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат
(крылатых слов) в художественном тексте.








Список и
спользованной литературы.

1.

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5
-
11
классы: основной курс, элективные курсы/
[
авт.
-
сост. С.И.Львова
]
.


3
-
е изд.,
-

М:
Мнемозина, 2009.

2.

Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: В 2
-
х ч./ Под ред.
О.Б.Сиротиной.


Саратов: «Лицей»,2002.

3.

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся старших классов.


М.:
Просвещение, 1982.

4.

Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклас. чтения
учащихся ст. классов.


М.: Просв
ещение, 1988.

5.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Кн. для учащихся 8
-
10 кл.
сред. шк.


М.: Просвещение, 1988.

6.


Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.


Л., 1972.

7.

Львова С.И. Уроки словесности.5
-
9 классы.


М.: Дрофа, 1997.

8.

Поэтика сло
весного искусства: Комплексный филологический анализ
художественного текста. Пособие для учителей и учащихся 10
-
11 классов.


Тольятти: Изд
-
во Фонда «Развитие через образование», 1997.

9.

Рождественский В.С. Читая Пушкина.


Л.: «Детская литература», 1966.



Приложенные файлы

  • pdf 566782
    Размер файла: 186 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий